Понятие формы государства

Классификация функций государства

Понятие функций государства

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой экологическое право как отрасль права?

2. Какие видыотношений регулируются экологическимправом?

3. Какие Вы знаете принципы экологического права?

4. Каковы особенности методов регулирования экологического права?

5. Что представляет собой система экологического права?

6. Что такое источники экологического прав, их виды?

7. Что такое управление окружающей средой и природопользованием?

8. Каковы формы права собственности на природные ресурсы?

9. Каково содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды?

10. Что такое право природопользования и каковы его виды?

11. Что такое экологическое правонарушение?

12. Какие существуют виды юридической ответственности за экологические правонарушения?

Понятие и сущность государства, его назначение и форма относятся к его статике. Однако всестороннее исследование государства невозможно без изучения динамики, то есть действия, изменения, функционирования. Именно действие, деятельность государства по достижению своих целей отражают выполняемые им функции. Функции государства не являются неизменными, они историчны и меняются на различных стадиях развития общества и государства, зависят от тех целей и задач, которые стоят перед конкретным государством на конкретном историческом отрезке времени.

Таким образом, функции государства — это основные направления его деятельности по осуществлению важнейших стоящих перед ним задач.

В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного рода деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Их реализации подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Поэтому все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Следовательно, деятельность всех государственных органов не может не протекать в русле основных функций государства.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Разграничение функций проходит по конкретным объектам. Содержание функций говорит о том, что именно делает государство, какие управленческие решения в данной сфере оно осуществляет, чем конкретно занимаются его органы.

В зависимости от того, в какой сфере действия осуществляются функции, они подразделяются на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач внутри государства, вторые – на межгосударственном уровне.

К внутренним функциям относятся:

- экономическая функция - выработка и реализация стратегических направлений экономического развития страны;

- финансовая функция — налоговая и бюджетная политика государства, сбор и распределение денежных средств;

- идеологическая функция — разработка и поддержка государственной идеологии, деятельность государства в сфере образовательной и культурной политики, взаимодействие с СМИ;

- социальная функция — обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества;

- функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка — защита принципа разделения властей, укрепление правопорядка, обеспечение прав и свобод человека;

- экологическая функция - выработка правового режима природопользования;

- культурная функция — поддержка развития культуры, национальной литературы, искусства, кино, науки, системы образования.

К внешним функциям относятся:

- обеспечение обороноспособности страны;

- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

- участие в деятельности по обеспечению мира и коллективной безопасности.

Ряд функций государства носит смешанный характер, т. е. они одновременно являются и внутренними, и внешними. Это, в частности, относится к функции сохранения государственной целостности как условия выживания и развития общества. Данная функция возникает вместе с государством и исчезает вместе с ним. Государство, не способное обеспечить собственную безопасность, не сможет обеслечить и благополучие своих граждан. К пограничным функциям может быть отнесена и экологическая.

По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные и временные.

В зависимости от значения для данного государства функции делят на основные и вспомогательные.

В правовой литературе можно встретить единую классификацию функций государства, которая не связана с его типом. В этом случае выделяются четыре функции, которые присущи любому государству:

- экономическая;

- политическая;

- социальная;

- идеологическая.

Выделение социальной функции как одного из важнейших направлений деятельности государства связывается со становлением в XX в. так называемого "государства всеобщего благоденствия". В более общем плане любое государство, которое проявляет всемерную заботу о благополучии граждан, называют социальным государством. В наши дни теория социального государства вошла в законодательства многих стран. Так, в ст. 1 Конституции Республики Беларусь страна названа социальным государством. Ст. 2 гласит, что "государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности".

3. Форма государства.

Если сущность государства сводима к его социальному назначению, то форма государства связана с вопросами устройства государственных органов и порядка их взаимодействия, принципами территориальной организации власти, методами ее осуществления.

Форма государства привлекала к себе внимание мыслителей с античных времен. Аристотель считал, что форма государства определяется численностью тех, кто им управляет, и той целью, которую ставят перед собой правители. По первому признаку он различал правление одного; правление немногих; правление большинства. По второму признаку греческий мыслитель делил формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм достигалось общественное благо. Что же касается государств с неправильными формами, то в них правители преследовали частные интересы. К правильным формам государства, по Аристотелю, относились монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), полития (управление большинства). К неправильным формам — тирания, олигархия, демократия.

Через два столетия Полибий, основываясь на учении Аристотеля, разработал теорию смешанной формы государства. В ней сочетаются элементы монархического (консулат), аристократического (сенат) и демократического (народное собрание) правления. Полибий обратил внимание на факт распределения между этими тремя институтами властных полномочий, что обеспечивает устойчивость режима и благосостояние общества. Примером такого государства он считал Римскую республику.

Античные мыслители, исследуя форму государства, по существу отождествляли ее с формой правления. В отличие от них представители политико-правовой мысли современности пытаются связать форму государства с типом, классовой структурой, экономической основой общества и т. п. Своеобразие конкретной формы государства определяется степенью развитости общественной и государственной жизни, теми целями и задачами, которые стоят перед конкретным государством. На форму государства, прежде всего, оказывает влияние культура народа в широком смысле этого слова. Специфику формы государства определяют также его взаимоотношения с негосударственными структурами внутри страны и с другими государствами на международной арене.

В настоящее время существует несколько точек зрения на понятие формы государства. Одна из них определяет форму государства как совокупность формы правления и формы государственного устройства. Согласно второй, наряду с формой правления и формой государственного устройства форма государства включает еще и государственный (политический, политико-правовой) режим.

При этом следует помнить, что политико-правовой режим представляет собой динамический элемент, тесно связанный с сущностью данного государства, с особенностями реализации в нем присущих любому государству функций. В то же время вопросы так называемой внешней формы государства (формы правления и формы государственного устройства) имеют отношение главным образом к организации власти и прямо с выполнением функций государства не связаны.

Итак, форма государства — это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших государственных органов, территориальное устройство государства, приемы осуществления государственной власти.

Эти признаки обусловлены сущностью и социальным назначением государства и отражают исторические, экономические и культурологические особенности соответствующего общества. Форма государства представляет собой не просто набор трех элементов, а их единство, придающее данному конкретному государству индивидуальный облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: