Централизация страны. Сегунат Токугава

В последней четверти XVI в. крупней­шие феодалы Центральной Японии по­вели борьбу за политическое объедине­ние страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшее­ся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната при­обрела характер политической реконструкции страны под руковод­ством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополне­ны рядом централизаторских реформ. В ходе земельной ре­формы была осуществлена податная перепись на новых принци­пах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанав­ливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянст­ву запрещалось владеть холодным оружием. Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансо­во-экономического пространства страны ликвидировались внутрен­ние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная ре­форма.

Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвраще­ния новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Со­вет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый ре­жим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Оконча­тельно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда пра­вовых и административных преобразований.

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества. Она получи­ла название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой кате­гории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), свя­занная только с императорской семьей и лишенная реальных бо­гатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовы­вали военные дома (букэ), среди которых выделялись владе­тельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение кня­зей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспре­делялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: род­ственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались го­сударственные органы, заполнялись вакансии наместников в про­винции. Для удержания дайме в повиновении была введена практи­ка заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья оста­лись единственными, кроме государства, земельными собственника­ми; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассиро­ванные самураи – ронины, практически единственными права­ми которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная администра­ция, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении на­ходились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме во­енных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг прави­тельственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важней­шими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ве­домств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегу­на, члены регентского совета образовывали также нерегулярный со­вещательный орган – гоебэя (названный так по залу, где про­ходили заседания).

Каждое княжество представляло собой самостоятельную админи­стративную единицу, в которой было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, за­нятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятель­ностью князей-дайме осуществляли полицейские инспек­торы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь ос­новными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты воло­стей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кро­ме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занима­лись водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала прак­тика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассаль­ных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохраня­лась система традиционной монархии с собственной системой управ­ления и собственными полномочиями.

Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Со­гласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследст­венной в собственном роде. Император был обязан предоставлять се­гуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна – сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновре­менно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его дво­ра. В 1615 г. были установлены специальные правила для импера­торского двора, согласно которым обязанности императора направ­лялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение це­ремоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» поч­тения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согла­сованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с не­вестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автоном­ное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственно­го) совета были должности первого министра, левого и правого ми­нистров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль огра­ничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-об­разовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие – императора и се­гуна – составляло наиболее своеобразную черту феодальной монар­хии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневеко­вым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, на­ступил и государственно-политический кризис власти.

§ 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: