Система экологического права

Основы экологического права

Усыновление (удочерение), опека и попечительство.

Усыновление (удочерение) - основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновляемым возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Опека устанавливаем над малолетними детьми, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка в семью и трудового договора.

Экологическое право как отрасль права представляет собой комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Первый уровень основан на естественных особенностях природных компонентов. Он включает шесть самостоятельных отраслей:

· земельное право;

· водное право;

· лесное право;

· горное право;

· правовой режим охраны и использования животного мира;

· правовую охрану атмосферного воздуха.

Второй уровень представляют экологизированные нормы - нормы иных отраслей законодательства, регулирующие экологические отношения.

Третий уровень представлен нормами международного права окружающее среды, объединенными в отрасль международного публичного права - международное право окружающей среды.

Предметом экологического права выступают экологические отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействие общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды. Эти отношения подразделяются на два вида: природоресурсные и природоохранительные.

Природоресурсны е отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны окружающей среды в процессе ее хозяйственного использования. Отношения в области взаимодействия общества и природы, будучи урегулированные нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениям.

Назначение экологической функции государств состоит в том, чтобы обеспечить научно-обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации защиты прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

· государственная собственность на природные ресурсы (исключением является земля, которая может находиться в государственной и частной собственности);

· охрана окружающей среды, объектов живой н неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета системы государственного контроля за состоянием окружающей среды, законодательно обеспеченная система государственной экологической экспертизы;

· участие общественности в охране окружающей среды; применение экологического механизма охраны окружающей среды, применение мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц» за счет нарушителя;

· совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· участие Республики Беларусь в решении глобальных экологических проблем.

Природоресурсное законодательство включает несколько самостоятельных подотраслей экологического законодательства: земельное, водное, лесное, о недрах, атмосферном воздухе и животном мире, каждая из которых представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия использования и охраны соответствующих природных объектов и комплексов.

Ведущим законом в системе экологического законодательства, систематизировавшим основные эколого-правовые нормы, является Закон «Об охране окружающей среды».

Граждане РБ имеют право на благоприятную окружающую среду (личное неимущественное право, несвязанное с имущественным).

С целью реализации этого права они наделены рядом прав и обязанностей:

Ø создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Ø обращаться в органы государственного управления, иные организации для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Ø принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Ø вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

Ø оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

Ø предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу в

результате вредного воздействия на окружающую среду и др.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

ü соблюдать законодательство РБ об ООС;

ü повышать экологическую культуру;

ü беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

ü выполнить требования в области обращения с отходами;

ü выполнять требования пожарной безопасности;

ü соблюдать правила охоты и рыболовства;

ü выполнять требования и предписания должностных лиц, осуществляющих контроль в

ü области ООС;

ü возмещать причиненный ущерб и т.д,

Право природопользования - совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов.

Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний.

Специальное природопользование требует правового регулирования.

Признаки специального природопользования:

* разрешительный порядок;

* лицензионный порядок возникновения правд;

* целевой характер;

* рациональность природопользования;

* платность.

Эколого-правовая ответственность - правовое последствие нарушения экологического законодательства, заключающееся в применении к нарушителям органами государства установленных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественных интересам.

За нарушение законодательства об ООС органы административной юрисдикции могут применять:

* предупреждение

* штраф

* конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения

* лишение специального права.

За экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность: УК РБ, глава «Преступления против экологической безопасности и природной среды», cт. 263- 284.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: