Міністерство освіти і науки, молоді та спорту україни

32.

31.

30.

29.

28.

Основанием наступления уголовной ответственности является

Назначаемое правонарушителю наказание

A) не должно быть жестоким

B) должно быть жестоким только для рецидивов в преступлении

C) должно быть жестоким только для преступлений

D) должно быть жестоким в воспитательных целях

A) совершение двух и более проступков

B) общественно опасное деяние

C) нарушение прав граждан и организаций

D) статья Уголовного кодекса

426. Деяние, характеризующееся меньшей степенью общественной вредности по сравнению с преступлением, – это

A) вина

B) умысел

C) проступок

D) неосторожность

Функции государства. Функции современного российского государства

В определениях понятия государства и государственной вла­сти отражены их сущность и социальное назначение. Но далее возникает вопрос о том, как и в чем проявляется сущность го­сударства, что оно должно делать конкретно, на чем сосредото­чиваются усилия его органов и учреждений в отдельные перио­ды развития государства и государственной власти.
Ответы на поставленные вопросы связаны с разработкой по­нятий типа и формы государства, функций государства, меха­низма государства и государственного аппарата. Все эти поня­тия тесно связаны друг с другом и призваны отражать взаимо­действие отдельных сторон и компонентов государства и госу­дарственной власти, в которых проявляется их целостность.
Под функциями понимают объективно необходимые направле­ния в деятельности государства, его реализующиеся свойства.
Каждое государство выполняет свои специфические функ­ции; с этим связаны и способы анализа функций государства.
В советской научной литературе анализу функций государства посвящено значительное число научных исследований, сре­ди которых можно выделить и исследования монографическо­го характера. Обосновывалась необходимость разграничения задач (целей), определяющих содержание функций государства и функций государства как основных направлений его деятельно­сти. Много внимания уделялось классификации функций, предметному изучению конкретного содержания и форм, спо­собов их осуществления. Ю.А. Тихомиров и Л.А. Морозова предлагали включить в определение функций государства, на­ряду с основными направлениями деятельности государства, и механизмы государственного воздействия на общественные процессы, а к самим функциям подходить с учетом генераль­ной тенденции саморегулирования общества, которое берет на себя большой объем дел. У государства остается меньший и яв­но обновленный набор функций. В способах их осуществления предлагается также усилить жесткость при установлении и взи­мании налогов, установлении правил конкуренции обеспече­нии экономической и иной безопасности и, наоборот, мягко и гибко стимулировать производство, поддерживать социально-культурные инициативы.
В теории социалистического государства вопрос о функциях занимал большое место, что было связано с имевшим место огосударствлением нашего общества. Об этом свидетельство­вал конкретный набор функций государства и их классифика­ция, которые были даны в научной литературе и представлены многочисленными точками зрения по каждому отдельному во­просу.
Во-первых, проводилось жесткое разграничение функций эксплуататорских и социалистических государств, поскольку функции государства прямо связывались с его классовой сущ­ностью и рассматривались как ее непосредственное выраже­ние. Происходящее ныне изменение представлений о сущнос­ти государства, отражаемое в его определениях (о чем уже гово­рилось выше), не может не отразиться и на вопросе о функци­ях государства.
В советской юридической литературе все функции социали­стического государства классифицировались на основе такого общего признака, как сфера их реализации: все функции госу­дарства подразделялись на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относили: временную функцию по­давления сопротивления эксплуататорских классов в переход­ный от капитализма к социализму период; хозяйственно-орга­низаторскую функцию, охватывавшую почти полностью все народное хозяйство огромной страны, работавшее на основе единого народно-хозяйственного плана; охрану социалистиче­ской собственности, прав, свобод граждан, социалистического правопорядка; культурно-воспитательную функцию, регулиро­вание меры труда и потребления; охрану окружающей среды.
Кроме того, анализировались и внешние функции: обороны страны, мирного сосуществования и борьбы за мир, поддержки национально-освободительных движений в зарубежных стра­нах, братского сотрудничества и взаимопомощи государств ми­ровой системы социализма. Специальные исследования были посвящены почти каждой отдельной функции государства. При этом уделялось внимание таким проблемам, как разграничение функций государства и отдельных органов, организационные и правовые формы реализации функций государства.
Таким образом, складывалась своеобразная теория функций социалистического государства.
Перечисленные выше функции социалистического государ­ства были ориентированы на поэтапное осуществление указан­ной выше цели. Изменение этой цели предполагает формиро­вание новой системы функций, новые организационные струк­туры, способы и приемы осуществления функций.
Функции государственной власти тесно связаны с формиро­ванием и развитием ее основ. В современных условиях (в том числе и в России) наряду с другими классификациями функций особое значение приобретает их подразделение на общие и спе­циальные. К числу общих относятся:
— экономическая — создание условий для развития рыноч­ных отношений;
— политическая — консолидация общества, гармонизация интересов социальных субъектов; направление деятельности по утверждению в обществе социальной справедливости;
— социальная — социальная поддержка населения, развитие сферы социальных услуг, культурно-воспитательная деятельность;
— юридическая — нормативное регулирование важнейших сфер жизни общества, охрана закрепленных в законах прав и свобод граждан, форм собственности, обеспечение законности и правопорядка;
— экологическая — обеспечение воспроизводства природы, поддержание закономерных связей между ее компонентами;
— обороны, обеспечения мира и поддержки мирового поряд­ка, экономического и культурного сотрудничества со всеми странами.
К числу специальных функций относятся: налогообложение и взимание налогов, организация борьбы с терроризмом, кон­троль, организация борьбы с коррупцией и др.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая обще-социальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начало социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением обще-социальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.
Основные теории возникновения права.
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем эта теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Они считали, что естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминируют антропологические объяснения права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно назвать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономике, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет, другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.

Во-вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно выделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки:

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно – денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно – трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (если – то – иначе), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание), зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д.. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно работает на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и т. п..

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое – либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы он оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой – либо внешней силой обществу, не появляется по явлению каких – либо культурных героев. Оно, так же, как и государство, одно из условий осуществления политически организованного общества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеет большую социальную ценность.

В результате исследования данной темы можно сделать вывод, что право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы попытались рассмотреть проблему основных причин и предпосылок возникновения государства и права, найти отличия между правом и социальными нормами первобытного общества. Также, мы попытались определить отличия государства от других институтов власти.

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты:

1. На основании анализа научных публикаций нами были обобщены данные об исследованиях таких общественно-политического явлений, как государство и право. Было установлено, что проблемы понимания государства и права, их сущности и закономерностей развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, не смотря на это, такие вопросы как происхождение государства и права, их основные признаки, сущность, назначение и другие, до сих пор остаются дискуссионными.

2. Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и права и преодолеть односторонний подход к пониманию их сущности.

3. Анализ научных публикаций показал, что попытки дать четкое определение понятиям государства и права, предпринимались различными учеными, мыслителями начиная со времен глубокой древности и до настоящего времени.

4. В ходе работы мы выяснили, что если говорить об особенностях появления права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

В заключении хочется добавить, что существует множество мало известных теорий происхождения государства и права. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

1 Функции права

2 Место и роль права в системе социальных норм

3 Общая характеристика основных отраслей права Украины

4 Характеристика источников права как внешней формы его выражения

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, осуществлять охрану и защиту таких отношений Такое регулирование и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм В системе так ких норм право занимает ведущее местоце.

К основным признакам права в его положительном (нормативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:

а) система правовых норм;

б) правила поведения общего характера;

в) правила имеют общеобязательный характер;

г) правила тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;

д) формально определены и закреплены в нормативно-правовых актах и??иных источниках права;

е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;рганами;

ж) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми;

с) правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия

Каждое право как элемент правовой системы состоит из многих правовых норм Право можно представить как определенную систему Оно является системой правил общего Право имеет общеобязательный характер

Право характеризуется внутренней формой, т.е. объединением правовых норм в институты, подотрасли и отрасли права и отдельные правовые комплексы Право становится обязательным лишь тогда, когда оно устанавливается я или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, предусмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблюдением установленных требований, представляемых к разработке обсуждение, принятие, вступление в силу, изменения и отмены действия правовых предписаний Осуществление права обеспечивается государственноою.

Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, тесно между с собой связаны и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально неоднородном обществ.

30 Функции права

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общест зверей отношения между людьмии.

Функции права разделяют на общесоциальные и специальные юридические

В обще социальных относятся следующие функции: гуманистическая - право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;

организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя;

оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;

идеологически-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения; гносеологическая (познавательная)-право само выступает как источник знаний К специальным юридическим функций ций права принадлежат регулятивстатична и динамическая) и охранительная:

регулятивная функция направлена??на урегулирование общественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или иных отраслях или институтах права Регулятивно-статическая функция - это влияние права на сус общие отношения, закрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; пр авовий воздействие осуществляется таким образом, что, например, Верховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права) или путем пр ийняття Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для любых расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика) охранительная функция направлена??на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшения или устранения их с повседневной жизньютя.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Теория естественного права.

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: