Международного характера. Понятие иммунитета

Правовое положение государства в гражданско-правовых сделках

Темы рефератов

1. Идеи государства в истории политической мысли.

2. Государство как политический институт.

3. Государство: этапы становления и развития.

4. Правовое государство: теория, история и современность.

5. Социальное государство в современной политической практике.

6. Идея правового государства в истории политической мысли.

7. Республика Марий Эл как субъект Российской Федерации.

Обязательная литература:

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – Глава 7.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие, 2-е изд. / К.С. Гаджиев. – М., 1995. – Главы 4,6.

3. Политология: учебник / Под редакцией В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005. – Глава 9.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И Введение в политологию. – М., 2006, С.248-267.

5. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: учебник по спецкурсу / М.Х. Фарукшин. – Казань, 2003. – Главы 1, 2.

Дополнительная литература:

1. Государство и общество: проблемы федерации и самоуправления / Под ред. В.В. Пузанова. – Ижевск, 1999.

2. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. – М., 2001. – Главы 1, 3.

3. Кулинченко А.В. Государственная власть и проблемы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / А.В. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 6.

4. Межуев В.Н. Идея национального государства в исторической перспективе / В.Н. Межуев // Полис. – 1992. – № 5-6.

Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания

иммунитета выражена в известных еще со времен римского права юридических

максимах: «par in parem non habet imperium» («равный над равным власти не

имеет»), «par in parem non habet potestas» («равный по отношению к равному

полномочий не имеет»), «par in parem non habet jurisdictionen» («равный над

равным не имеет юрисдикции»).

Государство может выступать во внешней сфере в различных категориях

отношений. Во-первых, его партнерами могут быть другие государства или

международные организации. Они могут заключать международные договоры о

предоставлении и получении займов, уступке территории, организации

сотрудничества в конкретных областях, определении линий делимитации и

демаркации границ, заключать военные и политические союзы и т.д.

Во-вторых, государство может вступать в разнообразные имущественные и

неимущественные отношения с иностранными юридическими и физическими

лицами (например, приобретать участки земли для расширения территории

посольства или миссии, сдавать в концессию участки недр в целях разработки и

добычи полезных ископаемых на своей территории, сдавать в аренду

принадлежащие ему здания и сооружения, находящиеся как в собственной

стране, так и на территории иностранного государства, приобретать и

отчуждать принадлежащее ему имущество, заказывать работы, услуги, товары и

т.п.). Во всех указанных во второй группе случаях государство участвует в

таких отношениях, в которых могли бы действовать и любые прочие субъекты

гражданского или торгового права. Важно подчеркнуть, что и в первом и во

втором варианте государство действует не в качестве двух лиц: «казны» (фиска)

— субъекта власти и «купца» — субъекта гражданско-правовых отношений, а

совокупно, во многих своих ипостасях, не утрачивая присущих ему суверенных

качеств. Иммунитет государства следует отличать от консульских и

дипломатических иммунитетов, которые предоставляются как привилегии

особым категориям представляющих государство лиц в целях облегчения

отправления ими своих функций на основе норм дипломатического и

консульского права. Так, консульские конвенции, заключаемые государствами в

целях урегулирования взаимных отношений по обмену консульскими

учреждениями и осуществлению ими своих функций, особо оговаривают, как

правило, предоставление, пользование и отказ в надлежащих случаях

консульских представителей от иммунитета.

Специальный комитет Конференции в Сан-Франциско, созданный для

разработки проекта ст. 2 Устава ООН, дал такое толкование суверенитета,

имеющее фундаментальное значение для понимания иммунитета: «Под


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: