Воображение и творчество. 1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного ору­дия как пригодной

Приемы воображения.

1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного ору­дия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2. гиперболизация - изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения но сравнению с действительными и создание таким пу­тем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

3. агглютинация («склеивание) - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, че­ловеко-бык у ассирийцев, кентавру древних греков);

4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мыс­ленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (мета­ние) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим прида­ние особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5. акцентирование - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание это­му свойству несоразмерно большего или особого значения в характери­стике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца), используется в карикатурах и дружеских шаржах (умный – высокий лоб, любопытный – большой нос);

6. переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7. схематизация – схематические образы создаются путём выделения основных наиболее важных элементов в их структурах (архитекторы создают сооружения, изобретатели – механизмы и устройства, художники –абстрактные картины);

8. типизация - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Кор­чагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпо­хи, того класса, выразителями которых они являются);

9. создание нового образа путём уподобления (аналогии) - так, идея создания летательных аппаратов всегда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание локатора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными;

10. образы воображения могут быть созданы посредством переноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиандра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантастическими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.

Создание образов воображения не следует пони­мать лишь как комбинирование. Специфика творчес­кого воображения заключается в отклонении от при­вычного хода ассоциаций, подчинении его эмоциям, мыслям, стремлениям, преобладающим в данный мо­мент в сознании художника. В творчестве очень ва­жен необычный ход ассоциаций. Настоящий худож­ник не только располагает техникой изображения, но он и видит по-иному, чем художественно невосприим­чивый человек. Суть преобразования в художествен­ном творчестве заключается не в удалении от дей­ствительности, а в приближении к ней. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, — тако­ва логика творческого воображения. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения оценивается по двум критериям: осмысленность и объективная значимость творе­ния; его новизна и оригинальность.

Не менее необходимо воображение в научном твор­честве. Оно играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замеча­тельным догадкам. Мастер эксперимента Э. Резерфорд считал, что эксперимент должен опираться на фанта­зию, а фантазия — на эксперимент, только в этом слу­чае возможен прогресс. Столь же важно воображение в социальной деятельности — особенно в революци­онные эпохи, когда мечта выдающихся людей ломает установившиеся нормы и представления, революцио­низируя мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: