double arrow

Значимость свободы

Свобода выбора разных стилей жизни отражается в наборе возможностей личности. Свобода, безусловно, зависит от ряда факторов, в том числе и от личностных характеристик человека, наряду с присутствием в обществе различных социальных и политических институтов. Еще одним показателем человеческого развития является, в частности "повышение возможностей выбора для каждой отдельной личности", здесь, прежде всего, речь идет о свободе, однако этот показатель не содержит ответа на вопрос: насколько ценен сам по себе тот выбор, которым располагает личность.

Например, у одного человека может быть выбор между такими понятиями как "плохой", "ужасный" и "отвратительный", тогда как у другого есть возможность выбора между категориями "хороший", "прекрасный" и "великолепный".

Иными словами, оценка спектра возможностей при выборе не может быть дана независимо от природы выбора с точки зрения содействия повышению благосостояния человека.

Свобода - это жизненно важная составляющая человеческого развития. Был предпринят ряд попыток - ни одна из которых до настоящего момента не увенчалась успехом - вывести сводный индекс свободы личности. Речь идет о попытках, предпринятых при подготовке Доклада о человеческом развитии за 1991 г. и индексе политических свобод в Докладе за 1992 г. Первоначально идея заключалась в том, чтобы объединить показатели человеческого развития и индекс свободы личности, однако возник целый ряд трудностей на этом пути. Так или иначе, вопрос о возможности полностью учесть уровень человеческого развития остается неразрешимым, если не учитывается фактор свободы личности1.

Политические свободы являются одним из основных условий человеческого развития. Однако демократия и свобода не ограничиваются урной для голосования, которая остается лишь символом формально провозглашенной демократии. Защита прав человека и активное вовлечение организаций гражданского общества, общественных организаций в процесс принятия решений на государственном уровне также играют огромную роль в процессе человеческого развития.

Кое-кто выдвигает аргумент, что освобождение энергии человека является необходимым условием для обеспечения быстрого экономического развития. Но существует множество примеров того, что свободы и высокие темпы развития не связаны между собой.

Из этого можно сделать вывод, что стратегии, направленные на развитие, возможно, могут позволить себе игнорировать демократию. Но, принимая во внимание то, что свобода является столь неотъемлемой частью человеческого развития, стратегии, ориентированные на интересы человека, игнорировать ее не могут. Обретение свободы прекрасно само по себе, независимо от того, способствует она экономическому развитию или нет.

Подобные стратегии основываются на участии граждан в экономике, социальной и политической жизни. Обычно участие граждан ограничивается их вовлечением в конкретные программы и проекты, тем не менее участие является составляющим компонентом целостной стратегии человеческого развития. В силу того, что человеческое развитие предполагает и большие возможности индивидуального выбора, более высокая степень участия ценится в силу того, что она предоставляет людям более широкий доступ к значительно более широкому спектру возможностей.

Так как участие предполагает большее влияние и контроль за развитием жизни человека, то оно самым тесным образом увязано с большими полномочиями: экономическими в форме свободного вовлечения в различного рода экономическую деятельность; социальными вследствие возможности активного участия в жизни сообщества граждан, и политическими посредством свободы выбора и права изменять систему управления на любом уровне.

Перспектива человеческого развития отличается от прочих подходов к вопросам развития, которые преобладают в экономических дисциплинах в капиталистических странах. Она ориентирована на конечный результат, а не на средства достижения - на благосостояние человека и свободу, а не на изобилие (реальный доход, реальное благосостояние и пакет товаров потребления). Она стремится избежать того, что Маркс охарактеризовал как "фетишизм потребления". В конечном счете, в центре внимания должна быть та жизнь, которую мы ведем и то, что мы можем или не можем сделать, то, кем мы можем или не можем быть.

В то же время цель человеческого развития - развитие возможностей человека, что включает в себя целесообразную деятельность и свободу выбора среди различных форм деятельности, - отличается от общепринятого понимания личной пользы (которое находит свое выражение в развлечениях, счастье и исполнении желаний). Утилитаризм, конечно, является одним из краеугольных камней в теоретическом основании современной неоклассической экономики. Деятельность рассматривается как нечто самоценное, а не только как средство производства определенных товаров и услуг.

Часто в качестве противовеса утилитаризму приводится пример, рассказывающий о бесправном больном бедняке, который подвергается эксплуатации и перерабатывает, но остается удовлетворенным своей судьбой в силу социальных условий (религия, политическая пропаганда, культурное давление).

Стоит ли считать, что этот человек процветает, только потому, что он удовлетворен своим положением или счастлив?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: