double arrow

Индивидуальные особенности воображения


Личность и творчество

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Творческое начало личности определяется тем, насколько легко ей удается преоб­разование, и самим характером преобразования дей­ствительности. Решающее значение имеет в этом пла­не соотношение между ролями, которые в воображении личности играют эмоциональность (или аффективность) и критический контроль интеллекта. При этом важно помнить, что интеллект и творческое начало в человеке — не тождественные понятия. У человека мо­жет не быть высокого коээфициента интеллекта, тем не менее, он может творить шедевры, удивлять неожи­данными находками. Согласно очень тонкому замеча­нию Пикассо, интеллектуальный человек постоянно ищет, а творческий находит, творит.

У разных людей воображение проявляется в раз­личных областях. Это связано с направленностью лич­ности — ее интересами, создающими очаги эмоциональ­ной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его будет наибо­лее эффективным в области технического, художествен­ного или научного творчества.




В литературе описаны потрясающие примеры свя­зи общей эмоциональности личности и ее способности к фантазии. Так, один из наблюдаемых в лаборатории А.Р. Лурии пациентов, мог понизить температуру од­ной руки на один градус и повысить на столько же тем­пературу другой руки, вообразив их лежащими на горячей печи и на куске льда соответственно. Он же мог искусственно вызвать усиленное сердцебиение, вооб­разив себя догоняющим трамвай. Каждому известны так называемые внушенные состояния, вызывающие серьезные психосоматические изменения. Изменения состояния здоровья, происходящие под влиянием не­осторожного слова врача, получили название ятрогений, а болезненные изменения психики под влиянием неосторожного слова учителя —дидактогений. Подоб­ные явления накладывают высокую ответственность на представителей профессий, традиционно имеющих высокую степень доверия населения. В их числе — врачи, педагоги и психологи.

Известны активные приемы стимулирования твор­ческих проявлений детей. В их числе: поощрение ори­гинальных идей, предоставление возможности актив­но задавать вопросы, обогащение окружающей среды разнообразными новыми стимулами для развития лю­бознательности, личный пример творческого подхода к ситуациям со стороны взрослого, доброжелательность взрослых.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).



Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени и типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы (например, у авторов сказок). Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечёт за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Существенные различия между людьми выявляются в характере доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди относятся к смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека.







Сейчас читают про: