Тематика лекций. Кафедра социологии и политологии

Кафедра социологии и политологии

Тульский государственный университет

Высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ ПРИЧИН СМЕРТИ

  Тыс.человек Доля (%) в общем числе умерших
1995г. 2000г. 2005г. 2009г. 1995г. 2000г. 2005г. 2009г.
Всего умерших 2203,8 2225,3 2303,9 2010,5        
в том числе от:                
болезней системы кровообращения 1163,5 1231,4 1299,5 1136,7 52,8 55,3 56,4 56,5
новообразований 298,7 297,9 287,9 293,6 13,6 13,4 12,5 14,6
внешних причин смерти 348,5 318,7 315,9 224,6 15,8 14,3 13,7 11,2
болезней органов дыхания 108,8 102,1 94,7 79,5 4,9 4,6 4,1 4,0
болезней органов пищеварения 67,8 64,7 93,8 89,0 3,1 2,9 4,1 4,4
некоторых инфекционных и паразитарных болезней 30,5 36,2 39,0 34,1 1,4 1,6 1,7 1,7
прочих болезней 186,0 174,3 173,1 153,0 8,4 7,9 7,5 7,6

Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 560 тыс. человек в год), из них 80% - мужчины.

Первое место среди причин смерти трудоспособного населения занимают причины, связанные с болезнями системы кровообращения, внешние причины – на втором. По уровню смертности от внешних причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, убийства, отравления алкоголем. Они составляют более 50% умерших от всех внешних причин смерти.

В 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Показатель младенческой смертности в 2009 году опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми.

3.2. Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 году родилось 1,8 млн. детей, что на 47,8 тыс.человек (на 3%) больше, чем в 2008 году.

Рождаемость в России растет с 2000 г., однако ее увеличение в 2007-2009 гг. было особенно значительным и, что особенно важно, охватило преимущественно средние и старшие возрастные группы матерей, которые вносят главный вклад в рождение вторых и последующих детей.

В 2009 г. в 30 субъектах Российской Федерации было проведено выборочное обследование «Семья и рождаемость». Выборка составила 2000 респондентов. Четверть опрошенных женщин, родивших второго ребенка в 2007-2009 гг., отметили, что на это тем или иным образом повлияло начало реализации мер демографической политики.

Суммарный коэффициент рождаемости в 2009 г. составил 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. В Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 – 3,4). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской области (менее 1,2).

В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,1% в 2009 году).

4. Миграция населения. [1] Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).

Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).

Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран - участников СНГ. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.


[1] Данные о миграции населения получены в результате обработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий, которые составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства.

УТВЕРЖДАЮ

Декан гуманитарного факультета

_______________ (И.А.Батанина)

Дата _______________

Конспект лекций по дисциплине

«Демография»

Направление подготовки: 040200 (62) Социология

Специальность: 040201(65) Социология

Форма обучения: очная

Тула 2009

Составлено доцентом, к.ф.н. З.М. Пушкиной, и обсуждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол № 4 от «21» апреля 2005 г.

Зав. Кафедрой _________________________________ (И.A. Батанина).

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол № 12 от «23» сентября 2008 г.

Зав. Кафедрой _________________________________ (И.A. Батанина).

Пересмотрено и утверждено на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета, протокол №1 от «21» августа 2009г_________________________________ (И.A. Батанина).

Тематика лекций по курсу «Демография» (объем – 34 часа)

Тема   Объем часов  
1.Предмет демографии     2час.
2. История демографической мысли. Демография в России 4 час.
3. Источники данных о населении 2 час.
4. Основы демографического анализа 2 час.
5. Народонаселение: основные закономерности развития 2 час.
6. Воспроизводство населения 2 час.
7. Качество населения 2 час.
8. Брачность и разводимость 2 час.
9. Рождаемость 2час.
10.Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение 2 час.
11. Семья – объект демографии 2 час.
12.Миграция населения 2 час.
13.Эволюция и перспективы развития демографических процессов в России 2 час.
14. Основы моделирования и прогнозирования демографических процессов 2 час.
15. Демографическая политика 2 час.
16. Развитие населения – глобальная проблема населения 2 час.
Общий объем аудиторных часов  

Лекция 1. Предмет демографии (Введение в демографию)

Наш гений А.С.Пушкин писал:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

(«Евгений Онегин» – 2, ХХХУШ, 1829-31).

Наукой, изучающей жизнь и смерть поколений, является демография. К раскрытию ее мы приступаем.

1. Определение демографической науки.

2. Система демографических наук.

3. Категории, законы, метод демографии.

1.

Наукой, изучающей народонаселение, является демография. Всплеск интереса к демографической науке в мире связан с неоднозначными процессами развития народонаселения – бурным его ростом в странах Азии, Африки, Латинской Америки и замедлением этого роста в странах так называемого «старого мира», интерес к демографической науке в России связан с развитием демографического кризиса, появлением ряда массовых изданий по проблемам развития населения в стране. Росту популярности демографии содействовали публикации ранее неизвестных материалов. Одновременно у большинства людей представления о демографических процессах формируются на основе обыденного сознания, далекого от научного. В то же время в науке появились новые концепции, отражающие связь демографических процессов с экономикой, социальной жизнью, традициями.

Под эгидой ООН проведены две Всемирные конференции по народонаселению (последняя в 1994 г., Каир, прошедшая под девизом «Народонаселение и развитие» и подводившая итоги Всемирного плана действий в области народонаселения (с 1974 года)); принята новая, 20-летняя программа.

Хотя в России за минувшее десятилетие практически перестали широко издавать учебную и учебно-методическую литературу, особенно зарубежную (в том числе научно-популярную), в конце ХХ столетия все-таки наметились некоторые сдвиги.

Последние капитальные учебные курсы по демографии изданы под редакцией А.Я. Боярского (1906 – 1985 гг.) в 1985 г.; учебное пособие под редакцией Д.И. Валентея в 1991 г. Как дополнение – о современных процессах – «Современная демография»/ под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. – М., 1995.

В сентябре 1997 г. Центром по изучению проблем народонаселения МГУ совместно с Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, другими организациями и объединениями была проведена Международная научная конференция «Народонаселение: современное состояние и перспективы научного знания». К ней были подготовлены и опубликованы материалы с таким же названием. Вышел и учебник – «Демография. Современное состояние и перспективы развития»/ под ред. проф. Д.И. Валентея. – М., 1997, рекомендованный в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Демография – наука, изучающая народонаселение. В широком смысле народонаселение – совокупность людей, проживающих на определенной территории. Территория – от земного шара до небольшого района (региона).

Термин «народонаселение» в демографической науке близок к обиходному употреблению (говорим: «населенная территория»). Синоним – «население», хотя не совпадают полностью.

Население изучается многими науками: социально-гуманитарными, медицинскими и др., – но у каждой из них есть своя специфика, свой «угол зрения».

В русском языке слово «народонаселение» (как и «население») появилось впервые в начале Х1Х века, в 1806 г. в «Статистическом журнале». Оно явилось аналогом французскому «population», утвердившемуся в науке в ХУШ в.

Объектом демографии является численность, территориальное размещение, состав населения, взятые не в статике, а в динамике. Отсюда: демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, его численность, структуру и расселение, изменения, происходящие в них, причины и последствия этих изменений.

Термин «демография» образован из двух слов греческого происхождения: «демос» (demos) – народ и «графо» (grapho) – пишу, описываю, то есть «народоописание». Термин введен в науку французским ученым Ж.К.А. Гийяром (1799 – 1876) в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855 г.).

Немецкий статистик Э. Энгель предложил в 1871 г. отличать демографию от «демологии» (logos – слово, учение), так как первая означает описание населения, а демология раскрывает сущность процессов народонаселения.

Демография дает количественную и качественную характеристики структуры населения по признакам:

- пола

- возраста

- семейного состояния

- рода занятий

- этничности

- родного языка

- образования и т.д.

Итак, демография – это исторически сложившаяся наука, изучающая закономерности воспроизводства народонаселения в их социально-экономической и естественно - исторической обусловленности.

2.

Объект демографии – народонаселение – изучается различными науками, отсюда – появление «стыковых» наук, которые входят в демографию и становятся все более самостоятельными направлениями.

Включение демографических процессов в сложную сеть социальных процессов и отношений позволяет давать им различную интерпретацию:

- экономическую

- социально-психологическую

- социологическую

- географическую

- политическую, юридическую

- экологическую

- этническую и т.д.

Структура демографических наук формировалась постепенно. Долгое время существовало деление на: структурную демографию – состав населения и его изменения; рождаемость, плодовитость; смертность – причины смертности, состояние здоровья; миграция – внутренняя, внешняя, международная; воспроизводство населения – смена поколений, их возобновление.

Далее произошло становление демографии как системы демографических наук, что отразило качественно новый уровень ее развития к середине ХХ века. Существует деление демографии на два слоя: демография (формальная, «жесткое биологическое ядро») и проблемы населения («мягкое социальное окружение») – на Западе; у нас – «узкое» и «широкое» понимание воспроизводства населения. Основано на междисциплинарном подходе, отсюда несколько эклектично.

По классификации Д.И. Валентея (1922 – 1994), в систему демографических наук входят:

1. Теоретические науки:

- теоретическая демография («чистая демография»): методологические вопросы (metodes – путь)

- история демографии – развитие народонаселения

- описательная (дескриптивная) демография – эмпирическая

- экономическая демография – связь с экономикой

- историческая демография – как развивалась наука

- этническая демография – обусловленная этническим составом населения

- моделирование социально-демографических процессов

2. Источники данных о населении и методы изучения:

- демографические методы

- статистические методы

- математические методы

- социологические методы

- графо - аналитические методы

- картографирование населения.

3. Региональная демография.

4. Прикладные демографические исследования.

5. Социально-демографическое прогнозирование (греч. рrognos – предсказание, предвидение).

6. Теоретические основы демографической политики.

Эти направления находятся во взаимосвязи. Одновременно эти направления входят в другие науки или создают пограничные науки. Можно отразить это на схеме:

Сферы общественной жизни Изучаются науками Аспект демографии (системный элемент)
Экономическая Экономические науки Экономическая демография
Социальная Социология, этнология Историческая демография, этнодемография, социальная демография
Политическая Политология Теоретические основы демографической политики; политическая, юридическая демография
Духовно-идеологическая Психология, философия Теоретическая демография

Отсюда – связь демографии с другими науками:

- со статистикой: возникла вначале как статистика; ее данные - источниковая база;

- с математикой: использует математические методы;

- с экономической наукой: как экономические условия влияют на народонаселение. Демографическое поведение населения зависит от общего уровня развития страны, соотношения отраслей хозяйства;

- с географией: при изучении миграций, перемещения по территории Земли;

- с социологией: при выяснении соц.факторов населения (группы, слои, равенство, семья), использует социологические методы (опросы);

- с историей: как развивалось население Земли, всего Земного шара, в разных странах. Пример семьи: от полигамной, парных браков к моногамной и т.д.;

- с медицинскими науками (смертность, рождаемость), связь с социальной гигиеной, геронтологией, педологией;

- с экологией: влияние окружающей среды, состояния атмосферы, НТР;

- с правовыми науками: связь с законами;

- с антропологией: как развивался человек, первые общества людей;

- с этнологией: связь с этносами;

- с психологией: как влияют традиции на воспроизводство населения.

Каждый «стык» дает пограничную науку, которая является одновременно частью демографии и самостоятельной наукой (например, история народов, экологическая демография и т.д.).

Таким образом, постепенно демография превратилась в систему взаимосвязанных специализированных направлений, развивающихся на основе общей теории народонаселения.

3.

Рассмотренная общность складывается на основе:

- развития демографической реальности;

- усиливающегося единства мирового развития (объективный фактор);

- развития процесса познания демографических процессов – то есть науки. Это отражается на законах, категориях, методах демографии.

Законы как отражение внутренней, необходимой, существенной связи между явлениями в развитии народонаселения делятся на:

- общесоциологические, действующие на протяжении всей истории человечества;

- характерные для нескольких общественно-экономических формаций, стадий развития человечества, цивилизаций;

- законы конкретного периода жизни общества.

Притом все они имеют специфические особенности в различных странах, регионах, материках.

Главным, всеобщим законом народонаселения является то, что люди, население, выступают как предпосылка развития человеческой истории, так и постоянный ее продукт, ее результат. Население воспроизводит себя и весь окружающий социальный мир, говоря словами Ф. Энгельса, люди осуществляют производство вещей и производство людей.

Открытие законов невозможно без использования понятий, категорий науки (греч.«categoria» - высказывание). В категориях отражается единство объективного (отражает реальные демографические процессы) и субъективного (возникает в науке как продукт человеческой мысли, познания).

Центральная категория – «народонаселение». Важнейшие - воспроизводство, рождаемость, смертность, брачность, городское и сельское население, поколение, когорта, статистика населения, гипотетическое население и т.д.

Наряду с этим употребляются смежные с другими науками термины, например, «жизнь – смерть», употребляемые в медицине; «город – село», используемое в географии, социологии.

Методы, применяемые демографией, различны (греч.metodes – путь исследования, способ построения системы знаний).

Это общенаучные методы – анализ, синтез, имеющие общетеоретический характер; исторические – изучение, как развития народонаселения, так и самой науки об этих процессах.

Кроме этого используются специфические демографические методы. Это:

- метод статистический, или демографической статистики. Использует известные приемы: относительные и средние величины, индексы, вероятностные характеристики. Собственные методы демографии: демографические таблицы – система вероятностных характеристик повозрастных интенсивных явлений;

- использование математических моделей;

- использование социологических методов;

- использование аналитических и картографических методов возрастных пирамид.

Это, наконец, использование когортного метода, двух основных методических подходов к изучению демографических явлений:

1. Метода реального поколения, или продольного анализа.

2. Метода условного (гипотетического) поколения, или поперечного анализа.

Подводя итог рассмотрению предмета демографии, отмечаем, что это наука о народонаселении, которая имеет комплексный характер. Это проявляется как в структуре демографических наук, так и в методах, ими применяемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: