Вопрос 19. Демографическое прогнозирование: понятие, классификация, методы.
Сетевая теория миграции (теория сетей миграции, синтетическая теория миграции) — предложенная социологом Д. Мэсси (Массеем, Douglas Massey) демографическая теория, объясняющая международную миграцию доминированием капиталистических отношений в нерыночных обществах. Семьи посылают членов семьи на заработки в города, где заработная плата
Значительно выше и в разные географические точки мира, тем самым обеспечивая себе гарантию от внутренних колебаний экономики страны в которой проживают.
Посылая рабочую силу заграницу, домохозяйства гарантируют себе стабильный источник дохода в случае неурожая, падения цен и т. д.
Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений.
Вторая функция миграции – селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Третья функция, по мнению Т.И. Заславской, ускорительная. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.
Классификация демографических прогнозов:
1. Классификация по длине прогнозного горизонта:
краткосрочный (5-10 лет);
среднесрочный (25-30 лет);
долгосрочный.
Чем шире горизонт прогнозирования, тем менее точен прогноз.
2. Классификация по количеству объектов прогнозирования
единичные (изменение одной переменной);
множественные (двух и более);
3. Классификация по типу представления прогнозируемой величины
точечные (величина представляется одним числом);
интервальные.
4. Классификация по цели прогнозирования
Аналитические прогнозы служат для изучения реальной ситуации и для выявления проблем, сохранение которых может привести к обострению процессов или появлению новых проблем. Выражаются в виде оценки параметров будущей демографической ситуации. При этом виде прогнозирования предполагается неизменность или определенные изменения в режиме воспроизводства. Обычно долгосрочные прогнозы служат выработке демографической политики для предупреждения негативных последствий.
Основная цель прогноза-предостережения — показать возможные неблагоприятные последствия сложившейся демографической ситуации.
Нормативный прогноз составляется для выработки конкретных рекомендаций для достижения желаемого состояния демографических процессов
Функциональный прогноз служит конкретным практическим целям тех или иных организаций, фирм, корпораций, государственных органов. Например, прогнозирование спроса на те или иные виды товаров и услуг, электоральный прогноз, определение численности и состава лиц, которые могут быть привлечены в вооруженные силы, прогноз потребностей в услугах здравоохранения (тенденций заболеваний).
Демографические прогнозы исчисляются во многих странах мира. Их систематически публикуют ООН.
Пример:
Верхняя десятка> стран по численности населения, 2000-2050 гг. (тысяч человек)
В последние 25-30 лет в развитых странах с рыночной экономикой стало быстро развиваться направление прикладных демографических исследований, связанное с исследованием влияния демографических факторов на бизнес. Среди причин, объясняющих усиление внимания бизнеса к демографии, можно назвать экономические, социальные и демографические.
Социальные изменения, приведшие к повышению значимости демографии в предпринимательской деятельности, выражаются в росте уровня образования населения, сокращении занятости физическим трудом и росте занятости в сфере информации.
В западных странах значительно вырос объём знаний о населения, поэтому предприниматели получили возможность многое узнать о потребностях и спросе своих потенциальных клиентов(ведь были известны доходы населения, их распределение по возрасту, стилю жизни, данные о здоровье, этнические, географические), а другими словами это называется сегментирование рынка.
Сегментирования рынка – это разделение населения как потребителя по определённым демографическим характеристикам (возрасту, полу, семейному состоянию, размеру домохозяйства, числу детей, стадиям жизненного цикла семьи, образованию, этнической принадлежности, социальному статусу и др.). Сегментирование является основой определения объема потенциального спроса, а также рекламных кампаний, ориентированных на продвижение товара именно в данной группе населения.
Демографические данные необходимы не только для разработки маркетинговой тактики поведения фирмы на рынке, но и для ее стратегического планирования, для определения ее долгосрочной стратегии поведения.
Можно выделить четыре группы факторов, определяющих решения потребителей покупать или не покупать товар:
· Фактоы культурного порядка.
· Социальные
· Личностные
· Психологические
Формирование рынка труда
Бизнес учитывает демографический фактор не только со стороны спроса, но и со стороны предложения (как фактор формирования занятости). Нужно отметить, что в процессе сегментирования рынка этот фактор играет важную роль. Наличие высокообразованных, квалифицированных и незанятых трудовых ресурсов выступает важнейшим фактором снижения издержек на подготовку и переподготовку и стимулирования иммиграции в данный регион рабочей силы.
Для организации эффективного ведения бизнеса, всё более важным становиться проведение оценки и ранжировки по степени инвестиционной привлекательности.