Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления

Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает решения и тем самым контролирует его деятельность.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция.

В ней существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман)всевластие главы государства; конституционная монар­хия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалисти­ческую(Иордания, Кувейт, Марокко ), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется.

Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии .

Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

· Парламентская республика

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

- формирует и поддерживает его;

- издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

- вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

- осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

- критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.)

В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.

Хотя руково­дитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в полити­ческой иерархии .

Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его по­литический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отли­чаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

· Президентская республика

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика .

Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

Он руководит внут­ренней и внешней политикой и является верховным главнокоман­дующим вооруженных сил.

Президент чаще всего избирается пря­мо народом. Он сам (в США с одобрения сената ) назначает чле­нов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабиль­ностью.

Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, пре­зидент же не вправе распустить парламент .

Лишь в случае серьез­ных антиконституционных действий или преступления со сторо­ны президента ему может быть выражен импичмент — он досроч­но отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости .

Парла­мент может ограничивать действия президента с помощью зако­нов и через утверждение бюджета.

Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Чтобы нор­мально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в За­падной Европе.

В странах же с длительными авторитарными тради­циями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а так­же на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику».

В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из - под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и) даже объявляется пожизненным главой государства.

· Полупрезидентская республика

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентс­кая, или смешанная, республика.

Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.

При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм.

Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга.

Парламент не может сместить президента, который в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.

Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Президент без согласования с парламентом, но, учитывая рас­клад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров.

Сам пре­зидент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства.

· Референдум

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления.

Одним из них является институт референдума .

Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Ре­ферендум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.

В разных странах имеются существенные расхождения в облас­ти права инициирования референдума.

В одних государствах (Вели­кобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его явля­ются лишь парламент и правительство, в других (например, Фран­ция) — и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Италия) — непосредственно народ.

В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тыс. подписей. Для того, чтобы референдум состоялся, вовсе не обяза­тельно участие в нем большинства населения.

Всенародные голо­сования используются не только для принятия законов, но и для их отмены .В ряде стран (Франция, Австралия и др.) они обяза­тельны для принятия конституционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, — дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помо­щью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.

Возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение наро­да.

Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно ис­пользование референдумов на региональном уровне, где агитаци­онные и мобилизационные кампании не требуют больших финан­совых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов.

В некоторых странах (США, ФРГ и др.) этот демократический институт ис­пользуется лишь субъектами федерации и более мелкими админи­стративно-территориальными единицами.

· Территориальное устройство. Унитарное государство

Различают две основные формы территориального устройства государства: уни­тарную и федеративную.

Унитарное государство представляет со­бой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Оно имеет единую конституцию и гражданство. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ.

В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.

Федерацияэто устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

При этом одна часть вопросов является исключитель­ной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федера­ции, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Ува­жение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого фор­мируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации — соучастники общегосударственного суве­ренитета — фактически не обладают индивидуальным суверените­том и правом одностороннего выхода из союзного государства.

В большинстве союзных конституций содержится право федераль­ных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бед­ствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государ­ства показала свою жизнеспособность.

Этого нельзя сказать о кон­федерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Ее члены полнос­тью сохраняют государственный суверенитет и передают в компе­тенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867) и некото­рых других странах.

Эта форма государственного объединения не­прочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распа­дается.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в раз­личных сферах. Такая форма государственных образований не мо­жет быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сбли­жение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы оказывают влияние на процесс становления государства?

2. Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы?

3. Какие особенности отличают государственную организацию общественной жизни от догосударственной? Назовите основные признаки государства.

4. Что означает суверенитет государства?

5. Раскройте основное содержание функций государства.

6. В чем суть принципа разделения властей и каково его значение?

7. В чем состоят основные положения теории правового государства?

8. Что такое социальное государство? Какие государства современного мира можно отнести к социальным государствам?

9. Что такое формы правления государства? Дайте их характеристику.

10. По каким признакам различаются монархия и республика? Какие разновидности монархии и республики вы знаете и какими чертами характеризуется каждая из них?

11. Каковы особенности федеративного устройства России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: