Кафедра социологии и политологии
Тульский государственный университет
Высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ ПРИЧИН СМЕРТИ
Тыс.человек | Доля (%) в общем числе умерших | |||||||
1995г. | 2000г. | 2005г. | 2009г. | 1995г. | 2000г. | 2005г. | 2009г. | |
Всего умерших | 2203,8 | 2225,3 | 2303,9 | 2010,5 | ||||
в том числе от: | ||||||||
болезней системы кровообращения | 1163,5 | 1231,4 | 1299,5 | 1136,7 | 52,8 | 55,3 | 56,4 | 56,5 |
новообразований | 298,7 | 297,9 | 287,9 | 293,6 | 13,6 | 13,4 | 12,5 | 14,6 |
внешних причин смерти | 348,5 | 318,7 | 315,9 | 224,6 | 15,8 | 14,3 | 13,7 | 11,2 |
болезней органов дыхания | 108,8 | 102,1 | 94,7 | 79,5 | 4,9 | 4,6 | 4,1 | 4,0 |
болезней органов пищеварения | 67,8 | 64,7 | 93,8 | 89,0 | 3,1 | 2,9 | 4,1 | 4,4 |
некоторых инфекционных и паразитарных болезней | 30,5 | 36,2 | 39,0 | 34,1 | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 1,7 |
прочих болезней | 186,0 | 174,3 | 173,1 | 153,0 | 8,4 | 7,9 | 7,5 | 7,6 |
Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 560 тыс. человек в год), из них 80% - мужчины.
Первое место среди причин смерти трудоспособного населения занимают причины, связанные с болезнями системы кровообращения, внешние причины – на втором. По уровню смертности от внешних причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, убийства, отравления алкоголем. Они составляют более 50% умерших от всех внешних причин смерти.
В 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Показатель младенческой смертности в 2009 году опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми.
3.2. Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 году родилось 1,8 млн. детей, что на 47,8 тыс.человек (на 3%) больше, чем в 2008 году.
Рождаемость в России растет с 2000 г., однако ее увеличение в 2007-2009 гг. было особенно значительным и, что особенно важно, охватило преимущественно средние и старшие возрастные группы матерей, которые вносят главный вклад в рождение вторых и последующих детей.
В 2009 г. в 30 субъектах Российской Федерации было проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Выборка составила 2000 респондентов. Четверть опрошенных женщин, родивших второго ребенка в 2007-2009 гг., отметили, что на это тем или иным образом повлияло начало реализации мер демографической политики.
Суммарный коэффициент рождаемости в 2009 г. составил 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. В Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 – 3,4). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской области (менее 1,2).
В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,1% в 2009 году).
4. Миграция населения. [1] Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.
По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).
Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран - участников СНГ. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.
Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.
[1] Данные о миграции населения получены в результате обработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий, которые составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства.
УТВЕРЖДАЮ
Декан гуманитарного факультета
_______________ (И.А.Батанина)
Дата _______________
Конспект лекций по дисциплине
«Демография»
Направление подготовки: 040200 (62) Социология
Специальность: 040201(65) Социология
Форма обучения: очная
Тула 2009
Составлено доцентом, к.ф.н. З.М. Пушкиной, и обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол № 4 от «21» апреля 2005 г.
Зав. Кафедрой _________________________________ (И.A. Батанина).
Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол № 12 от «23» сентября 2008 г.
Зав. Кафедрой _________________________________ (И.A. Батанина).
Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол №1 от «21» августа 2009г_________________________________ (И.A. Батанина).
Тематика лекций по курсу «Демография» (объем – 34 часа)
Тема | Объем часов |
1.Предмет демографии | 2час. |
2. История демографической мысли. Демография в России | 4 час. |
3. Источники данных о населении | 2 час. |
4. Основы демографического анализа | 2 час. |
5. Народонаселение: основные закономерности развития | 2 час. |
6. Воспроизводство населения | 2 час. |
7. Качество населения | 2 час. |
8. Брачность и разводимость | 2 час. |
9. Рождаемость | 2час. |
10.Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение | 2 час. |
11. Семья – объект демографии | 2 час. |
12.Миграция населения | 2 час. |
13.Эволюция и перспективы развития демографических процессов в России | 2 час. |
14. Основы моделирования и прогнозирования демографических процессов | 2 час. |
15. Демографическая политика | 2 час. |
16. Развитие населения – глобальная проблема населения | 2 час. |
Общий объем аудиторных часов |
Лекция 1. Предмет демографии (Введение в демографию)
Наш гений А.С.Пушкин писал:
Увы! На жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут…
(«Евгений Онегин» – 2, ХХХУШ, 1829-31).
Наукой, изучающей жизнь и смерть поколений, является демография. К раскрытию ее мы приступаем.
1. Определение демографической науки.
2. Система демографических наук.
3. Категории, законы, метод демографии.
1.
Наукой, изучающей народонаселение, является демография. Всплеск интереса к демографической науке в мире связан с неоднозначными процессами развития народонаселения – бурным его ростом в странах Азии, Африки, Латинской Америки и замедлением этого роста в странах так называемого «старого мира», интерес к демографической науке в России связан с развитием демографического кризиса, появлением ряда массовых изданий по проблемам развития населения в стране. Росту популярности демографии содействовали публикации ранее неизвестных материалов. Одновременно у большинства людей представления о демографических процессах формируются на основе обыденного сознания, далекого от научного. В то же время в науке появились новые концепции, отражающие связь демографических процессов с экономикой, социальной жизнью, традициями.
Под эгидой ООН проведены две Всемирные конференции по народонаселению (последняя в 1994 г., Каир, прошедшая под девизом «Народонаселение и развитие» и подводившая итоги Всемирного плана действий в области народонаселения (с 1974 года)); принята новая, 20-летняя программа.
Хотя в России за минувшее десятилетие практически перестали широко издавать учебную и учебно-методическую литературу, особенно зарубежную (в том числе научно-популярную), в конце ХХ столетия все-таки наметились некоторые сдвиги.
Последние капитальные учебные курсы по демографии изданы под редакцией А.Я. Боярского (1906 – 1985 гг.) в 1985 г.; учебное пособие под редакцией Д.И. Валентея в 1991 г. Как дополнение – о современных процессах – «Современная демография»/ под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. – М., 1995.
В сентябре 1997 г. Центром по изучению проблем народонаселения МГУ совместно с Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, другими организациями и объединениями была проведена Международная научная конференция «Народонаселение: современное состояние и перспективы научного знания». К ней были подготовлены и опубликованы материалы с таким же названием. Вышел и учебник – «Демография. Современное состояние и перспективы развития»/ под ред. проф. Д.И. Валентея. – М., 1997, рекомендованный в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
Демография – наука, изучающая народонаселение. В широком смысле народонаселение – совокупность людей, проживающих на определенной территории. Территория – от земного шара до небольшого района (региона).
Термин «народонаселение» в демографической науке близок к обиходному употреблению (говорим: «населенная территория»). Синоним – «население», хотя не совпадают полностью.
Население изучается многими науками: социально-гуманитарными, медицинскими и др., – но у каждой из них есть своя специфика, свой «угол зрения».
В русском языке слово «народонаселение» (как и «население») появилось впервые в начале Х1Х века, в 1806 г. в «Статистическом журнале». Оно явилось аналогом французскому «population», утвердившемуся в науке в ХУШ в.
Объектом демографии является численность, территориальное размещение, состав населения, взятые не в статике, а в динамике. Отсюда: демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, его численность, структуру и расселение, изменения, происходящие в них, причины и последствия этих изменений.
Термин «демография» образован из двух слов греческого происхождения: «демос» (demos) – народ и «графо» (grapho) – пишу, описываю, то есть «народоописание». Термин введен в науку французским ученым Ж.К.А. Гийяром (1799 – 1876) в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855 г.).
Немецкий статистик Э. Энгель предложил в 1871 г. отличать демографию от «демологии» (logos – слово, учение), так как первая означает описание населения, а демология раскрывает сущность процессов народонаселения.
Демография дает количественную и качественную характеристики структуры населения по признакам:
- пола
- возраста
- семейного состояния
- рода занятий
- этничности
- родного языка
- образования и т.д.
Итак, демография – это исторически сложившаяся наука, изучающая закономерности воспроизводства народонаселения в их социально-экономической и естественно - исторической обусловленности.
2.
Объект демографии – народонаселение – изучается различными науками, отсюда – появление «стыковых» наук, которые входят в демографию и становятся все более самостоятельными направлениями.
Включение демографических процессов в сложную сеть социальных процессов и отношений позволяет давать им различную интерпретацию:
- экономическую
- социально-психологическую
- социологическую
- географическую
- политическую, юридическую
- экологическую
- этническую и т.д.
Структура демографических наук формировалась постепенно. Долгое время существовало деление на: структурную демографию – состав населения и его изменения; рождаемость, плодовитость; смертность – причины смертности, состояние здоровья; миграция – внутренняя, внешняя, международная; воспроизводство населения – смена поколений, их возобновление.
Далее произошло становление демографии как системы демографических наук, что отразило качественно новый уровень ее развития к середине ХХ века. Существует деление демографии на два слоя: демография (формальная, «жесткое биологическое ядро») и проблемы населения («мягкое социальное окружение») – на Западе; у нас – «узкое» и «широкое» понимание воспроизводства населения. Основано на междисциплинарном подходе, отсюда несколько эклектично.
По классификации Д.И. Валентея (1922 – 1994), в систему демографических наук входят:
1. Теоретические науки:
- теоретическая демография («чистая демография»): методологические вопросы (metodes – путь)
- история демографии – развитие народонаселения
- описательная (дескриптивная) демография – эмпирическая
- экономическая демография – связь с экономикой
- историческая демография – как развивалась наука
- этническая демография – обусловленная этническим составом населения
- моделирование социально-демографических процессов
2. Источники данных о населении и методы изучения:
- демографические методы
- статистические методы
- математические методы
- социологические методы
- графо - аналитические методы
- картографирование населения.
3. Региональная демография.
4. Прикладные демографические исследования.
5. Социально-демографическое прогнозирование (греч. рrognos – предсказание, предвидение).
6. Теоретические основы демографической политики.
Эти направления находятся во взаимосвязи. Одновременно эти направления входят в другие науки или создают пограничные науки. Можно отразить это на схеме:
Сферы общественной жизни | Изучаются науками | Аспект демографии (системный элемент) |
Экономическая | Экономические науки | Экономическая демография |
Социальная | Социология, этнология | Историческая демография, этнодемография, социальная демография |
Политическая | Политология | Теоретические основы демографической политики; политическая, юридическая демография |
Духовно-идеологическая | Психология, философия | Теоретическая демография |
Отсюда – связь демографии с другими науками:
- со статистикой: возникла вначале как статистика; ее данные - источниковая база;
- с математикой: использует математические методы;
- с экономической наукой: как экономические условия влияют на народонаселение. Демографическое поведение населения зависит от общего уровня развития страны, соотношения отраслей хозяйства;
- с географией: при изучении миграций, перемещения по территории Земли;
- с социологией: при выяснении соц.факторов населения (группы, слои, равенство, семья), использует социологические методы (опросы);
- с историей: как развивалось население Земли, всего Земного шара, в разных странах. Пример семьи: от полигамной, парных браков к моногамной и т.д.;
- с медицинскими науками (смертность, рождаемость), связь с социальной гигиеной, геронтологией, педологией;
- с экологией: влияние окружающей среды, состояния атмосферы, НТР;
- с правовыми науками: связь с законами;
- с антропологией: как развивался человек, первые общества людей;
- с этнологией: связь с этносами;
- с психологией: как влияют традиции на воспроизводство населения.
Каждый «стык» дает пограничную науку, которая является одновременно частью демографии и самостоятельной наукой (например, история народов, экологическая демография и т.д.).
Таким образом, постепенно демография превратилась в систему взаимосвязанных специализированных направлений, развивающихся на основе общей теории народонаселения.
3.
Рассмотренная общность складывается на основе:
- развития демографической реальности;
- усиливающегося единства мирового развития (объективный фактор);
- развития процесса познания демографических процессов – то есть науки. Это отражается на законах, категориях, методах демографии.
Законы как отражение внутренней, необходимой, существенной связи между явлениями в развитии народонаселения делятся на:
- общесоциологические, действующие на протяжении всей истории человечества;
- характерные для нескольких общественно-экономических формаций, стадий развития человечества, цивилизаций;
- законы конкретного периода жизни общества.
Притом все они имеют специфические особенности в различных странах, регионах, материках.
Главным, всеобщим законом народонаселения является то, что люди, население, выступают как предпосылка развития человеческой истории, так и постоянный ее продукт, ее результат. Население воспроизводит себя и весь окружающий социальный мир, говоря словами Ф. Энгельса, люди осуществляют производство вещей и производство людей.
Открытие законов невозможно без использования понятий, категорий науки (греч.«categoria» - высказывание). В категориях отражается единство объективного (отражает реальные демографические процессы) и субъективного (возникает в науке как продукт человеческой мысли, познания).
Центральная категория – «народонаселение». Важнейшие - воспроизводство, рождаемость, смертность, брачность, городское и сельское население, поколение, когорта, статистика населения, гипотетическое население и т.д.
Наряду с этим употребляются смежные с другими науками термины, например, «жизнь – смерть», употребляемые в медицине; «город – село», используемое в географии, социологии.
Методы, применяемые демографией, различны (греч.metodes – путь исследования, способ построения системы знаний).
Это общенаучные методы – анализ, синтез, имеющие общетеоретический характер; исторические – изучение, как развития народонаселения, так и самой науки об этих процессах.
Кроме этого используются специфические демографические методы. Это:
- метод статистический, или демографической статистики. Использует известные приемы: относительные и средние величины, индексы, вероятностные характеристики. Собственные методы демографии: демографические таблицы – система вероятностных характеристик повозрастных интенсивных явлений;
- использование математических моделей;
- использование социологических методов;
- использование аналитических и картографических методов возрастных пирамид.
Это, наконец, использование когортного метода, двух основных методических подходов к изучению демографических явлений:
1. Метода реального поколения, или продольного анализа.
2. Метода условного (гипотетического) поколения, или поперечного анализа.
Подводя итог рассмотрению предмета демографии, отмечаем, что это наука о народонаселении, которая имеет комплексный характер. Это проявляется как в структуре демографических наук, так и в методах, ими применяемых.