double arrow

Показатели здоровья населения

Вариант

Вариант

1. Назовите имя учёного, проводившего в 1897 г. первую перепись населения России:

а) Д.И. Менделеев; б) А.О. Ковалевский; в) П.Л. Чебышев; г) П.П. Семёнов-Тян-Шанский

2. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:

а) 7; б) 8; в) 9; г) 10

3. Что такое естественный прирост населения?

а) количество новорождённых в течение года

б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её

в) разница между родившимися и умершими

г) общее прибавление населения страны в год

4. При традиционном типе воспроизводства характерны:

а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности

б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни

в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности

г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни

5. К показателям естественного движения населения относится:

а) рождаемость; в) уровень развития здравоохранения;

б) миграционная подвижность; г) доля городского населения

6. Назовите основной фактор, влияющий на здоровье человека:

а) генетический (наследственный); б) образ жизни;

в) здравоохранение; г) экологический фактор

7. Выберите факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

а) средняя продолжительность жизни

б) войны и политические конфликты

в) уровень рождаемости

г) положение женщины в обществе

8. В каком возрасте количество мужчин и женщин в России примерно одинаково?

а) в 24 – 27 лет; б) в 30 – 33 года; в) в 37 – 40 лет; г) в 52 – 56 лет

9. Народ, живущий в европейской части России, исповедующий буддизм:

а) буряты; б) чуваши; в) калмыки; г) татары

10. Служитель культа у мусульман:

а) лама; б) муэдзин; в) раввин; г) священник

11. Культовое сооружение у буддистов:

а) мечеть; б) церковь; в) синагога; г) пагода

12. Какое определение рынка труда соответствует действительности:

а) набор работников на вновь открывающееся предприятие

б) соотношение спроса на рабочую силу и её предложения

в) биржа труда (бюро по трудоустройству)

г) неработающее трудоспособное население

13. В каком из следующих утверждений содержится информация о миграциях населения России:

а) На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 10 млн. чел.

б) Большинство крупных городов России находится в европейской части страны.

в) С начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

г) В возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов, уменьшается доля детей.

14. Подберите пару: понятие – определение

1) резкое увеличение прироста населения а) трудовые ресурсы

2) выезд людей из страны б) дефицит работников

3) количество родившихся на 1000 жителей за год в) демографический взрыв

4) превышение количества рабочих мест г) эмиграция

над числом желающих работать д) рождаемость

5) насильственное переселение людей е) депортация

6) часть населения страны, способного

работать в хозяйстве

15. На основе изученного материала дополните предложенную схему:

 
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
 
Социальный
Половой
 
 
 
Христиане
 
Профессиональный
 

1 – _______________; 2 – _______________; 3 – _______________; 4 – _______________;

5 – _______________; 6 – _______________; 7 – _______________

Проверочная работа по разделу «Население России»

1. Какова численность населения России?

а) 120 – 125 млн. чел.; б) 140 – 150 млн. чел.; в) 100 – 110 млн. чел.; г) 150 – 170 млн. чел.

2. Когда состоялась последняя перепись населения?

а) 1989 г.; б) 1993 г.; в) 2002 г.; г) 2010 г.

3. Естественное движение населения – это:

а) миграция;

б) эмансипация;

в) процесс смены поколений;

г) разница между числом родившихся и умерших людей

4. При современном типе воспроизводства характерны:

а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности

б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни

в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности

г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни

5. Демографический взрыв – это:

а) резкое увеличение численности населения

б) резкое снижение численности населения

в) уменьшение численности населения за счёт эмиграции

г) увеличение численности населения за счёт внешних миграций

6. Почему в развитых странах люди живут дольше, чем в России?

а) лучше климатические условия

б) природные ландшафты разнообразнее, чем в России

в) раньше наступает пенсионный возраст, чем в России

г) в моде здоровый образ жизни

7. Какое событие не является причиной демографического кризиса в России?

а) Первая мировая война

б) Великая Отечественная война

в) засуха и репрессии 1933 – 1934 г.г.

г) цунами 2004 г.

