Методические рекомендации но организации самостоятельной работы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

А

Абсолютные права — субъектив­ные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержани­ем от нарушаемых действий) со сторо­ны неопределенного круга лиц (напри­мер, право собственности).

Абсолютные правоотношения — урегулированные нормой права общест­венные отношения, в которых управомоченной стороне противостоит неопре­деленно большое количество пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия — разно­видность монархической формы прав­ления, для которой характерна неогра­ниченная (абсолютно вся) государст­венная власть, принадлежащая одному лицу-—монарху.

Автономия — форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм — один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация — система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определённого региона.

Аксиома правовая — положение правовой теории, которое берется в ис­следованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Акт применения права (правоприменительный акт) — правовой акт,
который содержит индивидуально властное предписание, вынесенное
компетентным органом в результат решения конкретного юридического
дела.

Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальны­ми компетентными органами.

Аналогия закона — решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание — разъяснение смысла юридичес­кой нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Б

Буквальное толкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

В

Вакуум правовой — специфическое правовое явление, характеризуемое как
временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентиро­вать не урегулированные ранее, но нуж­дающиеся в урегулировании правом
вновь возникающие общественные от­ношения.

Вето — отказ главы государства, подписать законопроект, принятый Парламентом.

Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными, органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Воспитание правовое — целена­правленная деятельность государствен­ных органов и общественности по фор­мированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой куль­туры.

Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Вотум — решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса Или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри-, мер, вотум недоверия правительству).

Г

Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы — эле­мент нормы права, указывающий на ее
действия (время, место, субъектный со­став и т.п.), которые определяются
путем закрепления юридических фак­тов.

Глава государства — высшее долж­ностное лицо в государстве, являющее­ся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публич­но-политическое отношение господства
и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственная ди сциплина — оп­ределенные требования к поведению людей, связанные с выполнением пра­вил, предъявляемых к государствен­ным служащим.

Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицировано и в пределах юридичес­ких предписаний1 физическое, психологическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совер­шении.

Государственный аппарат — систе­ма государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территорий и независимость в международных отношениях.

Государство — организация поли­тической власти, содействующая пре­имущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, обще­человеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах оп­ределенной территории.

Гражданское обществе — совокуп­ность нравственных, религиозных, на­циональных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, с помощью которых удовлетворя­ются, интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая право­вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответствен­ности.

Грамматический способ толкова­ния — прием разъяснения правовых
норм, осуществляемый с помощью язы­ковых средств, правил грамматики, ор­фографии и т.п.

Гуманизм права - один из важней­ших принципов права, выражающийся в призвании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулиро­вания подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Д

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологи­ческое, педагогическое) и социальное воздействие на участников обществен­ных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой доку­мент, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права — один из важ­нейших принципов права, выражаю­щийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народо­властия, свободы, равенства, Справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих право­вому регулированию.

Демократический режим — систе­ма методов и приемов, с помощью кото­рых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредством прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством о учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологи­ческая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Динамизм права — свойство права, характеризующее его способность из­меняться адекватно изменившимся об­щественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в раз­личных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность пра­вового воздействия, связанная с равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — основной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии ука­занных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юриди­ческая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально; юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный — самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое — предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать но осуществлению собственных инте­ресов.

Доктринальное толкование норм права — наиболее глубокое и аргумен­тированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия — раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формаль­но, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Е

Единоначалие — форма организа­ции управления, при которой во главе
соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия
стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

З

Закон — нормативный акт, приня­тый в особом порядке органом законо­дательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично из­меняет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает Определен­ные юридические последствия.

Законодательная власть — избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательство — система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Законопроект — текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии с установленной за­конодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческий процесс — уста­новленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов.

Запрет — способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.

Злоупотребление правом — ис­пользование субъективного права в противоречии с его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.

И

Императивный метод правового регулирования — способ правового воз­действия, связанный с властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование — поднормативное персони­фицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация — форма система­тизации законодательства, совершае­мая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск — юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнительная власть — назна­чаемые либо выбираемые исполнитель­но-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права — форма реа­лизации права, связанная с осущест­влением субъективных прав, посредст­вом чего лицо удовлетворяет свой собст­венный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценно­сти-.

Исполнение права — форма реали­зации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историческо-политнческое толко­вание норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осущест­вляемый с помощью анализа конкрет­но-исторических и политических условия принятия данного предписания.

Источник права идеологическом смысле — причины возникновения
правовых норм, связанные с различны­ми правовыми идеями, представления-
ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Источник права в юридическом смыс­ле — см. Форма права.

К

Казуальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, обяза- тельное только для данного конкретного случая.

Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или не- осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право — система нормативных предписаний, принимае­мых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона — совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юри­дическая оценка деяния, основанная не­соответствующих нормативных предписаниях.

Кворум — установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для призвания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цель­ный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область об­щественных отношений.

Кодификация — разновидность сис­тематизации законодательства, объеди­нение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт.

Коллизии юридические — противо­речия между правовыми нормами и ак­тами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — совокупность законодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предостав­ленных конкретному органу или долж­ностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-зна­чимых задач и осуществления соответ­ствующих функций.

Конкретизация норм права — мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкрет­ным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституция — основной закон (закон законов) государства и общест­ва, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала обще­ственного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы вза­имоотношения личности и государ­ства

Конфедерация — форма союза (объединения) государств при сохране­нии их независимости и международ­ной правосубъектности, с созданием
объединенных органов для координа­ции действий.

Л

Лоббизм — форма влияния «групп давления» на управленческие решения
в процессе правотворчества и правопри­менения с целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва — способ разъяснения смысла право­вых норм, осуществляемый с использо­ванием законов и правил логики.

Легальность власти — юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и обще­ства, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимает­ся администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позво­ляющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

М

Материальное право — совокуп­ность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью кото­рых государство оказывает прямое воз­действие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и не­обходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) ин­тересов.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляю­щего собой деятельность по обеспече­нию исполнения юридической обязан­ности, защиту права.

Метод теории государства и пра­ва — совокупность приемов, принци­пов, средств, с помощью которых пости­гается предмет теории государства и права, получаются новые знания.

Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правового регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирова­ния — система юридических средств, организованных наиболее последова­тельным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовле­творения интересов субъектов права.

Монархия — форма государствен­ного правления, при которой власть передается по наследству, осуществля­ется бессрочно и не зависит от избира­телей.

Мораль — система норм и принци­пов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестно­го и т.п.

Мотив поведения — внутреннее по­буждение лица к совершенному им дея­нию, причина поступка.

Н

Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (пори­цания) виновного, противоправного по­ведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Неофициальное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм органа­ми или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегу­лирование конкретного вида общест­венных отношений.

Нормативное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм, имею­щее общее значение (распространяю­щееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность — признак права, выражающий собой в концентрирован­ном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную об­щность действия правовых предписа­ний.

О

Обратная сила закона — распро­странение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок — состоя­ние урегулированности общественных отношений, которое достигается с по­мощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество — совокупность истори­чески сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смыс­ле); исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).

Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты опреде­ленных действий).

Объективно противоправное дея­ние — действие либо бездействие, сход­ное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное не­виновно, т.е. субъективно было направ­лено на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование — неофи­циальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практи­ки и житейского опыта.

Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, со­держащееся в сознании людей и вошед­шее в привычку в результате много­кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения ин­тересов управомоченного лица.

Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетво­рения интересов контрсубъекта и обще­ственных интересов в охране и защите. Ограничительное толкование норм права — разъяснение содержания пра­вовой нормы, когда действительный смысл, предписания уже ее текстуаль­ного выражения.

Ответственность юридическая — не­обходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выра­жающимся в виде мер личного, имуще­ственного и организационного харак­тера.

Отклоняющееся (девиантное) пове­дение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответстви­ем сложившимся в обществе социаль­ным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в кото­ром индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.

Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

П

Парламентская республика — разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновласт­ным органом, который формирует по­литически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредст­венно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющего­ся лишь главой государства, но не ис­полнительной власти.

Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение за­конов акт, содержащий юридические нормы.

Политика — искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, этническими и другими соци­альными группами, определяющие формы и содержание деятельности го­сударства, с одной стороны, и наро­дом — с другой.

Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность инсти­тутов (государственных органов, поли­тических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политичес­кая власть.

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Полномочие — комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъ­екту в соответствии с занимаемой долж­ностью для разрешения какого-либо во­проса.

Поощрение правовое — форма и мера юридического одобрения добро­
вольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждает­ся, для него наступают благоприятные последствия.

Полупрезидентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы пре­зидентской республики сочетаются с элементами парламентской респуб­лики.

Право — система общеобязатель­ных, формально определенных юриди­ческих норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых, госу­дарством и направленных на урегули­рование общественных отношений.

Правовая культура личности — зна­ние и понимание права, а также дейст­вия в соответствии с ним.

Правовая культура общества — уровень правосознания и правовой ак­тивности общества, степень прогрессив­ности юридических норм и юридичес­кой деятельности.

Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юри­дических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспече­ние прав и свобод человека и граждани­на, укрепление законности и правопо­рядка, формирование правовой госу­дарственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Правовая психология — совокуп­ность переживаний, чувств, настро­ений, эмоций, в которых отражается от­ношение людей к действующему и же­лаемому праву.

Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе
общности источников, структуры права и исторического пути его формиро­вания.

Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господ­ствующей правовой идеологии отдель­ного государства.

Правовое государство — организа­ция политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и граждани­на, а также для наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопу­щения злоупотреблений.

Правовые средства — юридичес­кие инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается дости­жение поставленных целей.

Правомочие — предусмотренная в нормах права и обеспеченная государст­вом возможность участника правоотно­шения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующе­го поведения от других участников кон­кретного правоотношения.

Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правонарушение — виновное, про­тивоправное, общественно опасное дея­ние (действие либо бездействие) субъек­та, причиняющее вред интересам обще­ства, государства, личности.

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязаннос­тями.

Правоположения юридической прак­тики — сформулированные в ходе разре­шения юридических дел правила (об­разцы, примеры) наиболее целесообраз­ного и аффективного применения норм права, которые могут и должны исполь­зовать компетентные субъекты ори раз­решении юридических дел данного рода.

Правопорядок — система общест­венных отношений, в которой поведе­ние субъектов является правомерным; состояние урегулированности социаль­ных связей.

Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отно­шение людей к действующему и желае­мому права.

Правопреемство — изменение в субъ­ектном составе правоотношений, при ко­тором субъективные права и юридичес­кие обязанности переходят от одного субъекта к другому.

Правосубъектность — признавае­мая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные нрава и юридические обязанности, также лично своими действиями осу­ществлять их в правоотношении.

Правоспособность — способность лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изме­нению и отмене юридических норм.

Практика юридическая — деятель­ность компетентных субъектов по при­нятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально' правовым опытом.

Предмет правового регулирования — те общественные отношения, соци­альные связи, которые право упорядочивает.

Предписание правовое — властное веление, выражающее государствен­ную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем фор­мулирования) общеобязательного или индивидуального юридического прави­ла поведения для соответствующих субъектов права.

Представительство — правовое средство, с помощью которого одно
лицо (представитель) на основании имеющегося у нега полномочия высту­пает от имени другого (представляемо­го), непосредственно создавая (изме­няя, прекращая) для него права и обя­занности.

Президентская республика — раз­новидность республиканской формы го­сударственного правления, в которой верховная власть принадлежит прези­денту как главе государства, избирае­мому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институ­том) и выступающим в системе разделе­ния властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.

Презумпция — факт, существова­ние или отсутствие которого предпола­гается установленным (неустановлен­ным), поскольку доказаны другие, на­ходящиеся с ним в связи, факты.

Презумпция невиновности — за­крепленное в праве предположение, со­гласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренной за­коном порядке и установлена вступив­шим в законную силу приговором суда.

Преступление — виновно совер­шенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодатель­ством под угрозой наказания.

Прецедент юридический — судеб­ное или административное решение по конкретному юридическому делу, кото­рому придается сила нормы права и ко­торым руководствуются при разреше­нии схожих дел.

Преюдициальность — обязатель­ность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказа­тельств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по ка­кому-либо другому делу.

Применение права — властная дея­тельность компетентных органов по разрешению конкретного юридическо­го дела, в результате чего выносится со­ответствующий индивидуальный акт.

Принципы права — основные, ис­ходные начала, положения, идеи, выра­жающие сущность права как специфического социального регулятора.

Р

Распространительное (расшири­тельное) толкование — разъяснение со­держания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.

Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, факти­ческое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполне­ния обязанностей» использования прав и применения юридических норм.

Регулирование правовое — осу­ществляемое всей системой юридических средств воздействие на обществен­ные отношения с целью их упорядо­чения.

Режим правовой — особый порядок правового регулирования) выражаю­щийся в определенном сочетании юри­дических средств и создающий желае­мое социальное состояние и конкрет­ную степень благоприятности либо не­благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Реквизиция — принудительное изъ­ятие имущества у собственника в госу­дарственных или общественных инте­ресах с выплатой его стоимости.

Рекомендательный метод правово­го регулирования — разновидность правового воздействия, связанная с со­ветом по осуществлению конкретного желательного для общества и государ­ства поведения.

Республика — форма государствен­ного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.

Референдум — принятие важного государственного решения путем всена­родного голосования.

Рецепция права — возрождение и использование в организации и осу­ществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юрис­пруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-пра­вовой науки прошлого в научных иссле­дованиях, в законодательстве и юриди­ческой практике.

С

Санкция правовой нормы — эле­мент нормы права, предусматриваю­щий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) пос­ледствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определен­ном порядке действующие норматив­ные акты, сборники законодательства.

Символ правовой — установлен­ный в правовых предписаниях внешний условный замещающий знак (мате­риальный предмет), выражающий оп­ределенные сведения о другом явлении или предмете и понятный окружаю­щим (флаг, герб, гимн — символы госу­дарства).

Система права — внутренняя струк­тура права, состоящая из взаимосогласо­ванных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Систематизация законодательст­ва — деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.

Систематический способ толкова­ния — разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа системных связей данной нормы с другими норма­ми, выявления места и роли конкретно­го правила поведения в Иерархии право­вых предписаний.

Соблюдение права — форма реали­зации норм права, связанная с осущест­вление запретов, от нарушения кото­рых субъект должен воздерживаться.

Событие — такой юридический факт (жизненное обстоятельство), кото­рый не зависит от сознания и воли людей.

Социальные нормы — правила по­ведения, используемые для регулирова­ния общественных отношений.

Способы толкования — совокуп­ность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм,

Статья нормативного акта — фор­ма выражения (изложения) нормы права, содержащая в различной степе­ни ее элементы.

Статус субъекта — юридически за­крепленное положение лица в общест­ве, выражающееся в определенной сис­теме его прав и обязанностей.

Стимул правовой — правовое по­буждение к законопослушному поведе­нию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Структура нормы права — упоря­доченное единство необходимых эле­ментов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность.

Субсидиарное применение норм права — разрешение юридического дела в ситуации, когда правопримени­тельный орган применяет в силу отсут­ствия правовой нормы норму смежной отрасли права.

Субъекты права — участники пра­вовых отношений, обладающие соот­ветствующими субъективными права­ми и юридическими обязанностями.

Субъективное право — мера юри­дически возможного поведения, позво­ляющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Сфера правового регулирования — система общественных отношений, уре­гулированных правом либо подлежа­щих правовому регулированию.

Т

Техника юридическая — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, при­меняемая в целях обеспечения их со­вершенства и повышения эффектив­ности.

Технические нормы — правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

Тип правового регулирования — общая направленность правового регу­лирования общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регу­лирования (дозволения, ввязывания, запрета) либо различных вариантов со­четания этих способов.

Типология государства и права — их специфическая классификация, проводимая в зависимости от социаль­но-экономических и технико-юриди­ческих факторов.

Толкование права — деятельность, направленная на установление содер­жания юридических норм.

У

Унитарное государство — простое, единое государств», части которого яв­ляются административно-территори­альными единицами и не обладают при­знаками государственного суверените­та (здесь существует единая система высших органов и единая система зако­нодательства).

Ф

Фактический состав — совокуп­ность юридических фактов, необходи­мых для наступления определенных юридических последствий.

Федеративное государство — слож­ное, союзное государство, части которо­го являются государственными образо­ваниями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственнос­ти (в нем наряду с высшими федераль­ными органами и федеральным законо­дательством существуют высшие орга­ны и законодательство субъектов феде­рации).

Физическое лицо — индивид, вы­ступающий в правоотношениях носите­лем субъективных прав и юридических обязанностей.

Фикция правовая — несуществую­щее положение, признанное законода­тельством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Форма государства — способ орга­низации политической власти, охваты­вающий форму государственного прав­ления, форму государственного устрой­ства и государственно-правовой режим.

Форма государственного правле­ния — элемент формы государства, ха­рактеризующий организацию верхов­ной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоот­ношения с населением.

Форма государственного устройст­ва — элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннюю структу­ру государства, способ его политическо­го и территориального деления, обу­словливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма права — способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил пове­дения.

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции права — основные на­правления правового воздействия, вы­ражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Ц

Ценность права — реальная поло­жительная значимость права как спе­цифического социального регулятора для осуществления интересов общест­ва, государства, различных групп и ин­дивидов.

Э

Эффективность права — соотноше­ние между результатами действия правовых норм и теми социальными целя­ми, для достижения которых они были приняты.

Ю

Юридическое лицо — организа­ция, которая имеет в собственности, хо­зяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридический, факт — такое жиз­ненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последст­вий.

Юридические последствия — ре­альный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязан­ностей.


Основная:

1. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 3-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2008.

4. Л.Е. Балин, Н.А.Лимонова, Н.Н.Бушуев, С.Л.Мельникова, Л.В.Смиронов. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов/ Под редакцией Л.В.Смирнова.-М.:Книжный мир, 2007.

5. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.-М.:Юрайт-М, 2008.

6. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией проф. В.Г.Стрекозова.-М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2007.

7. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/Под редакцией проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова.- 2-е изд., изм. И доп.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2007.

8. Теория государства и права: Курс лекций/Под.ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008.

9. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства/Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.-М.: Изд. «Норма-инфра», 2007.

10. МарченкоМ.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб.и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- С-Пб.: Изд. Юридического института, 2006.

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.

14. Теория государства и права: Курс лекций. - 3-е изд. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 2007.

Дополнительная:

*

1.Авакъян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы, - М., 1996.

2.Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994.

3.Аринин А. Н. Российская государственность и проблемы федерализма. - М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997.

4.Бойков А. Д. Третья власть в РОССИИ: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996, -М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997.

5.Величко А. М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб.: Изд-во юридического ин-та, 1999.

6.Власенко Н. А. Основы законодательной техники. -Иркутск, 1995.

7.Гаврилов О. А, Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. - М., 1993,

8.Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества. - Владимир: ВГПУ, 1999.

9.Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996.

10.Григорьев Ф. А. Акты применения права. - Саратов, 1995.

11.Дворян А. И. Правовое регулирование реализации права: Лекция. - М.: МЮИ, 1999.

12.Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарий / Пер. с англ. / Марк Дженис, Ричард Кэй, Энтони Брэдли. - М.: Ин-т по конституционной и законодательной политике, 1997.

13.Джероза Л. Каноническое право в католической церкви / Пер. с итал. - М.: Христианская Россия. Центр по изучению религий, 1999.

14.Драма российского закона / Ю. А. Тихомиров, В. П. Казимирчук, Н. П. Медведев и др.; отв. ред. В. П. Казимирчук; Ин-т государства и права Российской академии наук. - М.: Юрид. лит., 1996.

15.Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 1997.

16.Заводская Л. Н. Механизм реализации права. - М., 1992.

17.Законность в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. д. ю. н. Ю. А. Тихомирова, А. Я. Сухарева, И. А. Демидова. - М., 2000.

18.Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981.

19.Ильин И. А. О сущности правосознания. - М., 1993.

20.Кашанина Т. В. Предпринимательство. Правовые основы. - М., 1994.

21.Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1999.

22.К гражданскому обществу через самоуправление населения: Сб. - М., 1996,

23.Керимов Д. А. Законодательная техника. - М.: РИЦ ИСПИ, 1997.

24.Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.

25.Киреева С. А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима: Метод, рекомендации. - Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического ии-та, 1995.

26.Конституция. Закон. Подзаконные акты. -- М., 1994.

27.Карельский В. М. Все начинается с дисциплины. -М., 1985.

28.Краснов М. А. Ответственность в системе народного представительства: Акты. - М., 1995.

29.Кузнецов А, К. Понятие и сущность права: Учеб, пособие. - М.: ФА, 1999.

30.Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М., 1992.

31.Ленин В. И. Государство и революция // Поли, собр. соч. Т. 33.

32.Ленин В. И, О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

33.Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45.

34.Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. - М.: Спарк, 1997.

35.Лучин В. О, Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для юридических факультетов вузов. - М.: Закон и право, 1997.

36.Макуев Р. X. Правонарушения и юридическая ответственность: Учеб. пособие. - Орел: ОрЮИ, 1998.

37.Максимов А. А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. - Иваново: ИвГУ, 1997.

38.Малаш Т. А. Принцип неотвратимости юридической ответственности: Учеб. пособие. - М., 1998.

39.Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985.

40.Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. - 1994. - № 6.

41.Малька А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. - 1996. - М 1.

42.Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. — 1996. — №3.

43.Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. - М., 1977.

44.Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999.

45.Маркс К. Критика Готской программы. Соч. Т. 19.

46.Мату зов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. -№ 1.

47.Михайловская И. Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России / И. Б. Михайловская, Е. Ф. Кузьминский, Ю. Н. Мазаев. - М.: Проектная группа по правам человека, 1997.

48.Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв. - М., 1995.

49.Остром В. Смысл американского федерализма. -М., 1993.

50.Острогорский М. Я. Демократия и политические партии / Отв. ред., авт. вступ. ст. А. Н. Медушевский. -М.: РОССПЭН, 1997.

51.Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. - М.: ВЕК, 1999.

52.Платон. Государство // Собр. соч. в 3 т. - М., 1968-1971. - Т. 3.

53.Поленика С. В., Колдаева Н. П. О своде законов РФ. - М.: ИГПАН, 1997.

54.Политические проблемы теории государства. - М., 1993.

55.Политология / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996.

56.Правовая культура как фактор возрождения дер-жавности России: Науч.-практич. конф. юрид. фак. -СПб.: Изд-во СПб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 1997.

57.Правовое государство: реальность, мечты, будущее: Науч. изд. / В. М. Боер и др. - СПб.: Алетея, Изд-во СПб. ун-та МВД России, 1998.

58.Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. - Рязань, 1994.

59.Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994.

60.Протасов В. Н. Юридическая процедура, - М., 1991.

61.Протасов В. Н. Что и как регулирует право. - М., 1995.

62.Рене Д. Основные правовые системы современности. - М., 1988.

63.Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М., 1995.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, - М., 1938. Селюков Ф. Т. Происхождение действующего права. - М., 1997.

64.Солоневич И. Народная монархия. - М., 1991.

65.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

66.Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М,, 1986.

67.Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. - М., 1990.

68.Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И. Н. Коновалова и А. В. Малько. - Саратов, 1.994.

69.Теория юридического процесса. - Харьков, 1987.

70.Тилле А. А. Время, пространство, закон. - М., 1965.

Тилле А. А,, Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. - М., 1973.

71.Тиунова Л. Б, Системные связи правовой действительности. - СПб., 1991.

72.Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. - М., 1994.

73.Тихомиров Ю, А. Закон, стимулы, экономика. М., 1989.

74.Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.

75.Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996.

76.Тихомиров Ю. А, Публичное право. - М., 1995.

77.Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982,

78.Тихонравов Ю, В. Основы философии нрава: Учеб. пособие. - М.: Вестник, 1997.

79.Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М., 1980.

80.Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

81.Токвиль А. Демократия в Америке. - М,, 1992.

82.Толстой Ю, К. К теории правоотношений, - Л., 1959.

Государственным образовательным стандартом выс­шего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, вклю­чая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю.

Главное в правильной органи­зации самостоятельной работы - ее планирование, кото­рое в принципе уже задано учебным планом института, тематическими планами и последовательностью изуче­ния юридических дисциплин.

Самостоятельная работа начинается до прихода сту­дента на лекцию. Многие весьма активно используют систему опережающего чтения, т.е. предварительно про­читывают лекционный материал, содержащийся в учеб­никах и учебных пособиях, закладывают базу для более глубокого восприятия лекции. В то же время бытует та­кая точка зрения, что на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочи­тать материал или воспользоваться лекциями прилежно­го сокурсника. Здесь и таится причина получения не­удовлетворительных оценок, так как ничто не может заменить живое слово лектора, его общение с аудитори­ей.

Подготовка к семинарским занятиям требует, прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и моногра­фических работ, их реферирования, подготовки докла­дов и сообщений. Особенно это актуально при использо­вании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видео­кассет с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучае­мого курса, уяснить сложные вопросы. Главное - не ос­тавлять их «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь, Беседа студента и преподавателя может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний.

И последнее, самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем теории государства и права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: