Ход урока. 2. Беседа по картинам художника В. Васнецова

1. Организация на урок.

2. Беседа по картинам художника В. Васнецова.

- Одной из самых любимых тем для художника является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Родился и рос В. Васнецов в глухом русском селе Рябове. Витя был очень впечатлительным мальчиком. Когда он слушал сказки или песни, его серые глаза темнели и становились неподвижными. По воскресеньям звонил в церкви колокол, и на его звон приходили нищие, слепые, убогие. Скинут узелки с плеч, отогреются горячим травяным настоем, отдохнут и заведут свои небывальщины. А Витя ловит каждое слово. Отец - Михаил Васильевич был священником. Всю округу грамоте обучил. Решил он Витю определить в 10 лет в духовную семинарию. Отправили В. Васнецова в Вятку. В духовной семинарии Виктор самые высокие оценки получал за церковную живопись и архитектуру. Замечательно рисовал он карандашом «по воображению». «Вокруг Рябова леса да холмы, а сын море рисует, - радовался Михаил Васильевич. - Душой мир видит».

Виктор томился в училище. Не закончил он духовной семинарии. Приехал в Рябово к отцу и попросил благословления на учебу в петербургской Академии художеств. Твердо сказал: хочет быть художником, служить своему народу любимым делом. Вскоре не стало отца. Виктор после учебы в Академии работал для себя и для заработка. Надо было помогать младшим братьям.

«У этого молодого вятича особый глаз, - замечают педагоги. - Он видит человека насквозь.»

Друзья у В. Васнецова замечательные - И. Репин, В. Суриков, В. Поленов. Талантливые художники, благородные люди - будущая гордость русского искусства. На вечерах студенты читали былины. Древние люди мечтали о богатырской силе, о красоте человеческой, о свободе. Виктор чувствует как захватывают его эти мысли, погружая в «исторические и сказочные грезы».

Художник создает картину «Витязь на распутье». Лица витязя мы не видим, но понимаем, что погружен он в глубокую думу. Поникшая в седле фигура полна душевного напряжения. Только сильная рука сжимает древко опущенного копья. Витязь должен выбрать, повернуть назад или ехать прямо по заросшей дороге. Прекрасный белый конь не трогается с места, дает хозяину подумать. А природа предупреждает об опасности.

- Что вы можете сказать о цветовом тоне, о сочетании теплых и холодных цветов?

- Человеческий и конский черепа предостерегающе смотрят на всадника
пустыми глазищами. Поле выглядит мертвым. Черная полоса у горизонта -
опасность. Черные птицы ждут новой добычи.

И все-таки надежда теплится. Конь - белый. А герой на белом коне всегда победитель. Сбруя и копье - красные. Цвет мягкий, теплый. Да и тона одежды, обуви в сочетании с белым и красным выглядят празднично, вселяют веру в добрый исход, как это бывает в сказках.

- Еще одно произведение В. Васнецова «Ковер-самолет».

Художника увлекала прекрасная народная мечта - свобода полета. Картину на этот сюжет заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов -крупный предприниматель, но и художник, фантазер, артист, человек передовых взглядов.

- В чудесном небе своего детства написал Васнецов плавно, вольно, как
птица, летящий ковер и на нем сказочного героя - победителя. Если небо
удерживает звезды, солнце, луну, то почему человек не может взлететь?

- Рассмотрите картину. Какое впечатление она производит на вас?

- Иван-царевич гордо стоит на ковре-самолете, держит за золотое кольцо
фонарь с добытой им Жар-птицей. Ее нежное сияние освещает небо и землю.

Земля отходит ко сну. Отражаются в реке прибрежные кусты; и отражения эти, и туман, и легкий свет месяца тоже навевают мечты о будущем, в котором возможен такой вот полет.

- Однажды Виктор Михайлович на дороге, по которой шли нищие на
богомолье в монастырь увидел странную девочку. О судьбе этой девочки
захотелось ему рассказать в новой картине «Аленушка». Нравится художнику
это русское певучее имя. Напоминает грустную сказку про двух сирот
Аленушку и ее братца Иванушку.

- Внимательно рассмотрите картину. Какое впечатление производит
«Аленушка»?

- Какое отчаяние в позе девочки, примостившейся на сером камне!
Загрубевшие от работы руки устало сцеплены. Рыжие волосы растрепались.
Ноги измучены долгой ходьбой. Линялый сарафан изодран. Прибежала к
темному пруду - одна со своим горем.

В том же движении, что руки Аленушки, наклонилась ветка осины у воды. Заросли осоки в опасной воде как бы охраняют девочку от неверного шага. На березовой ветке, изогнутой в лад склоненной фигурке, сидят белогрудые стрижи. А сзади дозорными встали молодые ели. Природа сочувствует девочке и старается ей помочь. А в скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев. Горе в песне летит серой птицей. И общий тон картины неяркий, блеклый. Все сливается в тихую задумчивую сказку. «Аленушка» - одна из лучших картин русской школы.

- Обратим внимание еще на две картины художника. Виктор Михайлович хотел понять русский национальный характер. Ему был близок женский характер загадочной «лебедушки» из русских песен. В его картине «Три царевны подземного царства» есть именно такая девушка. Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела, скромно украшенное черное платье. Три царевны - владычицы золота, драгоценных камней и каменного угля - вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы. Ничего будто не происходит в картине, а любоваться ею можно долго, долго. С каким живописным мастерством создано это произведение и как тонко передано душевное состояние царевны!

Душевность и печаль сближают «Черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными каменьями. Светлым пятном выделяются прекрасные всадники на мрачном фоне враждебного леса.

Чувствовал Виктор Михайлович в близких ему людях то, что не всегда замечали другие - тонкие душевные качества, и нередко наделял ими своих героинь. Поэтому и Елена Прекрасная, и «Черненькая» царевна из подземного царства неуловимо похожи душевным своим складом, какой-то скрытой в них тайной.

- Какое впечатление произвели на вас картины В. Васнецова?
3. М. Врубель «Царевна-Лебедь».

- Кто изображен на картине?

- К какой сказке написана картина?

- Какие чувства вы испытываете, рассматривая «Царевну-Лебедь» М.
Врубеля?

- Сравните образ царевны М. Врубеля с женским образом В. Васнецова.

4. Беседа по книге О. Семенова «Иван Билибин». Иван Билибин -
замечательный русский художник. Он иллюстрировал сказки. И. Билибин
придумал образы героев русских народных сказок, создал иллюстрации к
сказкам А. Пушкина.

Особое внимание художник уделял орнаментам, которыми украшал и страницы книги, и сами иллюстрации, придавая им неповторимое своеобразие. Обложки книг изумляют продуманностью каждого фрагмента, сочетанием декоративных элементов - узоров с фантастическими образами, сюжетными картинками и выразительными шрифтами. Иллюстрации отличаются четкостью контуров фигур персонажей, леса, полей, реки, неба, деревьев.

Глубокое знание русского народного орнамента помогло И. Билибину создать национальные по духу произведения, представившие нам в лицах чудесный мир русской сказки.

- Какие сказки иллюстрировал художник?

- Что можно сказать о цветовой гамме?

- Какие краски преобладают в иллюстрациях?

- Какие народные орнаменты, узоры изображены на обложках книг?

- Какие фантастические фигуры животных, птиц изображал И. Билибин?

- Какие чувства вы испытываете глядя на работы И. Билибина?

5. Подведение итога.

- С какими художниками сказочниками вы познакомились на уроке?

- Нарисуй дома иллюстрацию к своей любимой сказке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: