Приемы воображения.
1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
2. гиперболизация - изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения но сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);
3. агглютинация («склеивание) - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавру древних греков);
4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5. акцентирование - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца), используется в карикатурах и дружеских шаржах (умный – высокий лоб, любопытный – большой нос);
6. переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
7. схематизация – схематические образы создаются путём выделения основных наиболее важных элементов в их структурах (архитекторы создают сооружения, изобретатели – механизмы и устройства, художники –абстрактные картины);
8. типизация - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпохи, того класса, выразителями которых они являются);
9. создание нового образа путём уподобления (аналогии) - так, идея создания летательных аппаратов всегда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание локатора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными;
10. образы воображения могут быть созданы посредством переноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиандра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантастическими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.
Создание образов воображения не следует понимать лишь как комбинирование. Специфика творческого воображения заключается в отклонении от привычного хода ассоциаций, подчинении его эмоциям, мыслям, стремлениям, преобладающим в данный момент в сознании художника. В творчестве очень важен необычный ход ассоциаций. Настоящий художник не только располагает техникой изображения, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Суть преобразования в художественном творчестве заключается не в удалении от действительности, а в приближении к ней. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, — такова логика творческого воображения. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения оценивается по двум критериям: осмысленность и объективная значимость творения; его новизна и оригинальность.
Не менее необходимо воображение в научном творчестве. Оно играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Мастер эксперимента Э. Резерфорд считал, что эксперимент должен опираться на фантазию, а фантазия — на эксперимент, только в этом случае возможен прогресс. Столь же важно воображение в социальной деятельности — особенно в революционные эпохи, когда мечта выдающихся людей ломает установившиеся нормы и представления, революционизируя мир.