ЛЕКЦИЯ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Кутюмы Бовези
Обычаи
Важнейшим источником права был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.
Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.
Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами.
Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права:
- организация суда и процесс;
- правовой статус разных категорий лиц;
- юридический режим земельных владений и т.д.
Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".
За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.
Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.
Дисциплина: Теория государства и права
по теме № 1: «Теория государства и права как наука»
(для курсантов очного отделения
по специальности 030501.65 – юриспруденция)
Время: 2 часа
Подготовил:
преподаватель кафедры
подполковник милиции, к.ю.н.
Богмацера Э.В.
Обсуждена и одобрена на
заседании методической секции кафедры
ГосПД
«___»___________2008г.
Протокол № _____
Цели лекции:
Учебная: заключается в ознакомлении курсантов с понятием юридической науки и ее структурой; определении места теории государства и права в системе юридических знаний; характеристике приемов и способов познания государственно-правовых явлений.
Воспитательная: показать значение юридической науки, ориентировать обучаемых на необходимость выработки для себя ценностных установок в процессе юридического познания.
Развивающая: заключается в формировании умения, анализировать структуру юридической науки и определять ее место в системе научных знаний. Определять особенности предмета теории государства и права и ее роль в системе научных знаний. Сформировать умение оперировать юридическими понятиями и категориями.
Метод(ы) проведения занятия: словесный с использованием мультимедийных ТСО.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции | Распред. времени. | Страницы |
Вступительная часть | 5 мин. | |
Учебные вопросы: | ||
1. Понятие, структура и место юридической науки в системе научных знаний. | 25 мин. | |
2. Теория государства и права в системе юридических знаний. | 20 мин. | |
3. Методология теории государства и права. | 25 мин. | |
Заключительная часть (подведение итогов) | 5 мин. |
Литература: