double arrow

Образовательные технологии. Реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «теория государства и права» обеспечивается широким использованием в учебном процессе следующих

Реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Теория государства и права» обеспечивается широким использованием в учебном процессе следующих форм и методов проведения занятий.

Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения.

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма и др.

Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки будущей профессиональной деятельности, обменяться опытом и установить деловые связи (при организации и проведении выездных занятий используется профессиональное сотрудничество научно-педагогического коллектива профильной кафедры с оперативно-следственными, судебными, надзорными и правозащитными органами и подразделениями правоохранительных органов).

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений должностными лицами или специалистами в различных ситуациях служебной деятельности (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения в юриспруденции с целью познания правил поведения, их нормативно-правового регулирования, освоения процессов принятия ответственных решений.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает как устный дискурс, так и написание студентами эссе, тезисов или реферата по сложным, проблемным вопросам изучаемой дисциплины.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы или вопроса.

Круглый стол – один из эффективных способов для обсуждения наиболее сложных и актуальных на текущий момент вопросов в изучаемой профессиональной сфере. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе свободного диалога, осуществить обмен опытом и раскрыть творческие инициативы (в соответствии с планом организации и проведения внутривузовских и межвузовских научно-практических мероприятий).

Мастер-класс – семинар, который проводит доцент, профессор, эксперт или практик (действующий специалист), узкоспециализирующийся в отдельных областях правоохранительной деятельности и осуществления правосудия, их правого регулирования, для тех, кто хочет улучшить свои практические навыки в этом предмете (в соответствии с планом организации и проведения внутривузовских и межвузовских научно-практических мероприятий).

Метод «кейс-стади» – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какой–либо ситуации или явления (действия, бездействия). В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (материалы для самостоятельной работы студентов).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для самостоятельного выбора студента (используется для осуществления текущего контроля и самостоятельной работы).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие специальной компетентности и межличностного профессионального поведения обучаемого контингента (практические занятия по темам).

Инновационно-педагогические технологии комплексно используются в преподавании настоящей учебной дисциплины. Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учетом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается поэтапно внедрять перечисленные выше формы и методы обучения. Их использование в учебном процессе дифференцируется и обосновывается содержанием учебной дисциплины применительно к каждой конкретной теме, а также с учетом планирования порядка проведения занятия.

В начале курса применяется метод адаптивного обучения. Цель практического занятия может быть определена путем постановки индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам, а затем достигнута в ходе активного обучения. Каждый студент, получив определенное ролевое задание (вопрос из плана практического занятия), активно участвует в учебном процессе. На данном этапе обучения важное значение для последующей самостоятельной работы студентов над темами курса имеет овладение ими информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми при систематизации правовой информации (СПС «КонсультантПлюс», «Гарант»), что становится реальным с обеспечением свободного доступа студентов к возможностям электронного читального зала или специально оборудованных мультимедийных аудиторий.

Учебный материал в значительной степени усложняется в центральных темах курса и практических занятиях. Заявленные в них целевые установки могут быть достигнуты интенсификацией процесса обучения в целом. Данная задача решается при проведении конкретных занятий путем сочетания разнообразных педагогических технологий, в большей степени способствующих передаче преподавателем знаний студентам по указанным темам.

Как показывает педагогическая практика, теоретические вопросы лучше усваиваются, когда учебная работа проводится в форме дискуссии. Добиваясь от каждого студента качественного выполнения в часы самостоятельной работы индивидуального задания, преподавателем планируется их подготовка к проведению дискуссии в учебное время. Примерная тематика эссе, тезисов, рефератов для дискуссии предлагается преподавателем с учетом пожелания студента. При выборе и формулировании конкретной темы выступления обязательно учитывается обоснованное мнение студента-докладчика и содокладчика по данному вопросу. Как правило, позиции, изложенные в ходе дискуссии по одной проблеме, полностью не совпадают. На протяжении ряда таких занятий, добиваясь от студентов концентрации внимания, необходимо вырабатывать умение слышать и отмечать особенности правовой аргументации собеседника, выделять главное в обсуждаемой теме, правильно задавать вопросы, а в итоге – организовать публичный спор (диспут).Его предполагается использовать как одну из самых активных форм работы со студентами в атмосфере свободного, непринужденного обсуждения по острым правовым проблемам реформирования судебной власти и судебной системы.

Наиболее сложные и актуальные вопросы практики правоприменительной и правоохранительной деятельности в государственно-правовой сфере эффективнее усваиваются в режиме «погружения» в профессиональную среду. Моделирование ее условий в учебном процессе предполагается осуществлять в рамках круглого стола. Важная организационная задача в этом направлении – наладить регулярный обмен опытом практической работы с действующими специалистами в этой области, работающими в правоохранительных органах. Подражание, изображение, совместное с преподавателем обсуждение типовых ситуаций и решение аналоговых задач правосудия, создание различного рода юридических документов как активные средства обучения особенно полезны при проведении практических занятий. В этом направлении предполагается внедрять в педагогическую практику мастер-классы: семинары с участием известных действующих специалистов (следователей, оперативных работников, судей, адвокатов, экспертов, научных сотрудников) в указанной области. Выездные школы помогут студентам «погрузиться» в юридическую среду, для чего намечается проработка возможности их присутствия при реальном исследовании материалов уголовных дел в следственно-судебных органах, освещении результатов их разрешения в средствах массовой информации.

При изучении дисциплины обучаемый должен освоить все темы, предусмотренные учебной программой, подготовить в ходе самостоятельной работы ответы на вопросы практического занятия, написать реферат, курсовую работу, предусмотренную программой дисциплины.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены две формы контроля: текущий контроль в виде вопросов – заданий после каждой изучаемой темы и промежуточный контроль в виде зачета по Общей части дисциплины и экзамена по Особенной части дисциплины. Перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену включен в пакет методических материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: