Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизации

Периодизация ИГПЗС.

Методология.

Место истории государства и права зарубежных стран среди юридических наук.

Методология историко-правовых дисциплин включает в себя общие представления о природе, назначении, развитии государства и права, а также конкретные приемы, методы изучения материала.

1 метод – исторический. Он позволяет подойти к государству и праву как к изменяющимся во времени явлениям, выявить основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношения.

2 метод – сравнительно-исторический. Основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их в серии других сходных фактов. Конкретные явления изучаются путем синхронного сравнения. Синхронные сравнения – это сопоставления отдельных качеств с показателем других однотипных и одновременных явлений. Диахронное сравнение – сопоставление самих явлений.

3 метод – системно-структурный метод. Он эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элемента, внутренние и внешние связи и выявление системообразующих элементов. (Сравнение механизма нацистской Германии и фашистской Италии).

4 метод – статистический. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями; работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

ИГПЗС изучается в хронологических рамках 4 основных периодов.

1 период – история государственно-правовых институтов древнего мира (4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.)

2 период – история государственно-правовых институтов средневековья (5 в. – 17-18 вв.)

3 период – история государственно-правовых институтов нового времени (17-18 – к. 19 века)

4 период – новейшее время (20 век).

Понятие Восток в исторической науке используется как историко-культурное и цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью мировой цивилизации. Здесь впервые в истории человечества возникли социально-политические институты, государство, право, мировые религии. Заимствуя их опыт, возникли античные государства – государства Древней Греции и Древнего Рима в I тыс. до н.э. После этого и возникла дихотомия: Восток-Запад. Принципиальное различие восточного и западного цивилизационных путей заключается в том, что на Востоке не занимали значительного места частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, а на Западе частная собственность играла господствующую роль. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа, там были благоприятные природные условия, субтропический климат. Плодородные почвы. Однако хозяйственная деятельность в этих регионах возможна была только при наличии сложных ирригационных систем, которые регулировали сток вод великих рек. Земледелие возможно было только как орошаемое. Для создания и использования ирригационных систем необходимы были коллективные усилия земледельческих общин. Таким образом, координация экономических усилий в рамках всей страны порождала огромную концентрацию власти и способствовала превращению правителя в неограниченного деспота. Господствующий класс: жрецы, крупные чиновники, военачальники. Основными производителями были крестьяне и ремесленники. Рабы были, но рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах (дороги, храмы, стены и др.) Своеобразие обусловлено, прежде всего, его социальной базой – земледельческой общиной (закрытая, изолированная). Подавление человека, его воли начиналось уже в пределах коллектива. Сама община не могла существовать без центральной, организующей власти. Все люди зависели от воли деспота. Для древневосточного региона характерна замедленные темпы развития. Но все древневосточные государства были восточными деспотиями. Восточная деспотия – это форма политического режим, когда полномочия правителя не ограничены. Он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью и смертью своих подданных. Духовная и политическая власть. Личность главы государства обожествлялась. Власть в государстве осуществлялась многочисленным политическим аппаратом. Человек в таком государстве был рабом порядка, веры, традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: