double arrow

Ответы на вопросы


Особенность новости

Ценность новостей

Классификация

Определение

Аналитическая журналистика: статья, очерк

Комментарийная журналистика: корреспонденция, комментарий, обозрение

Тема 5. Жанры политической публицистики

1. Журналистика новостей

4. Журналистское расследование

Новость как информационный жанр журналистики

Одного определения, общепринятого, новости не существует. В энциклопедиях и словарях, справочниках и учебниках по журналистике даются формулировки, не похожие друг на друга и с точки зрения лингвистики, и того, как оно она толкуется самими журналистами. Есть и шутливые варианты: «новости сегодняшней жизни — это бесплатное приложение к вчерашним газетам». Оригинально, не правда ли?

Стоит привести некоторые из наиболее распространенных определений «новости»:

— что-то такое, о чем прежде не было известно, новые сведения или сжатая информация;

— человек, факт, событие, проблема или еще что-то такое, к чему стоит привлечь внимание;

— публикации в СМИ о текущих событиях и проблемах или вообще о чем-то интересном или важном.




В журналистской среде можно услышать и такое определение: «когда собака укусила человека — это не новость, это факт, но когда человек укусит собаку — это уже новость».

Новостные материалы можно условно разделить на три группы.

Календарные. Они связаны с годовщинами событий, с тем, что непременно должно произойти, а также с историческими датами, национальными праздниками.

«Горячие», прямые. Сообщается о драматических событиях в своей стране, за рубежом, об острых проблемах международной жизни, другие сенсации, катастрофы, катаклизмы.

«Организованные». На журналистском жаргоне «организацию интереса» называют «копченой селедкой» — своим запахом она привлекает к себе внимание и «сбивает со следа», то есть провоцирует любопытство к какой-нибудь «подстроенной» ситуации. Это искусственное раздувание псевдофактов, псевдособытий или тенденциозный подбор новостей.

1. Близость темы новости с точки зрения читателя (либо в пространстве, во времени, что-то хорошо знакомое или близкое).

2. Известность кого-либо или чего-либо (все, что по тем или иным причинам может получить признание, популярность: успехи, неудачи политиков, и т.п.).

3. Своевременность.

4. Действенность (привлечение внимания читателей к теме, проблеме новости).

5. Масштабность.

6. Конфликт (разоблачения, конфликты, подробности ссоры, разводы, скандалы, аресты).

7. Необычность (непредсказуемость или ненормальное развитие событий и проблем).

8. Персонификация (ссылки на конкретных людей).

Одним из требований журналистики является объективность новости, она должна быть подана в «девственно-чистом» виде, то есть без личного мнения автора. Однако на практике это не всегда выполняется. Журналисты используют всевозможные приемы, чтобы как-то оценить событие — факт «подсветка»: использование определенной лексики, определение, что «важно», что «не важно»: первое печатается, другое — нет.



Для каждой новости существует определенный «джентльменский набор» — это несколько вопросов, на которые всегда отвечает новость: Что? Где? Когда? Такой точки зрения придерживается Квинтилиан. В одной из своих рекомендаций он отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы, как: Кто? и Что?, Когда? и Где?, Как? и Почему?

У Редьярда Киплинга есть стихотворение:

Есть у меня шестерка честных слуг,

Проворных, удалых,

И все, что может быть вокруг,

Я знаю именно от них.

Я их гоняю, как собак,

Им нет покоя в дождь и тьму,

Всем этим кто и что, когда и как

А вместе с ними где и почему.







Сейчас читают про: