Позитивизм

Теологические теории права.

Определение и признаки права.

  1. Основные концепции правопонимания (естественно-правовая, нормативизм, социологический подход, солидаризм в праве, психологическая школа права).
  2. Определение и признаки права.
  3. Система права, её структура.
  4. Публичное и частное право, материальное и процессуальное право.
  5. Система права и система законодательства, их соотношение. Правовая система общества и система права, их соотношение.

1 вопрос. Однозначного определения права до сих пор в теории права не существует. Каждый подход к правопониманию является неполным, однозначным. С позиции теологии – право – это божественное установление. По определению Руссо – право – это общая воля. Петрожицкий – право – это совокупность эмоций, чувств субъектов общения. Нормативистское учение. Право равняется закону. Единственный источник права – это законы, принимаемые государством.

(Учебник Липпи и Лазарева)

С позиции теологических теорий право – это божественное установление.

Естественно-правовая теория (Локк, Гоббс, Руссо, Радищев, Коркунов).

Теория произошла из договорной и объясняет наличие естественных прав либо божественной волей, либо тем, что человек существо общественное. Естественно-правовая теория представлена в 2 вариантах: теологическом и светском. Естественное право – это существующее объективно (имеющие объективный характер) нормы, принципы, олицетворяющие справедливость, равенство, свободу, идеальный порядок вещей, которые действуют непосредственно на общественные отношения, минуя государство, волю законодателя. Теологический вариант – труды Маритена. Права человека имеют божественное происхождение. Светский вариант ориентирует на природу естественных прав у человека, как существа разумного. В силу этого каждый человек наделяется естественными правами с момента рождения. Маритен делил на 3 группы естественные права: 1 группа – фундаментальные права личности: право на жизнь, личную свободу, право частной собственности, право на вступление в брак, право на стремление к счастью; 2 группа – права гражданина (политические права): право на участие в формировании органов государства, политические права и свободы: избирательное право; 3 группа – социальные права: право на труд, справедливую заработную плату, выбор профессии. 2 и 3 группа вытекают из первой. Теория естественного права основана на дуализме, противоборстве естественного и позитивного права.

Если нормы, установленные государством (позитивное право) неправильно и неверно выражают сущность естественного права, то они считаются неправовыми.

Позитивное право – положительное право, реальное право. Позитивизм появился в виде легистского позитивизма в эпоху победы буржуазной революции. Родоначальники Остин, Гоббс. Победа буржуазной революции привела к мощи буржуазного государства. Буржуазия пришла к власти, требовалось сильное государство. Представители легистского позитивизма критиковали естественно-правовую теорию, как «блуждение умов, ведущее к нарушению порядка». С позиции легистского позитивизма право – это нормы, установленные государством (право = закон). Единственным источником права являются законы, принимаемые государством. Праву отводится инструментальная роль, это инструмент в руках государства. Представители легистского позитивизма в своем исследовании и обосновании использовали учение Канта. Кант делил сферу познания на сферу бытия и сферу должноствования (сущего и должного). Для исследования права используется формально-догматический (описательный) метод Канта (не исследуется содержание, исследуется форма).

Одним из направлений позитивизма явился нормативизм Г. Кельзина. Его рассматривают как крайнее проявление формализма в праве. Он считал, что право – это система норм, выстроенная в иерархическом порядке, установленная принудительной силой, т.е. государством. Кельзин представлял систему права в виде пирамиды. Во главе – основная норма – нормы конституции. Сила основной нормы предполагается. В середине – законодательные акты (текущее законодательство). В основании пирамиды – решение судебных и административных органов (индивидуальные акты). Кельзин – «Чистая теория права». Кроме того, что он использовал формально-догматический метод Канта, он утверждал, что право нужно изучать в чистом виде. Исследовать право нужно в чистом виде, т.е норма, установленная государством.

В советское время господствовал нормативизм. Это был курс Шишеневича, приспособленный под советское время. Право – это нормы, установленные государством рабочих и крестьян, устанавливающие волю рабочих и крестьян.

Преувеличение роли государства характерно для нормативизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: