Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом

  1. Взаимосвязь права и государства.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА — объективно существующая зависимость между правом и государством, обусловленная их общественной природой и социальным назначением в обществе.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

  1. Понятие источников права.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

· Нормативно-правовой акт

· Судебный, административный прецедент

· Нормативный договор

· Правовые обычаи

  1. Законы и их виды. Подзаконные акты.

По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключительного действия (при военных действиях, стихийном бедствии).

Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1)Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации

Подзакон.акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

· акты президента РФ(указы и распоряжения)

· Акты правительства РФ

· акты министерства ведомств гос.службы,

· акты органов местного самоуправления,

· локальные акты(уставы, труд.договор)

  1. Право и мораль.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

· право вырабатывается государством, мораль — обществом;

· право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

· за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.

К источникам права относят нормы морали (нравственности) - сложившиеся в обществе правила поведения людей в соответствии с общепринятыми взглядами, общественным мнением. Не случайно в новейшем нашем законодательстве появилась обязанность возмещения морального вреда. Некоторые поступки могут прямо не противоречить закону, но не соответствовать требованиям норм морали. Например, аморальна неблагодарность, несправедливость.

  1. Структура правовой нормы.

Норма права отличается от индивидуальных юридических актов, порождающих правовые последствия для конкретных лиц (приказ о зачислении на работу, распоряжение об удержании из заработной платы и др.).

Нормы бывают императивные (от правил которых отступить нельзя, например о форме определенной сделки) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, например о распределении обязанностей по капитальному или текущему ремонту при заключении договора аренды).

По содержанию норма права состоит из диспозиции, т. е. самого правила поведения, гипотезы - указания на условия применения нормы, санкции - установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

  1. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие правовых норм во времени означает, что следует определить момент, с которого норма начинает действовать, указать, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в действие. Как правило, нормы вступают в силу с момента их принятия или опубликования. В самом акте может быть указан срок вступления его в силу.

В России законодательные акты вступают в силу спустя 10 дней после их опубликования в официальном издании - Российской газете; со времени, указанного в самом акте о введении его в действии (например, первая часть ГК РФ была принята Государственной Думой в октябре 1994 г., опубликована в декабре 1994 г., а вступила в силу с 1 января 1995 г.).

Как правило, закон не имеет обратной силы, т. е. новый закон не распространяется на правоотношения, возникшие до его издания. Однако в самом законе или в законе о введении его в действие ему может быть придана обратная сила. Нормы уголовного закона приобретают обратную силу, если они устраняют наказуемость деяния.

В Федеральном законе Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30 ноября 1994 г. в ст. 5 говорится: «Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие».

Действие норм в пространстве ограничивается определенной территорией. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации действуют на их территории. Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов СССР на территории РСФСР» установлено, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР (ст. 4). Законы СССР, принятые в пределах полномочий, переданных в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, действуют на территории РСФСР непосредственно (ст. 1). В настоящее время действуют Основы трудового законодательства СССР и другие акты. В случаях, не предусмотренных ст. 1 Закона, законы СССР вступают в действие на территории

РСФСР после их ратификации.

Действие нормы по кругу лиц означает, что некоторые нормативные акты адресованы определенным лицам. Таким образом, регулируется правовое положение иностранцев или лиц без гражданства, положение несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и от 14 до 18 лет, ответственность должностных лиц.

Воинские уставы распространяют свое действие на военнослужащих. Ряд нормативно-правовых актов распространяется на пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда и других категорий граждан путем предоставления им различных льгот.

  1. Правомерное поведение и правонарушения.

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям.

Правонаруше́ние — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Юридические события не зависят от воли и сознания людей (наводнение, землетрясение, рождение, смерть). Юридические действия делятся на правомерные и неправомерные. Наиболее распространены правомерные действия - административные акты государственных органов управления, сделки, в том числе договоры, решения суда, решения органов колхозно-кооперативных или иных организаций. Эти действия прямо направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Неправомерные действия - это правонарушения (в том числе уголовные преступления), неисполнение договорного или иного обязательства, совершение недействительной сделки, причинение вреда. Закон связывает с неправомерными действиями наступление неблагоприятных юридических последствий в результате бездействия.

К правонарушениям относятся все действия, нарушающие нормы права и установленные ими права и обязанности. Социальной сущностью всех правонарушений является их общественная опасность, вредность для существования общественных отношений, для данного общественного строя.

Правонарушения могут быть уголовными, административными, дисциплинарными, гражданскими, трудовыми и т. д. За правонарушения наступает юридическая ответственность.

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правомерное поведение - это поведение в рамках закона. В демократическом обществе и правовом государстве правомерное поведение представляет собой общественно полезное явление, обеспечивающее нормальное функционирование общества.

  1. Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность. Ответственность по своему содержанию состоит в применении мер государственного принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.

Ответственность за преступление выражается в уголовном наказании (например, лишение свободы), за административное правонарушение может быть установлен штраф, лишение определенного права (отобрание водительских прав), за нарушение трудовых обязанностей может быть применено дисциплинарное взыскание, за нарушение договорной дисциплины с предприятий взыскиваются неустойка, убытки, возмещение за причиненный имущественный вред.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность не сводится только к государственному принуждению, она проявляется в процессе его осуществления, возникает после установления факта нарушения, налагается по решению суда, арбитражного суда, третейского суда, других компетентных органов (комиссии по трудовым спорам, административного органа и др.) и строится на принципе справедливости. Реализация принципа неотвратимости ответственности - одно из основных условий ее эффективности. Если должностные лица виновны, нарушают нормы права, именно они, а не вся организация в целом должны отвечать за правонарушение.

  1. Основы конституционного строя России.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входят равноправные субъекты Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России. Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечиваются целостность и неприкосновенность.

  1. Права и свободы человека и гражданина.

Установлено равенство людей перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Важными социально-экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего и среднего профессионального образования.

  1. Федеративное устройство РФ.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации имеют собственные сферы компетенции, или, как говорится в Конституции, предметы ведения.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

· решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;

· установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;

· установление правовых основ единого рынка;

· финансовое, валютное, таможенное регулирование;

· установление федеральных налогов и сборов;

· внешняя политика и международные отношения России;

· оборона и безопасность страны;

· судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним, например, относятся: обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; вопросы природопользования; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

16. Функции Президента РФ.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    1. Федеральное Собрание (парламент) РФ.

Федеральное Собрание, или парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один - от представительного органа, другой от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава своих Председателей.

Основная функция Федерального Собрания - принятие федеральных законов.

18.Система судов РФ.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на тер­ритории Российской Федерации.
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражого Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.

19.Предмет и метод правового регулирования административного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: