Методическое обеспечение. Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

Тема 18. Законность и правопорядок

Тема 17. Правонарушения в системе девиантного поведения

Тема 16. Юридическая ответственность

Понятие и виды социальной ответственности. Основные интерпретации понятия юридической ответственности в отечественном правоведении. Основания юридической ответственности. Признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Лекция.

При подготовке к семинарским занятиям, обсуждению проблем и управляемым дискуссиям, выполнению письменных заданий, подготовке презентаций студенты должны использовать тексты, собранных и обобщенных ими правоприменительных решений в соответствии с методикой, изложенной в Разделе 2.1.2.

Понятие и виды девиантного поведения. Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушения.

Лекция.

Семинарское занятие: Правонарушение и юридическая ответственность

1. Правомерное и правонарушающее поведение

2. Понятие и состав правонарушения

3. Виды правонарушений

4. Понятие юридической ответственности

5. Виды юридической ответственности

6. Принципы юридической ответственности

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию под руководством преподавателя: Изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 16 учебно-методического комплекса по Теории права и государства. Написание тезисов выступлений (Подготовка презентаций) для участия в обсуждении следующих проблем: правомерное и правонарушающее поведение, позитивная и негативная (ретроспективная) ответственность, основания и принципы негативной (ретроспективной) юридической ответственности. – 4 часа.

При подготовке к семинарским занятиям, обсуждению проблем и управляемым дискуссиям, выполнению письменных заданий, подготовке презентаций студенты должны использовать тексты, собранных и обобщенных ими правоприменительных решений в соответствии с методикой, изложенной в Разделе 2.1.2.

Понятие законности: различные подходы. Субъекты законности. Принципы законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка. Законность и правопорядок. Виды правопорядка. Правопорядок как правовая и социокультурная ценность.

Лекция.

Семинарское занятие: Законность и правопорядок

1. Понятие законности. Концепция правовой законности.

2. Принципы и гарантии законности

3. Правопорядок и правовая законность

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию под руководством преподавателя: Изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 17 учебно-методического комплекса по Теории права и государства. Подготовка эссе на тему, предложенную преподавателем, например: «Принципы правовой законности». – 4 часа.

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «Теория права и государства».

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу по Теории права и государства (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы (см. 2.4.1 и 2.4.2).

1) Самостоятельная работа студентов по сбору и обобщению правоприменительной практики в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и законодательства о здравоохранении – всего 20 часов (Темы 14, 15, 17).

Обобщению подлежит правоприменительная практика за период не более 5 лет. Каждый студент должен собрать и сделать обобщение по указанной преподавателем проблеме минимум 20 правоприменительных решений конкретного государственного органа, определенного преподавателем, а в случае, если общее количество такого рода правоприменительных актов за последние 5 лет менее 20, то всех доступных в открытых источниках правоприменительных решений за указанный период. Многократное использование студентами одного и того же правоприменительного решения не допускается. Сбор правоприменительных решений должен осуществляться студентами по материалам открытых источников (публикация правоприменительных решений на официальных сайтах судов и государственных органов (Прокуратуры, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития и др.), а также органов местного самоуправления в сети Интернет), либо путем обращения в конкретные правоприменительные органы, в иные организации (медицинские, страховые, научно-исследовательские и др.).

Студенты разбиваются на группы, каждая из которых осуществляет сбор и обобщение правоприменительных решений конкретного государственного органа по заданной преподавателем проблеме.

Организация самостоятельной работы студентов по сбору и обобщению правоприменительных актов:

Проблема – нарушения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1 группа студентов обобщает решения судов общей юрисдикции по материалам открытых источников (с указанием официальных сайтов, параметров/ключевых слов поиска) либо путем обращения (по запросам юридического факультета СПбГУ) в конкретные суды, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

2 группа студентов обобщает решения арбитражных судов по материалам открытых источников (с указанием официальных сайтов, параметров/ключевых слов поиска) либо путем обращения (по запросам) в конкретные суды, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

3 группа студентов обобщает правоприменительные решения прокуратуры (по согласованию с руководством государственных органов).

4 группа студентов обобщает правоприменительные решения федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития, и органов субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (неопубликованные решения – по запросам юридического факультета СПбГУ).

5 группа студентов обобщает правоприменительные решения и/или иные юридические документы медицинской/их, страховой/ых, научно-исследовательской/их и др. организации/ий, отражающие правоприменительные решения государственных органов (Судов, Прокуратуры, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития и др.) и сложившуюся в целом практику реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и требований законодательства в сфере охраны здоровья, оказания медицинских услуг (по материалам сети Интернет с указанием использованных ресурсов, а также времени размещения соответствующей информации либо путем обращения в конкретные организации по запросам юридического факультета СПбГУ).

По итогам обобщения студентами должны быть представлены: тексты собранных правоприменительных решений в машиночитаемом (электронном) виде и обобщающий аналитический обзор (аналитическая записка), а также итоговая таблица, включающая в себя следующие графы:

1.Государственный орган/ судебная инстанция (вид судопроизводства)/орган местного самоуправления/организация; номер и дата правоприменительного решения;

2.Краткое изложение сути правоприменительной проблемы/спора (например, нарушение законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в части развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи; нарушение законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в части обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью; нарушение законодательства о здравоохранении и социальной защите инвалидов; применение дисциплинарного взыскания к должностному лицу медицинского лечебного учреждения; спор по доказыванию вины врача в причинении смерти (увечий) пациенту; неоказание медицинской помощи; недостаток лекарственных средств; нарушение законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в части создания условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; нарушение стандарта медицинской помощи и т.п.).

3.Материальные (фактические обстоятельства дела) и формально-юридические (компетенция, полномочия) основания правоприменения;

4.Нормы закона (подзаконного нормативного акта), примененные государственным органом. Суть данного в правоприменительном акте толкования положениям примененного законодательства;

5.Суть правоприменительного решения, основные, по мнению студента, аргументы правоприменительного органа.

Аналитическая записка должна быть предоставлена студентом преподавателю в распечатанном виде (14 шрифт, 1,5 межстрочный интервал) не позднее 5 мая текущего учебного года. Аналитический обзор (аналитическая записка) должен содержать выявленные студентом проблемы правоприменения и позиции, которые занимали суды, государственные органы и органы местного самоуправления и иные организации по указанным проблемам, а также включать в себя оценку студентом проанализированных дел с точки зрения законности правоприменительных актов, использованного государственным органом вида (способа) толкования законодательства о здравоохранении, способа преодоления пробелов или коллизий в системе норм медицинского права, эффективности реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в части обеспечения права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, по возможности – прогноз развития данного национального проекта и предложения по внесению изменений/дополнений в действующее законодательство в сфере здравоохранения с целью юридического обеспечения (гарантирования) конституционного права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Итоговая таблица и аналитическая записка должны также быть размещены на сайте мониторинга правоприменения портала «Юридическая Россия» (monitoring.law.edu.ru) – соответственно в разделе «частные дела» (с привязкой к примененному нормативному акту и с кратким комментарием, указывающем на суть правоприменительной проблемы) и на форуме – в разделе «актуальные проблемы правоприменения».

2) Самостоятельная работа студентов по сбору и обобщению правоприменительной практики в сфере здравоохранения по проблемам, связанным с обеспечением населения и медицинских организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения – всего 20 часов (Темы 14, 15, 17).

Обобщению подлежит правоприменительная практика за период не более 5 лет. Каждый студент должен собрать и сделать обобщение по указанной преподавателем проблеме минимум 20 правоприменительных решений конкретного государственного органа, определенного преподавателем, а в случае, если общее количество такого рода правоприменительных актов за последние 5 лет менее 20, то всех доступных в открытых источниках правоприменительных решений за указанный период. Многократное использование студентами одного и того же правоприменительного решения не допускается. Сбор правоприменительных решений должен осуществляться студентами по материалам открытых источников (публикация правоприменительных решений на официальных сайтах судов и государственных органов (Прокуратуры, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития и др.), а также органов местного самоуправления в сети Интернет), либо путем обращения в конкретные правоприменительные органы, в иные организации (медицинские, страховые, научно-исследовательские и др.).

Студенты разбиваются на группы, каждая из которых осуществляет сбор и обобщение правоприменительных решений конкретного государственного органа по заданной преподавателем проблеме.

Организация самостоятельной работы студентов по сбору и обобщению правоприменительных актов:

Проблема – нарушения законодательства о здравоохранении при осуществлении регистрации, закупок, поставок, распределения (предоставления конкретным лицам) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также нарушения требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения аптечек, укладок, наборов, комплектов и т.п. для оказания различных видов медицинской помощи (первой медициской помощи, первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи).

1 группа студентов обобщает решения судов общей юрисдикции по материалам открытых источников (с указанием официальных сайтов, параметров/ключевых слов поиска) либо путем обращения (по запросам юридического факультета СПбГУ) в конкретные суды, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

2 группа студентов обобщает решения арбитражных судов по материалам открытых источников (с указанием официальных сайтов, параметров/ключевых слов поиска) либо путем обращения (по запросам) в конкретные суды, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

3 группа студентов обобщает правоприменительные решения прокуратуры/следственного комитета (по согласованию с руководством соответствующих государственных органов).

4 группа студентов обобщает правоприменительные решения федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития, и органов субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (неопубликованные решения – по запросам юридического факультета СПбГУ).

5 группа студентов обобщает правоприменительные решения и/или иные юридические документы медицинской/их, страховой/ых, научно-исследовательской/их и др. организации/ий, отражающие правоприменительные решения государственных органов (Судов, Прокуратуры, Следственного комитета, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития и др.) и сложившуюся в целом практику реализации требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения населения и медицинских организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (по материалам сети Интернет с указанием использованных ресурсов, а также времени размещения соответствующей информации либо путем обращения в конкретные организации по запросам юридического факультета СПбГУ).

По итогам обобщения студентами должны быть представлены: тексты собранных правоприменительных решений в машиночитаемом (электронном) виде и обобщающий аналитический обзор (аналитическая записка), а также итоговая таблица, включающая в себя следующие графы:

1.Государственный орган/ судебная инстанция (вид судопроизводства)/орган местного самоуправления/организация; номер и дата правоприменительного решения;

2.Краткое изложение сути правоприменительной проблемы/спора (например, нарушение требований законодательства/стандарта медицинской помощи при оказания первичной медико-санитарной/скорой/специализированной медицинской помощи; нарушение законодательства о здравоохранении и социальной защите инвалидов; применение дисциплинарного взыскания к должностному лицу медицинского лечебного учреждения; спор по доказыванию вины врача в причинении смерти (увечий) пациенту; неоказание медицинской помощи; недостаток/отсутствие лекарственных средств/изделий медицинского назначения; нарушение порядка регистрации/ввоза/использования лекарственного средства/ изделия медицинского назначения; нарушение законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и т.п.);

3.Материальные (фактические обстоятельства дела) и формально-юридические (компетенция, полномочия) основания правоприменения;

4.Нормы закона (подзаконного нормативного акта), примененные государственным органом. Суть данного в правоприменительном акте толкования положениям примененного законодательства;

5.Суть правоприменительного решения, основные, по мнению студента, аргументы правоприменительного органа.

Аналитическая записка должна быть предоставлена студентом преподавателю в распечатанном виде (14 шрифт, 1,5 межстрочный интервал) не позднее 5 мая текущего учебного года. Аналитический обзор (аналитическая записка) должен содержать выявленные студентом проблемы правоприменения и позиции, которые занимали суды, государственные органы и органы местного самоуправления и иные организации по указанным проблемам, а также включать в себя оценку студентом проанализированных дел с точки зрения законности правоприменительных актов, примененных принципов и норм международного права, использованного государственным органом вида (способа) толкования законодательства о здравоохранении, способа преодоления пробелов или коллизий в системе норм медицинского права, эффективности примененных норм действующего законодательства в части обеспечения права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, по возможности – предложения по внесению изменений/дополнений в действующее законодательство в сфере здравоохранения с целью выявления и устранения препятствий осуществления гражданами своих прав, а также пробелов и коллизий в правовом регулировании общественных отношений.

Итоговая таблица и аналитическая записка должны также быть размещены на сайте мониторинга правоприменения портала «Юридическая Россия» (monitoring.law.edu.ru) – соответственно в разделе «частные дела» (с привязкой к примененному нормативному акту и с кратким комментарием, указывающем на суть правоприменительной проблемы) и на форуме – в разделе «актуальные проблемы правоприменения».

Методика текущего контроля

Успешное выполнение задания является обязательным для получения аттестации текущего контроля по дисциплине.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по настоящей дисциплине используются «Методика текущей аттестации по курсу бакалавриата «Теория права и государства» в 2010-2011 учебном году», а также «Методика письменного экзамена по курсу бакалавриата «Теория права и государства», размещенные в открытом доступе на официальном сайте Юридического факультета СПбГУ. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, в случае, если она проводится форме тестирования, входят в состав учебно-методического комплекса по Теории права и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: