Социальные индикаторы качества жизни населения

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики.

В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:

1. Здоровье:

• качество системы здравоохранения;

• обеспечение здоровой жизни человека.

2. Обеспечение получения знаний:

• обучение детей;

• возможность обучения личности;

• возможность поддержания знаний;

• удовлетворенность человека уровнем своего развития.

3. Сохранение и обогащение культурного уровня.

4. Занятость и качество трудовой жизни.

5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

• уровень личного дохода и владение собственностью;

• степень равенства в распределении доходов и собственности;

• качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

6. Состояние окружающей среды.

7. Личная безопасность и правосудие.

8. Участие в общественной жизни.

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возник­новения заболеваний по населению в целом и его демографиче­ским группам, об уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. В свою очередь, уровень развития лечебно-профилактической помощи населению характеризуют такие пока­затели, как число медицинских учреждений и число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. че­ловек и др.

Для характеристики состояния образования в стране использу­ются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспечен­ность техническими средствами обучения, библиотечными фонда­ми и др. Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:

• число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;

• число лиц, имеющих определенный уровень образования (выс­шее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее об­щее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лети старше.

Важными характеристиками при изучении уровня благососто­яния населения являются обеспеченность его информацией, сте­пень развития сети спортивных сооружений, учреждений культу­ры и искусства, отдыха и туризма.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о ка­честве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.

В последние годы XX столетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необхо­димость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно разностороннее, очень важно построить наиболее полную систему показателей.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР), однако он не может отразить все ас­пекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНПна душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе ба­зовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно на­правление человеческого развития — долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого раз­вития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: