double arrow

Снижение уровня жизни

Оно происходило в течение всего периода постсоветских рыночных реформ. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в 1992г. до 0,78 в 1996г.; по этому показателю Россия была отброшена в число развивающихся стран.

За годы реформ были разрушены многие отрасли социальной сферы, сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение и отдых стали недоступными для значительной части населения.

Общее снижение уровня жизни в стране выразилось в существовании значительного слоя граждан, чьи реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по стране безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне. Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, в республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5 раза.

Тесная связь дифференциации доходов и безработицы свидетельствует о том, что в современных условиях повышение занятости населения приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы. [1, стр.67]

1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью

Система социальной защищенности населения включает в себя обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

Важную роль в программах повышения уровня жизни населения играют улучшение жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.

По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующих бюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.

При разработке политики доходов и расходов необходимо учитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных. [1, стр.67]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: