Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Это наиболее динамичная составляющая формы государства, чутко реагирующая на процессы, происходящие в обществе. На политико-правовой режим оказывает влияние целый ряд обстоятельств. В частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и многое другое. Однако все разнообразие политических режимов сводится к двум основным разновидностям — демократическому и недемократическому (авторитарному).
Политико-правовая сторона демократического режима характеризуется следующими признаками:
- плюрализм в общественно-политической жизни;
- реализация принципа разделения властей;
- защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;
- наличие гражданского общества, возможность для населения воздействовать на власть и контролировать ее деятельность;
- свободная деятельность оппозиционных партий;
- предоставление свобод в сфере экономической деятельности.
Для авторитарного политико-правового режима характерно:
- отсутствие или ограничение прав и свобод личности;
- ограничение гражданского общества;
- командно-административные методы осуществления государственной власти, господство произвола и насилия;
- отсутствие у населения возможности контролировать деятельность органов власти;
- концентрация власти;
- отсутствие или ограничение деятельности представительных органов (например, парламента);
- примат государства над правом.
Крайней формой авторитарного режима считается тоталитаризм. Его особенности:
- идеологический монизм — господство одной системы идей, признанной в качестве официальной государственной идеологии;
- отсутствие гражданского общества как самостоятельной сферы общественных отношений, способной противостоять произволу со стороны государства;
- концентрация власти в руках правящей партии;
- милитаризация внутренней жизни.
4. Правовое государство: понятие и признаки
Государство и право – такие категории, которые не могут существовать друг без друга. Полемика по вопросу о том, что из них появилось первым, и что из них в этой связке доминирует, является беспредметной. Не существует государства без права, но и право без государства представляет собой совокупность социальных регуляторов, которые по своей сути не являются правовыми.
Государство также тесно связано с обществом. По мере развития общества развивается и государство. Однако государство — автономный социальный институт, который может как проявлять заботу об обществе, так и, наоборот, паразитировать на общественном организме. Поэтому, когда речь идет о правовом государстве, это вовсе не значит, что все другие государства не пользуются таким регулятором, как право. Подразумевается государство, которое является альтернативой тоталитарному государству.
Итак, правовое государство — это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти с целью недопущения злоупотреблений.
Основными признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе ограничение правом деятельности государства.
2. Государство является выразителем и защитником интересов гражданского общества.
3. Незыблемость прав и свобод человека, их приоритет в деятельности государства.
4. Четкое разграничение компетенций законодательной, исполнительной и судебной властей.
5. Обеспечение демократизма правотворчества, осуществляемого как представительными органами, так и непосредственно народом.
6. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех иных нормативных актов.
7. Соответствие законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.