Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики.
В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:
1. Здоровье:
• качество системы здравоохранения;
• обеспечение здоровой жизни человека.
2. Обеспечение получения знаний:
• обучение детей;
• возможность обучения личности;
• возможность поддержания знаний;
• удовлетворенность человека уровнем своего развития.
3. Сохранение и обогащение культурного уровня.
4. Занятость и качество трудовой жизни.
5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами:
• уровень личного дохода и владение собственностью;
• степень равенства в распределении доходов и собственности;
• качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.
6. Состояние окружающей среды.
7. Личная безопасность и правосудие.
8. Участие в общественной жизни.
Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возникновения заболеваний по населению в целом и его демографическим группам, об уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. В свою очередь, уровень развития лечебно-профилактической помощи населению характеризуют такие показатели, как число медицинских учреждений и число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. человек и др.
Для характеристики состояния образования в стране используются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др. Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:
• число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;
• число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лети старше.
Важными характеристиками при изучении уровня благосостояния населения являются обеспеченность его информацией, степень развития сети спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства, отдыха и туризма.
Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о качестве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.
В последние годы XX столетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необходимость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.
Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно разностороннее, очень важно построить наиболее полную систему показателей.
В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР), однако он не может отразить все аспекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНПна душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно направление человеческого развития — долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого развития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.