Личность и творчество
Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Творческое начало личности определяется тем, насколько легко ей удается преобразование, и самим характером преобразования действительности. Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролями, которые в воображении личности играют эмоциональность (или аффективность) и критический контроль интеллекта. При этом важно помнить, что интеллект и творческое начало в человеке — не тождественные понятия. У человека может не быть высокого коээфициента интеллекта, тем не менее, он может творить шедевры, удивлять неожиданными находками. Согласно очень тонкому замечанию Пикассо, интеллектуальный человек постоянно ищет, а творческий находит, творит.
У разных людей воображение проявляется в различных областях. Это связано с направленностью личности — ее интересами, создающими очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его будет наиболее эффективным в области технического, художественного или научного творчества.
|
|
В литературе описаны потрясающие примеры связи общей эмоциональности личности и ее способности к фантазии. Так, один из наблюдаемых в лаборатории А.Р. Лурии пациентов, мог понизить температуру одной руки на один градус и повысить на столько же температуру другой руки, вообразив их лежащими на горячей печи и на куске льда соответственно. Он же мог искусственно вызвать усиленное сердцебиение, вообразив себя догоняющим трамвай. Каждому известны так называемые внушенные состояния, вызывающие серьезные психосоматические изменения. Изменения состояния здоровья, происходящие под влиянием неосторожного слова врача, получили название ятрогений, а болезненные изменения психики под влиянием неосторожного слова учителя —дидактогений. Подобные явления накладывают высокую ответственность на представителей профессий, традиционно имеющих высокую степень доверия населения. В их числе — врачи, педагоги и психологи.
Известны активные приемы стимулирования творческих проявлений детей. В их числе: поощрение оригинальных идей, предоставление возможности активно задавать вопросы, обогащение окружающей среды разнообразными новыми стимулами для развития любознательности, личный пример творческого подхода к ситуациям со стороны взрослого, доброжелательность взрослых.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
|
|
Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени и типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы (например, у авторов сказок). Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечёт за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Существенные различия между людьми выявляются в характере доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди относятся к смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека.