Правообразование как процесс формирования права. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества

Роль правосознания в правотворчестве и реализации права

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико. Является средством воздействия на общественные отношения, включен в механизм правового регулирования. Специ­фическая черта правосознания - его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

При правотворчестве в первую очередь учитывается правосознание экономически сильного класса.

Правосознание можно разделить на следующие элементы:

1) информационные – наличие информации о законе. Её полнота и достоверность.

2) оценочны й – согласно имеющейся информации оценивает, соотносит со своими ценностями

3) волевой – принимает решение следовать закону (реализовывать) или обходить.

Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания.
В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права

Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. ПО (формирование права)=более широкое понятие, деятельность к. связано с возникновением правовых идей, чувств при воздействии общ-ой жизни, к. требует установления к-либо новых нормативов этой жизни, либо их отмены. Включает в себя помимо ПТ, деятельность стихийную. Правотворчество - завершающая стадия процесса правообразования.

Правотворчество - деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.. Деятельность сознательная, целенаправленная, организованная.

Виды: 1)принятие нормативных актов органами государства 2)путем референдума 3)заключение соглашений, содержащих нормы права 4)санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями 5)формирование юридических прецедентов.

Принципы: 1)демократизм 2)законность 3)гуманизм 4)научность 5)профессионализм 6)плановость.

Стадии: 1)реализация права законодательной инициативы 2)обсуждение законопроекта (вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения) 3)принятие законопроекта путем голосования 4)официальное опубликование закона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: