Ю
Э
Ч
Ф
У
Т
С
Р
П
О
Н
М
Л
К
И
З
Д
Г
В
А
Тема № 15: Правотворчество
Тема 14. Правовые отношения
Тема № 13. Нормативный правовой акт
Тема № 9: Типология современного правопонимания
Тема №2: Происхождение права и государства
Тема № 1: Предмет и метод теории государства и права
Задания для СРС
1. Преодоление дуализма предмета теории государства и права
2. Единство предмета и двойственность объектов теории права и государства.
3. Философские методы познания: диалектика и метафизика
Законы диалектики:
· Закон отрицание отрицания;
· Закон перехода количественных показателей в качественные;
· Закон единства и борьбы противоположностей
Примечание:
- При ответах на первый и второй вопрос задания необходимо использовать учебную литературу под редакцией В.С. Нерсесянца, а именно «Общая теория права и государства», «Проблемы общей теории права и государства», «Философия права»;
|
|
- При выполнении третьего вопроса задания необходимо привести примеры к трем законам диалектики и связать их с процессами развития права и государства.
1. Рассмотреть нетрадиционные теории происхождения государства, а именно – диффузную, спортивную, расовую, инцестную теории
2. Отзыв на монографический труд Ф. Энгель «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Примечание:
- При ответе на первый вопрос задания рекомендуется использовать учебную литературу Кашаниной «Основные теории возникновения права и государства».
- При ответе на второй вопрос задания необходимо написать отзыв на одну из глав произведения.
1. Либертарно-юридический тип правопонимания
2. Легизм
3. Юснатурализм
4. Интегративный (синтетический) тип правопонимания
Примечание:
- При ответе на первые три вопроса необходимо использовать учебную литературу под редакцией В.С. Нерсесянца, а именно «Общая теория права и государства», «Проблемы общей теории права и государства», «Философия права»;
- При ответе на второй вопрос необходимо использовать учебник Ударцев С.Ф. «История политических и правовых учений. (Древний восток)». Академич курс. СпБ. 2007. 664 с., а именно раздел Политические и правовые учения в Древнем Китае. Легисты
- При ответе на четвертый вопрос необходимо использовать статью Сергея Федоровича Ударцева «Метаправо и правопонимание» // Научные труды Әділет. 2000. 1(7).
|
|
1. Рассмотреть иерархию нормативно-правовых актов в Республике Казахстан, а именно положение норм международного договора
Примечание:
- при ответе на вопрос необходимо проанализировать:
(1) Главу I Конституции Республики Казахстан, а именно положения действия норм международного договора;
(2) Комментарий Конституции РК
(2) Закон РК «О нормативных правовых актах РК», а именно статью регламентирующую иерархию НПА
1. Рассмотреть момент наступления правоспособности у физического лица
Примечание:
- при ответе на вопрос необходимо знать:
(1) дефиницию терминов – человек, рождение (момент рождения);
(2) подзаконные нормативно-правовые акты регулирующие акушерство и гинекологию, а также процесс беременности;
(3) проанализировать СМИ по теме «Аборт – за и против»
1. Рассмотреть процесс реализации принципов правотворческого процесса в законотворческом процессе Республики Казахстан
Примечание:
- при ответе на вопрос необходимо рассмотреть Конституционный закон РК «О выборах», а именно определить какие принципы ложатся в основу реализации законотворчества в РК и каковы проблемы их реализации
Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими.
Аналогия закона - это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.
Аналогия права - это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Власть - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права и насилия.
Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.
Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения.
Государственное принуждение - это осуществляемое государством психическое или физическое насилие, имеющее целью подчинение поведения субъекта воле органов государственной власти.
Государственный аппарат - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.
Государство - 1) это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций; 2) это правовая организация публичной власти свободных индивидов.
Гражданское общество - это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономию, "застрахованную" от произвольного вмешательства государства.
Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.
Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).
Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
|
|
Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность - 1) это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц; 2) это высший принцип деятельности органов государства, общественных объединений, должностных лиц и поведения физических лиц, выражающийся в соблюдении правовых предписаний.
Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.
Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.
Инкорпорация - это такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке.
Источник права - то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права; то, где содержатся нормы права.
Источник (форма выражения) права - это, та особая специфическая форма, в которую облекаются нормы права.
Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов.
Коллизии юридических норм (противоречие) - ситуации, возникающие в связи с конкуренцией или противоречием норм друг другу.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
|
|
Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.
Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
Материальное право - это совокупность отраслей непосредственно регулирующих общественные отношения.
Метод правового регулирования - совокупность юридических приёмов, способов воздействия права на общественные отношения.
Метод теории государства и права - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.
Методология - совокупность методов, применяемых в науке.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Дуалистическая монархия - при такой форме правления государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Парламентарная монархия - право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит.
Теократическая монархия - монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной.
Мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.
Налоги - это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.
Негативные права - права, обязывающие, прежде всего, государству не вмешиваться в сферу личной свободы индивидуума.
Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.
Нормативно-правовой акт - это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.
Общество - 1) это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни; 2) это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или иными производственными отношениями; 3) есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.
Общие принципы права - исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.
Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания.
Объект правоотношения - это те явления, по поводу которых возникает правовое отношение.
Объект теории государства и права - государство и право, государственно-правовые явления.
Объективация - процесс, посредством которого созданные человеком продукты социальной деятельности приобретают характер объективности.
Отраслевой метод – это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью.
Первобытное общество - первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения прав и государства.
Подзаконные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Позитивные права - права, требующие определенных действий со стороны государства для своей реализации.
Политика - соревнование различных политических сил (партий) перед лицом независимых избирателей, определяющих, кому из них доверить власть. Это процедура открытия правящей партии на основе свободного голосования граждан, имеющих право голоса.
Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.
Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.
Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Политическое многообразие - создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим и иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Право (марксистский подход) - возведённая в закон воля господствующего класса.
Право (нормативный подход) - 1) это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения; 2) это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Право (социологический подход)- это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает".
Право (философский подход) - это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.
Правовая динамика - условия возникновения и развития правовых отношений, предшествующих нормам государственного права.
Правовая доктрина - различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.
Правовая культура - это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая онтология - знание того, что есть право по своей природе (в своем эйдосе).
Правовая отрасль - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Правовая подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон
(участков) однородных общественных отношений.
Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.
Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.
Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.
Правовое государство - 1) это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами; 2) организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений с её стороны.
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Правовой идеал - то, каким должно быть право в тех или иных социокультурных координатах.
Правовой идеализм (фетишизм) - это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.
Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.
Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения
Правовой прецедент (судебный, административный, юридический) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
Правомерное поведение - это деяние, которое входит в предмет правового регулирования и соответствует либо принципам права, либо основанным на этих принципах юридическим нормам и диспозициям охранительных норм.
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, влекущее за собой государственное принуждение.
Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей.
Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм.
Предмет правового регулирования - обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.
Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.
Применение права (правоприменение) - это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.
Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Принципы правотворчества - это основополагающие, руководящие, исходные юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется правотворчество.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Процессуальное право - право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан.
Публичная власть - это власть не совпадающая с населением, располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.), и выступающая от имени общества, от имени всего народа.
Публичное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство.
Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Региональное государство - территория такого государства целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства.
Реификация - отчуждение от социального субъекта и последующее восприятие как единственной внешне противостоящей субъкту правовой реальности.
Религиозные воззрения - это правила поведения, изложенные религиозной книгой.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.
Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Система объективного (позитивного) права - 1) это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования; 2) это строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами.
Систематизация нормативно-правовых актов - это целенаправленная работа законодателя по упорядочиванию и приведению в единую систему действующих законодательных актов.
Социальная власть - есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности - рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта), подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.
Социальные нормы - 1) правила поведения, регулирующие отношения между людьми; 2) это правила социально-значимого поведения членов общества.
Социально-технические нормы - правила поведения общего характера, основанные на познании законов природы, регламентирующие отношения типа "человек-природа", "человек-техника".
Способы правового регулирования - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах.
Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
Справедливость - совокупность господствующих в данном обществе представлений о правом и моральном порядке.
Стадии законотворчества - это имеющие правовые основания начала и окончания этапы разработки, принятия и вступления в силу законодательных актов (законов).
Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами.
Субъективное право - мера возможного поведения субъектов в правоотношении.
Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении.
Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям в стране и независимость её в сфере взаимоотношений с другими государствами.
Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Это организация политической власти в обществе.
Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования.
Тип правопонимания - определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоритических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.
Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).
Философские (общие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения.
Форма государства (системный подход) - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Форма государства (элементный подход) - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим + (некоторые ученые предлагаю присовокупить) политическую динамику.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Форма правления - представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Формы реализации функций - это деятельность конкретных государственных органов по их реализации.
Функции - основные направления исследовательской деятельности.
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.
Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения.
Функции правосознания – это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью.
Частное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях в другими лицами.
Частнонаучные методы - используются лишь в рамках определённой науки.
Экономика - это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Элементы правосознания - это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.
Юридическая обязанность - предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении.
Юридическая ответственность - 1) особое охранительное отношение, которое возникает между субъектом или иным уполномоченным субъектом с одной стороны, и правонарушителем, с другой и связано это охранительное отношение с претерпеванием нарушителем мер карательного характера за правонарушение; 2) это возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
Юридическая техника - это выработанные на практике навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов.
Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений.
Юридический (фактический) состав - есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения).
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).