8. Как называется наука о населении:

а) демография; б) этнография; в) историография; г) томография

9. Народ Кавказа, исповедующий православие:

а) чеченцы; б) адыгейцы; в) осетины; г) ингуши

10. Культовое сооружение у мусульман:

а) мечеть; б) церковь; в) синагога; г) пагода

11. Служитель культа у буддистов:

а) лама; б) муэдзин; в) раввин; г) священник

12. Что такое трудоспособный возраст:

а) возраст, в котором человек способен к труду

б) возраст от времени, когда можно начать работать, до времени, когда можно выйти на пенсию

в) возраст, начиная от совершеннолетия и до фактического выхода на пенсию

г) возраст от фактического начала трудовой деятельности до её фактического прекращения

13. Примером внутренних миграций населения России является:

а) отъезд специалистов на стажировку за рубеж

б) переезд семей военнослужащих из Забайкалья в Псков

в) приезд в Россию русских беженцев из Таджикистана

г) возвращение на родину потомков русских эмигрантов

14. Подберите пару: понятие – определение

1) сокращение численности населения в стране а) рынок труда

2) въезд людей в страну б) «утечка умов»

3) количество умерших на 1000 жителей за год в) депопуляция

4) превышение числа желающих работать над г) смертность

количеством рабочих мест д) безработица

5) соотношение спроса на рабочую силу е) иммиграция

и её предложение

6) экономическая эмиграция специалистов

различного профиля обычно из менее

развитых стран в более развитые

15. На основе своих знаний дополните предложенную схему:

РАЗЛИЧИЕ МИГРАЦИЙ
По направлению
По причинам
 
 
 
 
 
 
По времени
По характеру
сезонные
 
добровольные
 

1 – _______________; 2 – _______________; 3 – _______________; 4 – _______________;

5 – _______________; 6 – _______________; 7 – _______________; 8 – _______________;

1. Демографические показатели - демография - это наука о населении, закономерностях воспроизводства населения и их социально-экономических обусловленностях.

Виды демографических показателей

1.численность населения

2.состав населения по полу и возрасту

3.показатели миграции

4.показатели естественного движения населения.

Статистическое изучение демографии ведется в двух направлениях: статика и динамика

Статика - изучает численность, состав населения на определенный критический момент времени. Статика изучается путём применения метода переписи населения.

Особенности переписи населения (принципы): единая программа для всего населения, всеобщность и одномоментность.

Изучение ведется по основным уровням социально-гигиеническим признакам: пол, возраст, уровень образования.

Динамика: изучает движение механическое и естественное.

а) Механическое движение - это миграция:

Делят на внутреннюю и внешнюю (за пределы своей страны):

Виды миграции: сезонная, маятниковая, временная, безвозвратная.

Эмиграция – выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок.

Иммиграция – въезд граждан из другой страны в данную страну.

б) Естественное движение - изучение численного состава населения на определенной территории в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Результатом естественное движение населения является естественный прирост населения.

Для оценки миграционных процессов используют показатели:

1. Число прибывших на 1000 населения.

2. Число выбывших на 1000 населения.

3. миграционный прирост.

4. коэффициент эффективности миграции.

Общие показатели естественного движения

1.рождаемость

2.смертность

3.ЕП

4.СППЖ

Специальные показатели естественного движения

1.общая плодовитость

2.повозрастные показатели рождаемости

3.возростная смертность

4.детская смертность

5.смертность новорожденных

6.перинатальная смертность

2. Показатели заболеваемости.

Заболеваемость- ведущий показатель общественного здоровья, значение, необходимо для планирования медицинской помощи населению, правильной расстановки медицинских кадров и составления плана профилактических мероприятий.

В настоящее время все заболевания классифицируются в

МКБ (международной классификации болезней) №10, которая построена по следующим принципам:

-принцип этиологии (1 кл. инф. и параз. бол.19 кл. травмы и отрав)

-принцип патогенеза (2 Кл. новообразования, 4кл.эндокринология)

-принцип локализации

- принцип общности состояния

Источником информации о заболеваемости является учетно-отчетная медицинская документация, которая заполняется при обращаемости и медицинских осмотрах

Уровни определения заболеваемости и источники информации:

1. Впервые выявленная заболеваемость – все новые случаи острых заболеваний, первые обращения по поводу обострения хронических заболеваний в течение учетного года. В статистическом талоне учетных диагнозов это заболевание отмечается знаком «+».

2. Общая заболеваемость – это совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, но по поводу которых больной обратился лишь в данном учетном году. Учитывается на основании всех статистических талонов уточненных диагнозов (со знаком «+» и без знака) и результатов медицинских осмотров.

3. Накопленная заболеваемость - это все случаи заболеваний, выявленные в течение жизни. Учитывается на основании всех статистических талонов уточненных диагнозов (со знаком «+» и без знака) и результатов медицинских осмотров за все годы жизни.

Методы изучения заболеваемости:

1. Сплошной – основан, на сводке отчетных данных текущего учёта по всем ЛПУ.

2. Выборочный – используется при социально-гигиенических исследованиях, когда изучают заболеваемость у отдельных групп населения. (Более экономичный метод)

Виды заболеваемости по методам изучения заболеваемости.

а) по обращаемости

1.первичная – учётная форма «Статистический талон учетных диагнозов со знаком «+».

2.общая - учитывается на основании всех статистических талонов уточненных диагнозов (со знаком «+» и без знака) и результатов медицинских осмотров.

3. острая инфекционная заболеваемость – учетная форма «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении и необычной реакции на прививку».

4. заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями (не инфекционными) – это заболевания, которые лидируют в структуре заболеваемости и смертности населения (онкология, ВИЧ, СПИД, туберкулёз, психические расстройства, венерические заболевания.). Учётная форма «Специальное извещение, которое заполняется в случае постановки диагноза туберкулёза, онкологического и венерического заболевания». Приказ Минздрава СССР от 4 октября 1980г.№1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (с изменениями, последние от 31 декабря 2002 г.№413).

5. госпитализированная заболеваемость – учетная форма «Карта выбывшего из стационара»

6. заболеваемость с ВУТ – учётная форма «Лист нетрудоспособности»

б) по медицинскому осмотру

Диспансерность. Включает в себя осмотр участкового терапевта и врачей специалистов. Проведение лабораторно-профилактических исследований. Приказ №83 МЗ РФ от 2006 года.

Виды медицинских осмотров.

1. целевые

2. предварительные (профилактические) - перед поступлением в учебное заведение)

3. периодические (1 раз в 2 года, выявление проф.заболеваний).

в) по данным о причинах смерти.

3. Показатель инвалидности. Взрослого и детского населения

Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья, со стойкими расстройствами функций организма, приводящих к необходимости социальной защиты.

Группу инвалидности устанавливает БМСЭК по направлению

из КЭК ЛПУ

Оценка инвалидности

Инвалидность оценивают количественным (или уровнем) и качественным (или структурой) показателями, характеризующими размеры стойкой утраты трудоспособности и ее причины.

Три группы инвалидности

1 гр. - лица с полной или длительной потерей трудоспособности, нуждающиеся в повседневном систематическом постороннем уходе.

2 гр. - лица с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности из-за нарушений функций организма, но не нуждающиеся в постоянном постороннем уходе (повторный инфаркт миокарда, ГБ с частыми кризами, тяжелые формы язвенной б-ни и т.д.);

3 гр. - лица, которые по состоянию здоровья не могут трудиться по прежней профессии и нуждаются в переводе на работу с более низкой квалификацией.

4 Показатели физического развития

Исследования физического развития включает в себя следующие данные:

а) соматоскопии (осмотра) – визуальная оценка физического развития: развития подкожно-жирового слоя, развития костяка, мышц.

б) антропометрические данные (соматометрия) – рост, вес, окружность головы и грудной клетки и т.д.

в) соматотипические данные – определение морфотипа, возрастного типа телосложения.

г) данные функциональной диагностики (измерение физиометрических показателей) – спирометрия, динамометрия, экскурсия грудной клетки, АД, функциональные пробы ССС и др.

Критерии комплексной оценки здоровья.

  1. Хронические заболевания: нет, да (степень выраженности)
  2. Функциональное состояние органов и систем
  3. Физическое и нервно-психическое развитие
  4. Резистентность - по кратности заболевания в год: н/б,э/б,ч/б, д/б, чдб.

Группы здоровья у детей.

1 Дети без хронических заболеваний и отклонений в функциональном состоянии организма. Уровень физического и психического развития соответствует возрасту. Число перенесенных заболеваний в год не более трех раз (ОРЗ, ОРВИ).

2 Дети без хронических заболеваний и отклонений в функциональном состоянии организма. Уровень физического и психического развития соответствует возрасту. Число перенесенных заболеваний от трех до пяти раз в год (если больше 5,то это часто болеющие дети, если более 40 дней в году болеют – длительно болеющие дети).

3 Дети с хроническими заболеваниями или нарушениями в функциональном состоянии организма в стадии компенсации. Уровень физического и психического развития соответствует возрасту или отстает. Число перенесенных заболеваний в год белее трех раз с затяжным течением и с редкими обострениями хронического заболевания.

4 Дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

С отклонениями в функциональном состоянии и расстройствами.

Уровень физического и психического развития соответствует возрасту или отстает. Число перенесенных заболеваний в год более трех раз с затяжным течением и с тяжелыми обострениями хронического заболевания.

5 Дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.

С отклонениями в функциональном состоянии и расстройствами.

Отставание в физическом и психическом развитии. Число перенесенных заболеваний в год белее трех раз с затяжным течением и с тяжелыми обострениями хронического заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: