Вопрос. Канстытуцыйнае і адміністрацыйнае права у Статуце ВКЛ 1588 года

Вопрос Гісторыя распрацоукі і прыняцця Статута ВКЛ 1588 года

Вопрос Гісторыя распрацоукі і прыняцця Статута ВКЛ 1566 года. Змест і асноуныя змены

В середине 16 в в Вкл были проведены аграрная, судебная и одминистративная реформы. Эти реформы потребовали усовершенствования другого права. В 1551 г была создана комиссия из 10 членов для подготовления новой кодификации. 5 католиков и пять православных. Данная кодификация получила законную силу в 1566 г в виде статута, он состоял из 14 разделов и 367 статей.

В статуте нашли отражение нормы государственного, военного, административного судебного строя, судебного процесса, семейного. Гражданского, лесного и уголовного права. По сравнению со статутом 1529 г наиболее существенные изменения были внесены в нормы государственного, судебно-процессуального и гражданского права. В статуте 1566 г были закреплены основные принципы права:

· его единство для всех граждан;

· государственный суверенитет;

· ограничение власти великого князя;

· приоритет писанного права.

Статут закреплял отделение суда от администрации, для этого образовывались земские и подкоморские суды. В соответствии со статутом руководителем государства и главным лицом во всей системе органов управления признавался великий князь. В статуте он именовался «государь», его правовое положение было типичным для ограниченного монарха. Его компетенция регламентировалась нормами статута к буржуазному праву собственности. Данный статут действовал на Б. и Литве до 1588 г.

После принятия второго статута кодификационные работы не прикратились. Неоднократно в него вносились изменения, а затем была создана комиссия для дороботки статута. И конечном итогом работы этой комиссии явилась подготовка статута 1588 г. Он был подготовлен на очень высоком иеоритическом уровне. Руководители комиссией по подготовки статута Лев Сапега и валович, занимающие высокие должности канслера и подканслера ВкЛ. В статуте 1588 г не разу не упоминается акт Люблинской унии. Статут вбирает в себя все ветви права, он регламентировал все существенные государственные, общественные, политические, экономические, сословные, духовные и др. отношения в государтсве.

Статут закреплял самостоятельность ВкЛ, незыблемость его границ,предписывал великому князю вернуть в состав княжества оторгнутые земли, он правозглашал беларусский язык государственным, сталицу и герб, и особенно подчёркивал, что приобретать землю и занимать государственные посты иностранцем запрещено.

Статут состоял из 14 разделов и 387 статей. Статут 1588 г был непревзайдённым юридическим документам своей эпохи. Он сыграл большую роль в формировании различных ветвей права на европейском континенте.

Систематизация права положенная в основу данного статута было построено на новых принципах, присущих переходному периоду от средневековья к новому времени.

Статут 1588 года являлся конституцией государства. В нем более подробно, чем в остальных Статутах, были изложены принципы ограничения власти великого князя, единства права на всей территории государства и в отношении всех свободных людей, приоритет писаного права.

Основными источниками Статута 1588 года были:

. Статуты 1529 и 1566 годов;

. сеймовые постановления;

. великокняжеские привилеи;

. постановления поветовых сеймиков.

Статут 1588 года содержал в себе такие конституционные принципы как:

. суверенитет государства и народа;

. равенство всех свободных перед законом;

. право человека на имущество, на жизнь, на судебную защиту.

Также как и другие законодательные акты, Статут 1588 года содержал нормы, которые закрепляли территориальную целостность государства и ее неприкосновенность, тем самым объявлялся суверенитет Великого княжества Литовского наперекор Люблинской унии: «…земляў Вялікага княства Літоўскага, што гэтае слаўнае панства і ўсе землі, што належать яму з даўніх часоў і чяпер, у славе, тытулах, сталіцы, высакароднасті, уладе, заможнасті, вяршенстве і ў іншых усякіх прыналежнасцях і прыслухоўванні, і таксама ў межах, ні ў чым не павінны памяншать і адрывать або паніжаць» [3, р.III, арт.1].

Статут повышал права всех категорий граждан: все участвовали в выборах великого князя, однако, крестьяне не допускались на Сейм. Все имели право судиться статутовыми нормами. Ответственность личности за совершение правонарушения осуществлялась только в суде в соответствии с законом: «…ні на якога чалавека не буде пачата яўнае праследаванне, або следства, або тайнае падазрэнне…абвінавачваць і караць не павінны і не будзем, перш чым на сойме ў судзе яўным у адпаведнасці з парадкам судавытворчасці і права…» [3, р.I, арт.2].

Закон стремился защитить не только сословные права личности, но и личностные права и интересы каждого свободного человека.

Про этот законник можно сказать, что он пронизан идеей правового государства. Он закреплял в себе разделение власти: законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная закреплялась за великим князем и Радой, а судебная - судам.

В нормах Статута говорилось о том, что, независимо от сословия, всем гарантировалось равенство перед законом, о чем великий князь давал особую присягу: «…ўсіх княжат, паноў-рад духоўных і свецкіх, паноў харугоўных, шляхту, гарады і ўсіх падданых нашых, і ўсіх саслоўяў ў гэтым панстве нашым Вялікім княстве Літоўскім, і іншыя ўсе землі, што здаўна таму панству належалі, пачынаючы ад вышэйшага стану і звання да ніжэйшага, гэтымі правамі і артыкуламі, у гэтым жа статуце ніжэй пісанымі і ад нас даденымі, будем судзіць і дзейнічаць» [3, р.I, арт.1].

Также и в Статуте 1588 года, как и в двух предыдущих Статутах, закреплялся принцип ответственности каждого только за свои проступки: «Не павінен ніхто ні за кога адказваць, толькі кожны сам за сябе» [3, р.1, арт.18]. Закреплялось положение о запрете наделять чужеземцев чинами, землями, поместьями, также вводилось положение о запрете оседлости приезжим людям: «Чужаземцам не павінны давацца ўсякія чыны і ўрады, а прышлым людзям з з іншых панстваў не даваць аселасті» [3, р.III, арт.12].

В Статуте было прописано, что все должностные лица должны соблюдать законы, действовать в соответствии с ними: «…ўраднікі дворныя, паны пячатары, маршалкі, падскарбіі, пісары, сакратары, ваяводы, люді служылыя, конныя і першыя, у полі і ў замках…кожны з іх абавязаны буде дзейнічаць у адпаведнасті з правам» [3, р.I, арт.22].

Существовал артикул, который закреплял принцип веротерпимости, так как на территории великокняжеского государства существовали разные религии. Великий князь обещал: «А таксама прывілеем і прысягай нашай вырашана мір паміж рознымі рэлігіямі сцерагчы» [3, р.III, арт.3].

Глава Великого княжества Литовского выбирался всем народом, но на практике в выборах участвовала только шляхта. Простые люди не допускались до управления государством.

Статут регламентировал, какие вопросы великий князь может решать самостоятельно, а какие вместе с Радой или Сеймом.

Для вывода можно сказать, что Статут 1588 года закончил кодификацию права в Великом княжестве Литовском. Этот законодательный акт был очень богат на правовые идеи и принципы, что подтверждает его важность.

Анализ содержания Статутов 1529, 1566, 1588 годов дает уверенность утверждать, что они были главными законами того периода, которые собрали в себе все характерные черты и противоречия средневекового общества.

Статуты законодательно закрепили и развили главные идеи и принципы, которые человечество разрабатывало на протяжении всего своего существования. Одновременно они переделали и усовершенствовали многие конституционные положения предыдущих законодательных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: