Способы борьбы с экстерналиями

Проявления рыночного фиаско и функции государства

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой экологическое право как отрасль права?

2. Какие видыотношений регулируются экологическимправом?

3. Какие Вы знаете принципы экологического права?

4. Каковы особенности методов регулирования экологического права?

5. Что представляет собой система экологического права?

6. Что такое источники экологического прав, их виды?

7. Что такое управление окружающей средой и природопользованием?

8. Каковы формы права собственности на природные ресурсы?

9. Каково содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды?

10. Что такое право природопользования и каковы его виды?

11. Что такое экологическое правонарушение?

12. Какие существуют виды юридической ответственности за экологические правонарушения?

Рынок без вмешательства государства обеспе­чивает:

-эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий,

-лучшие методы организа­ции и управлении производством;

-экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей;

-высокую степень приспособляемости и адап­тивность к любым изменениям, как внешним, так и внутрен­ним;

- функционирование в условиях ограниченности информации (основную информацию в рыночной системе несут цены).

Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско, экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

1. Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов

Экстерналии затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Возникающие в результате у третьих лиц некомпенсируемые издержки называются издержками перелива.

Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами третьих лиц. Но невозможность усвоения всего эффекта от производства благ с положительными внешними эффектами ведёт к недопроизводству этих благ.

В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты.

1. Корректирующий налог Пигу – им обоснована необходимость государственного вмешательства в форме специального налога на производителей, порождающих внешние эффекты.

Корректирующий налог Пигу – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.

В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью прямых субсидий или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива.

Корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий. Наличие положительных и отрицательных экстерналий не требует государственного вмешательства, если:

-Чётко определены права собственности

-Сформирован рынок прав на побочные эффекты

Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Р. Коуз подверг критике идею интернализации внешних эффектов посредством налогов и предложил решать эту задачу закреплением собственности на право производить внешние эффекты, создавая тем самым рынок таких прав; тогда рынок обеспечит оптимальный по Парето объем внешнего эффекта..

«Оптимум Парето» — относительный критерий эффективности (оптимальности) функционирования экономической системы, который конкретизирует состояние оптимальности в следующем принципе: это достижение ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Данная формулировка «оптимума Парето» относится к потреблению.

Определение оптимума применительно к производству: определенная структура производства при данных ресурсах производства и данной технике становится оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения производства какого-либо другого блага.

Использование этого подхода в ближайшем будущем сможет гарантировать решение экологических проблем.

В свободной рыночной экономике в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий.

Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении.

2. Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ.

В современном рыночном хозяйстве выделяют рыночные товары, общественные блага, квазиобщественные блага. Когда экономическое благо производится для обмена, купли-продажи, оно становится рыночным (частным) товаром.

Общественные блага – блага, к которым не применим принцип исключения, ими могут пользоваться все члены общества, их производство обеспечивает государство, при условии, что они приносят существенные выгоды обществу.

Квазиобщественные блага (quasi-public good) – товары или услуги, на которые может распространяться принцип исключения, но которые обеспечивают такие большие выгоды перелива, что правительство поощряет их производство для предотвращения возникновения дефицита ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: