Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов в типологии Г
Классово-формационный подход к типологии Г до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом Г называлась «совокупность Г-в, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы». В наше время Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, а поэтому не носит исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.
Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизованный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую. политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид.
|
|
Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, удерживая их тем самым в рамках единого целого.
Цивилизационный подход, позволяет таким образом, видеть в Г-е не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества Г выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Цив-й подх не отрицает формац. Их нельзя противопоставлять, т.к. оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип Г с учетом не только соц-экономического, но и духовно-культурного факторов. Циви-й подход не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации Г. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.
|
|
ТЕМА 4: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции Г тесно связаны с характеристиками Г, его типом и формой. С эволюцией Г, эволюционируют и его функции.
Функции Г — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Г обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название гос. аппарат.
Каждая гос.власть автономна, имеет свой гос.орган. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. 1. Функции Г непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества. 2. В функциях Г воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене. 3. Функции Г возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Г выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности. 4. В функциях Г-в различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Деятельность Г многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности Г и называются ФГ.
Назначение Г, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. ФГ это определенные направления и стороны деятельности гос-ва в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из этого определения необходимо отметить следующее: 1) Ф Г это определенные направления его деятельности т.е. Ф Г это не сама деятельность взятая в целом, а только определенные направления этой деятельности. Кроме того Ф Г это различные любые направления его деятельности. Т.е ФГ являются как основные так и не основные направления его деятельности. В отеч. ТГП ФГ очень часто определяются как основные направления его деятельности. В этой связи остается неясным чем же являются не основные направления деятельности Г. Отсюда деятельность Г выр-ся не только в основных, но и в не основных его направлениях. 2) ФГ это не только направления, но и стороны деятельности Г. Понятие сторона деятельности Г призвано охарактеризовать содержательную часть ФГ. Каждая ФГ это не только направления, это не только линия деятельности, но и сама деятельность (часть деятельности Г). 3) ФГ это направления и стороны его деятельности в которых выр-ся его сущность. В ф-ях сущность проявляется. По этому ФГ помогают уяснить вопрос о сущности Г. Наиболее ярко сущность Г проявляется в основных ФГ.4) ФГ это направления и стороны деятельности Г в которых выр-ся соц-ое значение Г, т.е. ФГ говорят о том какую роль играет Г в общ-ой жизни, в общ-ве в данное время.
Функции Г по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и Г (а потому у Г нет выбора – выполнять их или нет). В то же время объективный характер ФГ вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей (роль субъективного фактора очень велика).