Вопрос Уніі ВКЛ з Польшчай. Крэуская и Гарадзельская уніі

Состав

Править] Право созыва, компетенция и порядок проведения

Решение о созыве сейма и его составе принималось монархом, исключение составляли сеймы, созванные для избрания великого князя, в период его малолетства или для решения вопросов, касающихся отношений с Королевством Польским или другими государствами. В этих случаях инициатива созыва собрания исходила от панов-рады, назначавших его время и место и готовивших проект решений сейма[1].

Компетенция вального сейма не была чётко обозначена. Решения принимались по любым вопросам, представленным сейму великим князем или панами-радой. К вопросам, почти всегда решаемым на сеймах, относились избрание монарха, введение новых налогов (в том числе на военные нужды), вопросы войны и мира, а также унии с Польшей. На сеймах великий князь издавал наиболее важные законодательные акты и рассматривал важнейшие судебные дела. Представители земель и шляхты имели право подавать монарху жалобы и просьбы, на которые тот отвечал, проконсультировавшись с членами рады[1].

Чаще всего сеймы проводились в столице — Вильне, а также в Гродно, Новогрудке, Бресте, Минске и Бельске. Сеймы проводились как в замках, так и площадях городов и специальных открытых площадках. Заседания проходили под руководством маршалка земского, который также объявлял принятые решения и ответы великого князя на просьбы[1].

В середине XVI века усилилась борьба шляхты за увеличение влияния и расширение политических прав. На полевом (обозном) сейме 1562 года, проходившем под Витебском, шляхта впервые сформулировала свои требования, что положило начала широких реформам политико-правового строя Великого княжества Литовского. В течение нескольких лет были приняты Виленский (1563) и Бельский (1564) привилеи, проведена административная реформа (1565—1566), а также введена новая редакция Литовского статута (1566). Шляхта из военнослужилого населения превратилась в занимавшее господствующее положение в государстве привилегированное сословие — «народ-шляхту». Согласно второй редакции Статута, право ограничение власти монарха перешло от рады к двухпалатному сейму, решающий голос в котором имели представители поветовой шляхты. При этом порядок работы сейма Статутом не оговаривался[1].

Заседания сейма проходили отдельно по палатам: одна палата состояла из панов-рады, вторая, рыцарская, объединяла объединяла шляхты. Как и в Польше, каждая палата обсуждала вопросы отдельно, а затем постановления обеих палат приводились к согласию[1].

В состав вального сейма входили все паны-радные (епископы, воеводы, каштеляны, маршалки земский и дворный, гетман великий, подскарбий земский и другие высшие государственные сановники), отдельные паны и князья, прибывающие по специальным приглашениям, и по два представителя шляхты от каждого повета, избираемые на сеймиках[1].

Из князей и панов на сеймы приглашались все князья Вишневецкие, Гедройцы, Деречинские, Друцкие, Друцкие-Соколинские, Збаражские, Курцевичи, Лукомские, Олельковичи-Слуцкие, Мосальские, Свирские, Радзивиллы, Ружинские, Сангушки, Чарторыйские, Четвертинские, все паны Воловичи, Глебовичи, Горностаи, Довойны, Завиши, Ильиничи, Кишки, Нарбуты, Остиковичи, Пацы, Соллогубы, Сапеги, Тышкевичи, Хрептовичи и Шеметы[1].

Сейм носил аристократический характер. Доминирующее положение имели крупные землевладельцы, не получившее шляхетских прав боярство, духовенство и мещанство как отдельные сословия своего представительства не имели. Только в 1568 году мещане Вильны в количестве 2 или 3 бурмистров получили право присутствовать на сейме, но высказываться могли только тогда, когда речь заходила об их городе[1].

В XIV—XVI вв. между ВКЛ и Польшей не раз заключа­лась уния (союз). Это было вызвано необходимостью со­вместной обороны от внешних врагов (крестоносцы, Московское государство).

14 августа 1385 г. в замке Крево была заключена Крев-ская уния. Великий князь Ягайло вступал в брак с поль­ской королевой Ядвигой. Он обязался перейти в католи­цизм и окрестить в эту веру всех литовцев-язычников. В 1386 г. Ягайло был избран польскими магнатами и шляхтой королём. Фактически ВКЛ подчинилось Поль­ше и утратило самостоятельность.

1401 г. — Виленско-Радомская уния. Предусматривала совместные действия ВКЛ и Польши против внешних врагов. В случае смерти Ягайлы польские магнаты обяза­лись не избирать короля без согласования с великим кня­зем. Подтверждение права великого князя Витовта на са­мостоятельное управление ВКЛ (по Островскому согла­шению 1392 г.).

Городельская уния 1413 г. В случае смерти Витовта литов­ские магнаты обещали не избирать великого князя без со­гласия польских феодалов. Подобное же обещание дали польские феодалы в отношении польского королевского престола. Обещание назначать на государственные посты лишь католиков; льготы магнатам-католикам (см. Городель-ский привилей). Провозглашалось объединение Польши и ВКЛ с сохранением последним самостоятельности.

1432 г. — великий князь Сигизмунд подтвердил союз с Польшей.

1447 г. — великий князь Казимир был избран королём Польши. С этого времени с перерывами между Польшей и ВКЛ действовала персональная уния — во главе двух государств стоял один правитель, одновременно бывший великим князем и королём. После смерти очередного короля—великого князя оба трона, как правило, насле­довал его сын или младший брат.

1 3.вопрос Люблінская унія: дагавор і рэчаіснасць

- Основные предпосылки подписания соглашения. Основные предпосылки подписания польско-литовской унии были такими: стремление к унии значительной части украинцев, белоруссов, литовской шляхты, которая: а) хотела ограничить произвол магнатов - крупных землевладельцев (в Польше главной политической силой были не магнаты, а шляхта), б) стремилась к облегчению своей воинской повинности (в Польше, в отличие от Литвы, шляхта не была обязана нести военную службу из-за наличия наемного войска);

- обессиленное длительными войнами с Россией, Великое княжество Литовское постепенно потеряло почти треть своей территории (Чернигово-Северщину в начале XVI века, в 1513 г. - Смоленск). Ситуация осложнились, когда вспыхнула очередная война - Ливонская (1558-1583 гг.) Военные неудачи, прежде всего потеря Полоцка в 1563 г., поставили Великое Княжество Литовское на грань катастрофы, появилась угроза его поглощения Москвой.

Против унии выступали украинские, литовские и белорусские магнаты, которые не хотели ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их позиция оказалась недостаточно сильной для того, чтобы не допустить унии.

2 Подписание соглашения. В начале XVI в. стали интенсивно формироваться условия для заключения унии (союза, объединения) между Польшей и Великим княжеством Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.

Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в Люблине (отсюда и название соглашения). В июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов.

3. Основные положения соглашения. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с заключения Кревской унии. По Люблинской унии Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в единое федеративное государство - Речь Посполитую (буквально-республика) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица.

Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельным политическим организмом со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны.

Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в Великом княжестве Литовском и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о отторжении от Литвы и присоединения к Польше ряда украинских земель. Украинские земли в состав Польши вошли как шесть новых воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзкое, Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).

4. Противоречивые последствия подписания Люблинской унии. Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.

Негативные последствия. Это соглашение способствовало:

а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению
католицизма;

б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;

в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом
1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил
право шляхтичам самим устанавливать все повинности, распоряжаться
крестьянской жизнью и имуществом.

К позитивным последствиям унии можно отнести:

а) сближение украинских земель с западноевропейской культурой: через

Польшу в Украину попадали идеи Возрождения. Реформации и

Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования:

украинцы учились в европейских университетах, приобщались там к

западноевропейским научным и художественным идеям, обогащали ими

родную культуру;

б) мощный подъем культурно-просветительского движения, способствовал

зарождению и развитию украинского национального самосознания; при

отсутствии государства культура оставалась единственной сферой, в которой

украинцы могли защитить свою самобытность.

14 вопрос Судовая сістэма ВКЛ: Гаспадарскі суд, яго склад, парадак дзейнасці. Яго разнавіднасці

Характерные черты судебной системы ВКЛ: внесословность некоторых судов; отделение судов от администра ции; выборность большинства членов судов; высокие требования морального и профессионального характера к судьям; чёткое деление на суды 1-й и 2-й инстанций; преобладание коллегиальности при рассмотрении дел.

Судебная система ВКЛ включала общие (великокня­жеский, или господарский; гродский, каптуровый) и сословные суды (земский, лавный, копный, церковные). Общие суды были тесно связаны с органами государст­венной власти и рассматривали дела, касающиеся всех групп населения.

Господарский (великокняжеский) суд - высший суд ВКЛ. Состав: великий князь и члены рады (или только члены рады); число заседателей зависело от важности дела - от 2 до 30. Вплоть до середины XVI в. юрисдикция этого суда была очень широкой; каждый свободный че­ловек имел право обратиться туда со своей жалобой. Ста­туты 1529 и 1566 гг. перевели господарский суд в суд апел­ляционный (2-й инстанции). До создания Трибунала ВКЛ в 1-й инстанции в господарском суде рассматривались дела о государственных преступлениях; по искам шлях­ты; по делам о принадлежности к шляхетскому сосло­вию; по искам, затрагивающих интересы государствен­ной казны; по жалобам на незаконные действия служеб­ных лиц.

На правах господарского суда выступали сеймовый суд (действовал во время заседаний Сейма; рассматривал дела о преступлениях, караемых смертью, изгнанием за гра­ницу, конфискацию имущества) и комиссарский суд (со­зывался для рассмотрения одного или нескольких кон­кретных дел, касающихся земельных претензий земле­владельцев, монастырей, городов на великокняжеские земли или споров о повинностях).

Высшим всесословным судом считался великокняжеский суд, он имел широкие полномочия, он рассматривал дела как по 1-й инстанции, так и по 2-й инстанции.

В качестве суда 1-й инстанции Великокняжеский суд рассматривал дела о государственных преступлениях, о делах затрагивающих финансы государства, о принадлежности шляхты, о политических преступлениях, о жалобах на высшие должностные лица и др.

Исключительно к компетенции этого суда относились: дела о преступлениях против членов рады, воевод и др. высших должностных лиц во время выполнения ими своих служебных обязанностей.

В качестве суда 2-й инстанции Великокняжеский суд рассматривал любые дела, которые приходили в порядке эпиляции на решение местных судов.

Рассмотрение дел в Вел. Суде происходило при участии членов рады и великого князя. Решение этого суда считалось окончательным и обжалованию не подлежало.

Разновидностью Вел. Суда являлись суд панов-рады и комиссарский суд. Суд панов рады мог рассматривать по поручению князя дела, которые поступали на имя князя. Решение этого суда имели силу независимо от количества членов рады, присутствующих на этом заседании.

Комиссарский суд образовывался великим князем для решение дел, которые поступали на его имя и касались только земельных споров феодалов, что затрагивали интересы великокняжеских владений. Кроме названных судов существовал и сеймовый суд, он первоначально проводился великим князем и членами рады во время созыва сеймов.

Разновидностью Великокняжеского суда был и Маршаловский суд – этот суд тоже рассматривал дела по поручению великого князя. Местом проведения его заседаний обычно был великокняжеский двор, но суд мог переехать и в др. место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: