РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
А
Абсолютные права — субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).
Абсолютные правоотношения — урегулированные нормой права общественные отношения, в которых управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов.
Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная (абсолютно вся) государственная власть, принадлежащая одному лицу-—монарху.
Автономия — форма самоуправления части территории государства, обладающей правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.
|
|
Администрация — система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определённого региона.
Аксиома правовая — положение правовой теории, которое берется в исследованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.
Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Акт применения права (правоприменительный акт) — правовой акт,
который содержит индивидуально властное предписание, вынесенное
компетентным органом в результат решения конкретного юридического
дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму.
Б
Буквальное толкование — разъяснение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выражение совпадают.
В
Вакуум правовой — специфическое правовое явление, характеризуемое как
временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в урегулировании правом
вновь возникающие общественные отношения.
|
|
Вето — отказ главы государства, подписать законопроект, принятый Парламентом.
Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными, органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия.
Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).
Воспитание правовое — целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса Или представительного учреждения по определенному вопросу (напри-, мер, вотум недоверия правительству).
Г
Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, указывающий на ее
действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются
путем закрепления юридических фактов.
Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.
Государственная власть — публично-политическое отношение господства
и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная ди сциплина — определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к государственным служащим.
Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицировано и в пределах юридических предписаний1 физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
Государственный аппарат — система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территорий и независимость в международных отношениях.
Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.
Гражданское обществе — совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются, интересы индивидов и их групп.
Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
|
|
Грамматический способ толкования — прием разъяснения правовых
норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.
Гуманизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в призвании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отношений между людьми.
Д
Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.
Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Декларация — провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, Справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.
Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством о учетом интересов меньшинства.
Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).
|
|
Динамизм права — свойство права, характеризующее его способность изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности.
Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная с равноправием сторон, координацией, основанная на дозволениях.
Диспозиция правовой нормы — основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально; юридических свойств и проявлений.
Договор нормативный — самостоятельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).
Дозволение правовое — предоставляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать но осуществлению собственных интересов.
Доктринальное толкование норм права — наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами, выражающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.
Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.
Е
Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе
соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия
стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.
Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
З
Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или отклонить его — право законодателя).
Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает Определенные юридические последствия.
Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Законодательство — система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с установленной законодательной процедурой для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.
Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.
Запрет — способ правового регулирования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.
Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
И
Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально-ценные действия.
Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Использование права — форма реализации права, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности-.
Исполнение права — форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
Историческо-политнческое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условия принятия данного предписания.
Источник права идеологическом смысле — причины возникновения
правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представления-
ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.
Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей.
Источник права в юридическом смысле — см. Форма права.
К
Казуальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, обяза- тельное только для данного конкретного случая.
Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или не- осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
Качество закона — совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
Квалификация правовая — юридическая оценка деяния, основанная несоответствующих нормативных предписаниях.
Кворум — установленное законом или уставом количество присутствующим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для призвания его решений действительными и юридически значимыми.
Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.
Кодификация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт.
Коллизии юридические — противоречия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Компетенция — совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.
Конкретизация норм права — мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).
Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства
Конфедерация — форма союза (объединения) государств при сохранении их независимости и международной правосубъектности, с созданием
объединенных органов для координации действий.
Л
Лоббизм — форма влияния «групп давления» на управленческие решения
в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.
Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной структуры.
Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
М
Материальное право — совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) интересов.
Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляющего собой деятельность по обеспечению исполнения юридической обязанности, защиту права.
Метод теории государства и права — совокупность приемов, принципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории государства и права, получаются новые знания.
Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правового регулирование качественно однородных общественных отношений.
Механизм правового регулирования — система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Монархия — форма государственного правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от избирателей.
Мораль — система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного и т.п.
Мотив поведения — внутреннее побуждение лица к совершенному им деянию, причина поступка.
Н
Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Неофициальное толкование — разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.
Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Нормативное толкование — разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).
Нормативность — признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний.
О
Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.
Общественный порядок — состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).
Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
Объективно противоправное деяние — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.
Обыденное толкование — неофициальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практики и житейского опыта.
Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.
Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Ограничительное толкование норм права — разъяснение содержания правовой нормы, когда действительный смысл, предписания уже ее текстуального выражения.
Ответственность юридическая — необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выражающимся в виде мер личного, имущественного и организационного характера.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответствием сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.
Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.
Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
П
Парламентская республика — разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти.
Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
Политика — искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, этническими и другими социальными группами, определяющие формы и содержание деятельности государства, с одной стороны, и народом — с другой.
Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.
Полномочие — комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии с занимаемой должностью для разрешения какого-либо вопроса.
Поощрение правовое — форма и мера юридического одобрения добро
вольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Полупрезидентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.
Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых, государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Правовая культура личности — знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Правовая культура общества — уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
Правовая психология — совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе
общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовое государство — организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Правовые средства — юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Правомочие — предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников конкретного правоотношения.
Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Правонарушение — виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие либо бездействие) субъекта, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообразного и аффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные субъекты ори разрешении юридических дел данного рода.
Правопорядок — система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей.
Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому права.
Правопреемство — изменение в субъектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридические обязанности переходят от одного субъекта к другому.
Правосубъектность — признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные нрава и юридические обязанности, также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.
Правоспособность — способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Практика юридическая — деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально' правовым опытом.
Предмет правового регулирования — те общественные отношения, социальные связи, которые право упорядочивает.
Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формулирования) общеобязательного или индивидуального юридического правила поведения для соответствующих субъектов права.
Представительство — правовое средство, с помощью которого одно
лицо (представитель) на основании имеющегося у нега полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
Президентская республика — разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающим в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.
Презумпция — факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи, факты.
Презумпция невиновности — закрепленное в праве предположение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренной законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
Преюдициальность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо другому делу.
Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
Принципы права — основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Р
Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.
Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей» использования прав и применения юридических норм.
Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Режим правовой — особый порядок правового регулирования) выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Реквизиция — принудительное изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.
Рекомендательный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная с советом по осуществлению конкретного желательного для общества и государства поведения.
Республика — форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.
Референдум — принятие важного государственного решения путем всенародного голосования.
Рецепция права — возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.
С
Санкция правовой нормы — элемент нормы права, предусматривающий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке действующие нормативные акты, сборники законодательства.
Символ правовой — установленный в правовых предписаниях внешний условный замещающий знак (материальный предмет), выражающий определенные сведения о другом явлении или предмете и понятный окружающим (флаг, герб, гимн — символы государства).
Система права — внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Систематизация законодательства — деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.
Систематический способ толкования — разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа системных связей данной нормы с другими нормами, выявления места и роли конкретного правила поведения в Иерархии правовых предписаний.
Соблюдение права — форма реализации норм права, связанная с осуществление запретов, от нарушения которых субъект должен воздерживаться.
Событие — такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от сознания и воли людей.
Социальные нормы — правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.
Способы толкования — совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм,
Статья нормативного акта — форма выражения (изложения) нормы права, содержащая в различной степени ее элементы.
Статус субъекта — юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.
Стимул правовой — правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Структура нормы права — упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.
Субсидиарное применение норм права — разрешение юридического дела в ситуации, когда правоприменительный орган применяет в силу отсутствия правовой нормы норму смежной отрасли права.
Субъекты права — участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъективное право — мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.
Сфера правового регулирования — система общественных отношений, урегулированных правом либо подлежащих правовому регулированию.
Т
Техника юридическая — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Технические нормы — правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.
Тип правового регулирования — общая направленность правового регулирования общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регулирования (дозволения, ввязывания, запрета) либо различных вариантов сочетания этих способов.
Типология государства и права — их специфическая классификация, проводимая в зависимости от социально-экономических и технико-юридических факторов.
Толкование права — деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.
У
Унитарное государство — простое, единое государств», части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
Ф
Фактический состав — совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных юридических последствий.
Федеративное государство — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).
Физическое лицо — индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Фикция правовая — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.
Форма государства — способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.
Форма государственного правления — элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма государственного устройства — элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Форма права — способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.
Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции права — основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Ц
Ценность права — реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов.
Э
Эффективность права — соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
Ю
Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридический, факт — такое жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
Юридические последствия — реальный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
Основная:
1. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 3-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2008.
4. Л.Е. Балин, Н.А.Лимонова, Н.Н.Бушуев, С.Л.Мельникова, Л.В.Смиронов. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов/ Под редакцией Л.В.Смирнова.-М.:Книжный мир, 2007.
5. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.-М.:Юрайт-М, 2008.
6. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией проф. В.Г.Стрекозова.-М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2007.
7. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/Под редакцией проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова.- 2-е изд., изм. И доп.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2007.
8. Теория государства и права: Курс лекций/Под.ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008.
9. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства/Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.-М.: Изд. «Норма-инфра», 2007.
10. МарченкоМ.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб.и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- С-Пб.: Изд. Юридического института, 2006.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.
14. Теория государства и права: Курс лекций. - 3-е изд. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 2007.
Дополнительная:
*
1.Авакъян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы, - М., 1996.
2.Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994.
3.Аринин А. Н. Российская государственность и проблемы федерализма. - М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997.
4.Бойков А. Д. Третья власть в РОССИИ: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996, -М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997.
5.Величко А. М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб.: Изд-во юридического ин-та, 1999.
6.Власенко Н. А. Основы законодательной техники. -Иркутск, 1995.
7.Гаврилов О. А, Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. - М., 1993,
8.Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества. - Владимир: ВГПУ, 1999.
9.Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996.
10.Григорьев Ф. А. Акты применения права. - Саратов, 1995.
11.Дворян А. И. Правовое регулирование реализации права: Лекция. - М.: МЮИ, 1999.
12.Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарий / Пер. с англ. / Марк Дженис, Ричард Кэй, Энтони Брэдли. - М.: Ин-т по конституционной и законодательной политике, 1997.
13.Джероза Л. Каноническое право в католической церкви / Пер. с итал. - М.: Христианская Россия. Центр по изучению религий, 1999.
14.Драма российского закона / Ю. А. Тихомиров, В. П. Казимирчук, Н. П. Медведев и др.; отв. ред. В. П. Казимирчук; Ин-т государства и права Российской академии наук. - М.: Юрид. лит., 1996.
15.Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 1997.
16.Заводская Л. Н. Механизм реализации права. - М., 1992.
17.Законность в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. д. ю. н. Ю. А. Тихомирова, А. Я. Сухарева, И. А. Демидова. - М., 2000.
18.Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981.
19.Ильин И. А. О сущности правосознания. - М., 1993.
20.Кашанина Т. В. Предпринимательство. Правовые основы. - М., 1994.
21.Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1999.
22.К гражданскому обществу через самоуправление населения: Сб. - М., 1996,
23.Керимов Д. А. Законодательная техника. - М.: РИЦ ИСПИ, 1997.
24.Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.
25.Киреева С. А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима: Метод, рекомендации. - Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического ии-та, 1995.
26.Конституция. Закон. Подзаконные акты. -- М., 1994.
27.Карельский В. М. Все начинается с дисциплины. -М., 1985.
28.Краснов М. А. Ответственность в системе народного представительства: Акты. - М., 1995.
29.Кузнецов А, К. Понятие и сущность права: Учеб, пособие. - М.: ФА, 1999.
30.Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М., 1992.
31.Ленин В. И. Государство и революция // Поли, собр. соч. Т. 33.
32.Ленин В. И, О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.
33.Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45.
34.Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. - М.: Спарк, 1997.
35.Лучин В. О, Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для юридических факультетов вузов. - М.: Закон и право, 1997.
36.Макуев Р. X. Правонарушения и юридическая ответственность: Учеб. пособие. - Орел: ОрЮИ, 1998.
37.Максимов А. А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. - Иваново: ИвГУ, 1997.
38.Малаш Т. А. Принцип неотвратимости юридической ответственности: Учеб. пособие. - М., 1998.
39.Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985.
40.Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. - 1994. - № 6.
41.Малька А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. - 1996. - М 1.
42.Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. — 1996. — №3.
43.Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. - М., 1977.
44.Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999.
45.Маркс К. Критика Готской программы. Соч. Т. 19.
46.Мату зов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. -№ 1.
47.Михайловская И. Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России / И. Б. Михайловская, Е. Ф. Кузьминский, Ю. Н. Мазаев. - М.: Проектная группа по правам человека, 1997.
48.Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв. - М., 1995.
49.Остром В. Смысл американского федерализма. -М., 1993.
50.Острогорский М. Я. Демократия и политические партии / Отв. ред., авт. вступ. ст. А. Н. Медушевский. -М.: РОССПЭН, 1997.
51.Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. - М.: ВЕК, 1999.
52.Платон. Государство // Собр. соч. в 3 т. - М., 1968-1971. - Т. 3.
53.Поленика С. В., Колдаева Н. П. О своде законов РФ. - М.: ИГПАН, 1997.
54.Политические проблемы теории государства. - М., 1993.
55.Политология / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996.
56.Правовая культура как фактор возрождения дер-жавности России: Науч.-практич. конф. юрид. фак. -СПб.: Изд-во СПб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 1997.
57.Правовое государство: реальность, мечты, будущее: Науч. изд. / В. М. Боер и др. - СПб.: Алетея, Изд-во СПб. ун-та МВД России, 1998.
58.Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. - Рязань, 1994.
59.Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994.
60.Протасов В. Н. Юридическая процедура, - М., 1991.
61.Протасов В. Н. Что и как регулирует право. - М., 1995.
62.Рене Д. Основные правовые системы современности. - М., 1988.
63.Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М., 1995.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, - М., 1938. Селюков Ф. Т. Происхождение действующего права. - М., 1997.
64.Солоневич И. Народная монархия. - М., 1991.
65.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.
66.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М,, 1986.
67.Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. - М., 1990.
68.Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И. Н. Коновалова и А. В. Малько. - Саратов, 1.994.
69.Теория юридического процесса. - Харьков, 1987.
70.Тилле А. А. Время, пространство, закон. - М., 1965.
Тилле А. А,, Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. - М., 1973.
71.Тиунова Л. Б, Системные связи правовой действительности. - СПб., 1991.
72.Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. - М., 1994.
73.Тихомиров Ю, А. Закон, стимулы, экономика. М., 1989.
74.Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.
75.Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996.
76.Тихомиров Ю. А, Публичное право. - М., 1995.
77.Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982,
78.Тихонравов Ю, В. Основы философии нрава: Учеб. пособие. - М.: Вестник, 1997.
79.Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М., 1980.
80.Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
81.Токвиль А. Демократия в Америке. - М,, 1992.
82.Толстой Ю, К. К теории правоотношений, - Л., 1959.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю.
Главное в правильной организации самостоятельной работы - ее планирование, которое в принципе уже задано учебным планом института, тематическими планами и последовательностью изучения юридических дисциплин.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие весьма активно используют систему опережающего чтения, т.е. предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более глубокого восприятия лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.
Подготовка к семинарским занятиям требует, прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Главное - не оставлять их «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь, Беседа студента и преподавателя может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний.
И последнее, самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права.