Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает решения и тем самым контролирует его деятельность.
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция.
В ней существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.
Конституционная монархия делится на дуалистическую(Иордания, Кувейт, Марокко ), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется.
Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии .
Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).
· Парламентская республика
Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
- вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;
- критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.)
В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.
Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии .
Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.
· Президентская республика
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика .
Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.
Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената ) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
В президентской республике правительство отличается стабильностью.
Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент .
Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости .
Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета.
Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.
Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.
Президентская республика не получила распространения в Западной Европе.
В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику».
В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из - под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и) даже объявляется пожизненным главой государства.
· Полупрезидентская республика
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, республика.
Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.
При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм.
Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга.
Парламент не может сместить президента, который в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.
Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.
Президент без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров.
Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства.
· Референдум
Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления.
Одним из них является институт референдума .
Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.
Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.
В разных странах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума.
В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других (например, Франция) — и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Италия) — непосредственно народ.
В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тыс. подписей. Для того, чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения.
Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены .В ряде стран (Франция, Австралия и др.) они обязательны для принятия конституционных поправок.
Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, — дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.
Возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа.
Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные кампании не требуют больших финансовых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов.
В некоторых странах (США, ФРГ и др.) этот демократический институт используется лишь субъектами федерации и более мелкими административно-территориальными единицами.
· Территориальное устройство. Унитарное государство
Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Оно имеет единую конституцию и гражданство. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ.
В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.
По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.
Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.
При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов.
Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).
Члены федерации — соучастники общегосударственного суверенитета — фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.
В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.
Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность.
Этого нельзя сказать о конфедерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.
Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах.
Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы оказывают влияние на процесс становления государства?
2. Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы?
3. Какие особенности отличают государственную организацию общественной жизни от догосударственной? Назовите основные признаки государства.
4. Что означает суверенитет государства?
5. Раскройте основное содержание функций государства.
6. В чем суть принципа разделения властей и каково его значение?
7. В чем состоят основные положения теории правового государства?
8. Что такое социальное государство? Какие государства современного мира можно отнести к социальным государствам?
9. Что такое формы правления государства? Дайте их характеристику.
10. По каким признакам различаются монархия и республика? Какие разновидности монархии и республики вы знаете и какими чертами характеризуется каждая из них?
11. Каковы особенности федеративного устройства России?