Методические рекомендации начинающему пользователю обучающей системы

Литература

ЛИТЕРАТУРА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему некоторые заболевания получили название «особо опасные инфекции»?

а) передаются с питьевой водой; б) заканчиваются высокой смертностью; в) вызывают обширные кровоизлияния в кожу; г) имеют тяжёлую клиническую картину; д) выявляются при оказании первой медицинской помощи; е) обладают большой заразительностью.

2. Выберите три основные «звена» эпидемической цепи?

а) наличие специализированного возбудителя; б) наличие восприимчивых к болезни людей; в) наличие путей передачи заболевания; г) проводимый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий; д) наличие источника инфекции.

3. Какие признаки характерны для чумы?

а) вздутие живота при бубонной чуме; б) боли в паху или под мышками при лёгочной форме чумы; в) кашель с выделением кровянистой мокроты при кишечной форме чумы; г) режущие боли в груди и сильная одышка при лёгочной форме чумы; д) покрасневшая кожа над лимфатическими узлами, отёчная подкожная жировая клетчатка при лёгочной форме.

4. Какую неотложную помощь следует оказать при высокой температуре тела у больного с чумой?

а) провести дезинфекцию; б) ввести раствор сульфокамфокаина; в) ввести антибиотики; г) дать выпить горячее молоко или боржоми; д) провести обтирание тела холодной водой, 700 спиртом, дать жаропонижающие средства.

5. Из приведенного списка выберите признаки, характерные для холеры.

а) Боли в паху или под мышками.б) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зеленый цвет выделения из кишечника.в) Сыпь по всёму телу.

г) Сильная одышка, режущие боли в груди.

6. Какую основную помощь необходимо оказать больному при холере?

а) Дать таблетки от головной боли.б) Использовать жаропонижающие средства.в) Смазать кожу нейтральными жирами.г) Назначить строгий постельный режим.д) Возместить потери жидкости и назначить антибиотики.

7. Какие срочные меры профилактики распространения натуральной оспы необходимо предпринять?

а) Избегать сквозняков, переохлаждения, воздействия токсических веществ.б) Своевременно использовать противогрибковых препаратов.в) Провести высадку из транспорта, изоляцию больного и медицинский осмотр всех пассажиров. г) Провести дезинфекционные мероприятий.д) Наладить санитарное просвещение населения.е) Провести вакцинацию лиц, находившихся в контакте с больным.

8. Что отличает проявление натуральной оспы от других заболеваний?

а) Обширные кровоизлияния в кожу.б) Потрясающий озноб, высокая температура и головная боль.в) Ощущение сухости, царапания в зеве, глотке, трахее.г) Сыпь по всёму телу с 3—5-го дня заболевания.д) Жидкий стул.

9. Характерные признаки жёлтой лихорадки?

а) Образование красноватого или синеватого цвета пятнышко на месте проникновения через кожу бациллы по истечении инкубационного периода.

б) Кашель с пенистоймокротой, окрашенной кровью. в) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зелёный цвет выделения из кишечника.

г) Неукротимая рвота.д) Высокая температура тела, общая слабость, сильная го­ловная боль, головокружение, боли в пояснице, ко­нечностях.

10. Какую неотложную помощь следует оказать при брюшном тифе?

а) положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой, 700 спиртом, дать принять жаропонижающие средства.

б) Назначить строгий постельный режим, обильное питье, левомицетин.

в) Провести санитарный конт­роль над учреждениями питания и торгово-продовольственной сетью, рынками.

г) Поставить горчичники на переднюю поверхность грудной клетки.

д) Сделать холодный компресс на голову, дать жаропонижающие средства.

11. Как помочь больному гриппом?

а) Обнажить больного, положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой и обдувание его вентилятором.

б) Положить на кожу повязку с тетрациклиновой мазью.

в) Ввести внутрь 5%-й раствор глюкозы, раствор Рингера, изотонический раствор хлорида натрия, отвар шиповника.

г) Дать больному хлорохин (делагил) и примахин по общепринятой стандартной схеме.

д) Обеспечить больному покой, постельный режим, питьё горячего молока и щелочного напитка.

12. Определить меры по предупреждению заболевания гриппом.

а) Ограничить посещение массовых зрелищных мероприятий, временно закрыть школы, детские садики и др. на время эпидемии.

б) Провести санитарную обработку больных и лиц, общавшихся с ним, провести дезинсекции и др. в) Регулярно проводить ветеринарно-санитарные мероприятия. г) Использовать механические, физические, химические и биологические методы дезинсекции. д) Постоянно употреблять для питья кипячёную воду.

13. Укажите характерные признаки дизентерии.

а) Покраснение лица, шеи и верхней части ту­ловища, конъюнктивит, одут­ловатость лица, отечность век, припухлость губ, ярко-красный язык.

б) Развитие картинытяжелой бронхопнев­монии, кашель и выделение пенистоймокроты, окрашенной кровью.

в) Обильная, полиморфная, сыпь на передней поверхности живота и груди, боковых отделах туловища, шеи, в поясничной области, на сгибательных поверхностях рук, внутренних и передних частях верхней трети бедер.

г) Дефекация до 10-15 раз в сутки, иногда чаще, стул теряет каловый характер и состоит из слизи или гноя с примесью крови, ложные позывы на дефекацию.

д) Очень бурное течение, нередко с обилием геморрагических проявлений на коже.

14. Какие меры профилактики дизентерии можно считать эффективными?

а) Своевременная диагностика заболевания у животных, изоляция и лечение их, обезвреживание трупов животных, контроль над содержанием скотомогильников и др.

б) Санитарная охрана источников во­доснабжения, очистка и хлорирование воды, соблюдение правил водопользования, спуска в общест­венные водоёмы бытовых и промышленных сточных вод.

в) Истребление переносчика.

г) Не допускать посадку на транспорт людей с симптомами болезни и лиц, со­прикасавшихся с больным.

д) Ограничить посещение населением массовых зрелищных мероприятий, закрытие школ, детских садиков и др. на время эпидемии.

15. Как лучше помочь больному малярией?

а) Обеспечить полную изоляцию очага заболевания путём введения карантина.

б) Ввести средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы.

в) Установить стро­гий внутренний санитарный режим в общежитиях, интернатах, летних лагерях и особенно в детских учреждениях с целью исключения быстрого распространения ин­фекции.

г) Тепло укутать больного при ознобе, дать горячий сладкий чай; после прекращения озноба и высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечить покой.

д) Создать покой, постельный режим, дать горячее молоко либо горячее щелочное питье.

16. Выберите правильный вариант оказания неотложной помощи больным менингитом.

а) Начать вводить сыворотку, антибиотики, средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Срочная госпитализация в инфекционную больницу.

б) При высокой температуре следует обнажить больного, положить холодный компресс на голову, сделать обтирание тела холодной водой, внутрь дать жаропонижающие средства. Срочная госпитализация в больницу.

в) Срочно госпитализировать больного специальным автотранспортом в инфекционное отделение, автотранспорт дезинфицировать. При невозможности срочно госпитализировать больного лечение его начать под контролем врача в домашних условиях.

г) При ознобе больного тепло укутать, дать горячий сладкий чай; при высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечивают покой.

17. Какая форма заболевания сибирской язвой чаще всего встречается? а) септическая, б) кожная, в) лёгочная, г) кишечная.

18. Какой основной путь проникновения возбудителя сибирской язвы в организм?

а) Через желудочно-кишечный тракт. б) Воздушно-капельным путём. в) Через кожный покров. г) С укусом комаров. д) Передаются мухами.

19. Выбрать ведущий признак проявления сыпного тифа.

а) жидкий и частый стул у больного; б) высокая температура тела; в) рвота и обезвоживание организма; г) сыпь на теле; д) общая слабость и головная боль.

20. Выбрать основные направления мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

а) дератизация; б) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям; в) дезинсекция и дезинфекция; г) обезвреживание источника инфекции; д) введение карантина; е) разрыв путей передачи инфекции.

1. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.П.Практика инфекциониста. «Вышэйшая школа», Мн. – 1994. – 495 с.

2. Большая медицинская энциклопедия. «Советская энциклопедия», М. Т.Т. 4, 8, 9, 16, 17, 21, 29, 30, 31, 34, 35 – 1963.

3. Елисеев О.М. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. "Лейла", СПБ. – 1996. – 559 с.

4. Кузьмичёва А.Т., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни. «Медицина», М. – 1978. – 512 с.

5. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях / Учебное пособие для спасателей. Под ред. В.К. Агапова / Всесоюзный центр медицины катастроф. - «Защита», М. – 1995. – 603 с.

Разработал:

Пустовит В.Т.

Занятие 5. ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

(2 часа)

1. Цель работы. Изучить вредное воздействие на человека ртути и ее соединений. Научить студентов действиям по демеркуризации с соблюдением мер безопасности.

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Изучить материал занятия.

2.2. Законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Основные свойства ртути и ее воздействие на организм человека

2. Источники ртутной интоксикации и порядок сбора пролитой ртути. Меры безопасности

3. Химическая демеркуризация и порядок ее проведения.

4. Меры первой медицинской помощи.

2.3. Выбрать свой вариант тестов по таблице вариантов. Номер варианта соответствует порядковому номеру фамилии студента в журнале учета занятий.

2.4. Представить преподавателю для контроля законспектированные ответы на поставленные выше вопросы. Быть готовым ответить на поставленные вопросы преподавателем.

2.5. Заполнить таблицу тестами своего варианта и ответами на них. Сдать преподавателю для контроля.

3. Материально-техническое обеспечение: проектор, рисунки и пленки, видеофильм.

Внимание!

В республике Беларусь ежегодно происходит до 200 разливов ртути, чаще в местах с массовым пребыванием людей и в быту.

Она очень опасна для здоровья. Изучи ее свойства, правила поведения, чтобы сохранить свою жизнь!

Общее количество ежегодно собранной ртути силами МЧС превышает 200 кг.

Если у Вас на работе обнаружено помещение, зараженное ртутью, звоните по телефону службы спасения "01" и вызывайте специалистов! Соблюдайте меры безопасности, которые изучите на этом занятии!

Если у Вас дома разбился ртутный термометр воспользуйтесь знаниями, полученными на занятии и проведите демеркуризацию сами!

1. Термины и определения

Абсорбция — поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества (абсорбента).

Адсорбция — поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.

Амальгамы — металлические системы, одним из компанентов которых является ртуть. В зависимости от характера взаимодействия и соотношения компонентов, а также температуры амальгамы представляют: жидкие растворы, твердые растворы, кристаллические химические соединения, гетерогенные смеси химического соединения и растворов ртути.

Антидоты (противоядия) — химические соединения, способные обезвреживать попавшие в организм яды или отравляющие вещества.

Демеркуризаторы — вещества, которые вступают в химическое взаимодействие с металлической ртутью и (или) ее соединениями, в результате чего образуются устойчивые и малотоксичные продукты.

Демеркуризация — удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных. Демеркуризация является одним из этапов выполнения аварийно-восстановительных работ в чрезвычайных ситуациях, когда в результате выброса (разлива) металлической ртути происходит заражение помещений.

«Депо» сорбированной или скопившейся металлической ртути — место на зараженном объекте, являющееся источником вторичного загрязнения ее парами.

Десорбция — удаление из жидкостей или твердых тел веществ, поглощенных при адсорбции и абсорбции.

Критерии эффективности демеркуризации — снижение загрязненности аварийных объектов до допустимых норм.

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) — концентрация, которая при ежедневном воздействии на человека в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными методами диагностики.

Эффективность демеркуризации — степень снижения загрязненности поверхности и (или) зараженности воздуха и воды в результате обработки, включая механические способы сбора ртути и ее соединений.

2. Основные свойства ртути

Ртуть это блестящий, серебристо-белый, жидкий, тяжелый металл. Заметно испаряется при комнатной температуре, при повышении температуры скорость испарения сильно возрастает. Пары ртути тяжелее воздуха в 7 раз. Максимальная концентрация насыщенных паров в воздухе при температуре 200С составляет 15,2 мг/м3. Растворяет золото, серебро, цинк, образуя твердые растворы амальгамы. Железо, кобальт, никель в ртути не растворяются. Ртуть активно реагирует с сероводородом, а полученный сульфид ртути – нерастворимое нетоксичное соединение, которое выводится из организма. На базе этого разработан антидот. Ртуть хорошо растворяется в азотной кислоте. В холодной и горячей воде ртуть практически не растворяется. Ртуть и ее пары хорошо сорбируются на всех без исключения конструкционных материалах.

Химическая формула Нg
Удельный вес 13546 кг/м3

Температура плавления –38,870С

Температура кипения +357,250С

Степень токсичности 1

3. Воздействие ртути на организм человека

Основным путем поступления ртути в организм человека, приводящим к развитию острых и хронических отравлений, является ингаляционный. Соли ртути могут проникать и через кожные покровы. Пары ртути не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, не оказывают немедленного раздражающего действия на органы дыхания, зрения и кожные покровы. Острые отравления людей возможны при концентрации паров ртути в воздухе в пределах 0,13—0,80 мг/м3.

Пары и соединения ртути чрезвычайно ядовиты, накапливаются в организме, легко сорбируются легочной тканью, попадают в кровь, подвергаются ферментативному окислению до ионов, которые образуют соединения с молекулами белка, многочисленными ферментами, нарушают обмен веществ, поражают нервную систему, могут вызвать тяжелое отравление.

Ртуть имеет свойство накапливаться в организме. Поэтому при воздействии даже в концентрациях, незначительно превышающих ПДК, ее пары могут вызвать необратимые изменения.

Ртуть оказывает поражающее действие на центральную нервную и сердечно-сосудистые системы, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), органы дыхания, печень, селезенку, почки. Поражающее действие проявляется через определенный промежуток времени (при остром отравлении — через 8–24 ч.).

Ртуть выделяется из организма через почки, кишечник, слюнные и потовые железы. Отравление возможно как от паров ртути, так и ее соединений. Из всех соединений ртути наиболее опаcна сулема НgCL2. Предельно-допустимые концентрации металлической ртути приведены в таблице 1.

Симптомы поражения при концентрациях, выше допустимой: повышенная утомляемость, головокружение, общая слабость, эмоциональная неустойчивость, общая подавленность, ухудшение памяти и умственных способностей, покраснение и кровоточивость десен, повышенное выделение слюны, потливость, боли при глотании, бледность слизистых и кожных покровов, резкое падение веса тела.

Таблица 1

Предельно-допустимые уровни загрязнения металлической ртутью и ее парами

Наименование показателя Единицы измерения Значение
ПДК в населенных пунктах (среднесуточная) мг/м3 0,0003
ПДК в жилых помещениях (среднесуточная) мг/м3 0,0003
ПДК воздуха в рабочей зоне (максимальная разовая) мг/м3 0,01
ПДК сточных вод (для неорганических соединений в пересчете на двухвалентную ртуть) мг/мл <0,005
ПДК водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения мг/л 0,0005
ПДК в почве мг/кг 2,1

При более тяжелых формах хронического отравления наблюдается воспаление слизистой полости рта (часто гнойного характера), расстройства пищеварения. Больные жалуются на боли в животе и в области печени.

Поражение нервной системы выражается в виде дрожания кистей рук, переходящего затем на веки, губы, язык. Обычно оно прекращается ночью. Наблюдается ослабление мышечной силы, параличи, боли, особенно в суставах.

При острых отравлениях больной ощущает металлический привкус во рту, изменяется окраска полости рта.

Среди общих явлений отмечаются разбитость, острые головные боли, потеря аппетита, тошнота, рвота. Возможен шок, летальный исход наступает в течение 6—10 суток

4. Источники ртутной интоксикации

Ртуть широко применяется в электротехнике, электронике, приборостроении, металлургии, химии(термометры, барометры, реле, электрические звонки, лампы дневного света, кварцевые ртутные лампы), производстве хлора и щелочей, для получения металлов высокой чистоты, как катализатор в органической химии.

Непосредственные выбросы ртутных паров в атмосферу, как правило, не создают повышенных концентраций в открытой атмосфере. Время жизни паров ртути в атмосфере определяется в 3–5 суток, после чего она в виде органических соединений закрепляется на уровне земной поверхности.

Для населения в быту особую опасность представляют разбившиеся ртутные термометры. В помещении объемом до 60 м3 всегда существует опасность ртутного отравления при разбитом термометре. Опасность ртути состоит в том, что она локализуется в щелях, трещинах и прочих дефектах полов, столов, шкафов, раковин, выделяя в воздушную атмосферу свои пары. В этом случае не пытайтесь проводить демеркуризацию сами, вызовите специалистов МЧС по телефону службы спасения "01".

5. Сбор пролитой ртути

Ртуть обладает высоким поверхностным натяжением, и как следствие, большой подвижностью, что затрудняет ее сбор механическими способами. При сметании ртути происходит ее дробление с образованием частиц, принимающих форму шара. Чем длительнее процесс сбора металлической ртути, тем больше она дробится на «шарики». С уменьшением размеров капель металлической ртути поверхность испарения увеличивается. Капли ртути при соприкосновении быстро объединяются в одну, стемясь занять объем с минимальной поверхностью.

Сбор ртути проводится от периферии загрязненного участка к его центру. Необходимым условием этого сбора является ограничение начальной площади загрязнения. Поиск скрытых источников ртутного заражения проводится только после тщательного сбора видимой ртути.

Недопустимо ограничиваться осмотром только видимых и доступных участков. Если помещение расположено на первом этаже здания, необходимо провести обследование подвальных помещений с целью механического сбора пролитой ртути и последующей обработки грунта демеркуризаторами.

Для сбора ртути рекомендуются различные конструкции пипеток, в которых заостренный нижний конец трубки имеет узкое отверстие диаметром 0,5—1,0 мм. Пипетки с резиновой грушей применяются для сбора небольших количеств ртути.

Большие количества пролитой ртути рекомендуется засасывать в толстостенную склянку с помощью водостуйного насоса, компрессора или бытового пылесоса.

Допускается сметать капли ртути мокрой волосяной кистью или щеткой в эмалированный совок, извлекать депонированную ртуть из углублений и щелей при помощи полосок алюминиевой фольги, очищенной цинковой жести или медной (латунной) проволоки.

Чтобы ртуть хорошо прилипала к медным изделиям, перед употреблением их промывают обезжиренным растворителем. После контакта с ртутью их обрабатывают в разбавленной азотной кислоте и промывают водой.

Медными кисточками ртуть можно собрать под слоем воды или других органических жидкостей.

Очень мелкие (пылевидные) капельки ртути (до 1мм) могут собираться влажной фильтрованной или газетной бумагой. Бумага размачивается в воде до значительной степени разрыхления, отжимается и в таком виде употребляется для протирки загрязненных поверхностей. Капельки ртути прилипают к бумаге и вместе с ней переносятся в герметичную емкость.

6. Химическая демеркуризация

Самая тщательная уборка не обеспечивает полного извлечения ртути с зараженных поверхностей, так как капли могут задержаться в неровности поверхности, попадать в трещины и щели покрытия. Ртуть может быть физически сорбирована поверхностью веществ и материалов. Поэтому вторым этапом проводимых работ является химическая демеркуризация, представляющая процесс воздействия на металлическую ртуть различными соединениями, которые снижают скорость испарения ртути путем перевода ее в оксиды и соли с меньшей упругостью паров, а также облегчают ее последующее удаление с зараженных поверхностей.

Химической обработке поверхности в обязательном порядке предшествуют:

· сбор видимой металлической ртути;

· удаление продуктов коррозии (ржавчины);

· снятие старых некондиционных антикоррозийных покрытий.

Физико-химические процессы, протекающие при взаимодействии ртути (ее соединений) с демеркуризаторами, заключается в эмульгировании ртути, превращения ртути (ее соединений) в малолетучие вещества.

К числу наиболее употребительных и положительно зарекомендовавших себя демеркуризаторов относятся:

· мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5% водном растворе соды);

· 20% водный раствор хлорида железа;

· 5–10% водный раствор полисульфида натрия или кальция;

· 20% водный раствор хлорной извести;

· 4–5% раствор моно- и дихлорамина;

· 5–10% водный раствор соляной кислоты;

· 10% водный раствор сульфата меди или иодида калия.

Демеркуризаторы применяются обычно из расчета 0,15–1,0 л на 1 м2 площади.

Время обработки 1 м2 загрязненной поверхности включает:

· нанесение демеркуризирующих растворов–10 минут;

· экспозиция демеркуризации – от 8 до 48 часов;

· смыв и влажная уборка – 15 минут.

Различают три степени загрязнения конструкций ртутью:

· 1 (незначительная интенсивность) – содержание ртути не превышает 0,0001 мг в 1 г материала конструкции;

· 2 (средняя интенсивность) – 0,001 мг/г;

· 3 (высокая интенсивность) – 0,01 мг/г и выше.

В зависимости от глубины проникновения ртути в различные материалы и конструкции эти материалы или удаляют из помещений или производят депонирование с применением ртутьнепроницаемых составов: грунтовок, шпатлевок, эмалей и лаков.

Способов и средств демеркуризации воды для питьевых целей нет. Разработана лишь технология обезвреживания сточных вод после демеркуризационных мероприятий.

Используется два основных способа очистки сточных вод от ртути и ее соединений, которые удовлетворяют санитарным требованиям. Один основан на осаждении ионов ртути ввиде практически нерастворимых сульфидов ртути, а второй — на использовании сильноосновных катионов (например, сульфоуголь), полностью поглощающих ионы ртути.

7. Порядок проведения демеркуризации

бытовых помещений

Рекомендуется следующий порядок:

Þ проведение первичного обследования помещения, подлежащего демеркуризации;

Þ выявление источников, характера и объемов заражения;

Þ оценка объемов демеркуризационных работ;

Þ подготовка помещения к демеркуризации: вынос оборудования, с одновременным контролем на степень зараженности;

Þ механический сбор видимой металлической ртути, ликвидация потенциальных источников ртути;

Þ тщательная уборка помещений от пыли с интенсивным их проветриванием;

Þ применение химических демеркуризаторов и смывающих средств;

Þ интенсивное проветривание помещений, двухразовый контроль зараженности;

Þ при необходимости увлажнять удаляемый со стен, потолка и пола материал (штукатурку, подпольную засыпку и т.п.);

Þ складировать загрязненный ртутью мусор на водонепроницаемой подстилке (толь, рубероид) и своевременный (не позже 2—3 суток) вывоз его в места, отведенные для захоронения твердых отходов, закрепленным для этого транспортом. После этого транспорт подвергается химической демеркуризации.

8. Влажная уборка объекта

влажная уборка проводится на заключительном этапе ликвидации загрязнения объекта металлической ртутью после каждого этапа демеркуризации. Мытье поверхностей осуществляется нагретым до 70–800С мыльно-содовым раствором с нормой расхода 0,5–1,0 л/м2. Раствор готовится растворением 4% мыла в 5% водном растворе кальцинированной соды. Вместо мыла допускается мспользование технических 0,3–1% водных растворов моющих бытовых стиральных порошков.

Уборка завершается тщательной обмывкой поверхностей водопроводной водой и протиранием их ветошью насухо.

9. Требования безопасности при проведении

демеркуризационных мероприятий

Запрещается:

v нахождение на зараженном ртутью объектов, не связанных с выполнением работ и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты;

v принимать пищу, пить, курить, растегивать одежду и снимать средства индивидуальной защиты;

v выливать собранную ртуть в канализацию;

v содержать, даже кратковременно, собранную ртуть вблизи нагревательных приборов;

v хранить собранную ртуть, а также твердые и жидкие отходы нельзя хранить на объекте даже временно;

v все приспособления, посуда и инвентарь, используемые для сбора ртути и демеркуризации должны храниться на объекте до завершения работ в отдельных закрытых помещениях.

В качестве средств индивидуальной защиты использовать промышленные противогазы типа "Г", респираторы газо-пылезащитные — при демеркуризации относительно небольших количеств ртути на открытом воздухе, в подъездах жилых домов, в помещениях с открытыми окнами. Возможно применение и других респираторов.

После окончания работ люди должны:

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой (не снимая средств защиты);

· принять душ;

· прополоскать полость рта 0,025% раствором перманганата калия;

· почистить зубы.

10. Меры первой медицинской помощи

При обнаружении признаков поражения необходимо выполнить следующие действия:

· покинуть опаную зону;

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой.

До оказания врачебной помощи необходимо полоскать рот водным 5% раствором хлорида цинка.

Пострадавшему необходимо обеспечить чистый воздух, покой и согревание.

При раздражении верхних дыхательных путей требуется вдыхание распыленного 2–5% раствора тиосульфата натрия, соды или буры.

Глаза, нос и рот промываются 2% раствором соды.

Противоядием для ртути являются яичный белок и касторовое масло, которые необходимо применять внутрь. При отравлении солями ртути следует немедленно дать пострадавшему 3 сырых яйца в молоке (около 1 литра) и вызвать рвоту.

Если известно, что отравление произошло сулемой, то надо дать пострадавшему смесь состава: 1 г гипофосфита натрия, 5 мл 3% пероксида водорода и 10 мл воды. Указанное количество достаточно для детоксикации 0,1 яда, попавшего в желудок. Дополнительно дается аскорбиновая кислота. Смертельная доза сулемы составляет 0,1—0,5 г.

При острых отравлениях ртутью и ее соединениями подкожно или внутримышечно вводится «УНИТИОЛ» (в течение 6–7 суток) и дается антидот «Меtalloram», содержащий сероводород. Предварительно необходимо выпить 200–300 мл воды. 100 мл антидота достаточно для обезвреживания в желудке 4 г сулемы.

При тяжелых острых отравлениях пострадавшему вводится в желудок через зонд разведенная в 300 мл воды одна ложка уксусной эссенции, а затем — 100 мл антидота. Вместо уксусной эссенции можно использовать 1,5 г лимонной кислоты или 2 г виннокаменной соли. Через 10 минут желудок промывают слегка подкисленной водой до появления "чистой" воды (до нейтральной среды). Воду подкислять можно тем же противоядием. После этой процедуры вводится слабительное (растительного происхождения, синтетические средства или солевые растворы).

При отсутствии антидота следует немедленно и неоднократно обильно промыть желудок водой с 20–30 г активированного угля или белковой водой, затем дать молоко (около 1 л), взбитый с водой яичный белок и, наконец, слабительное. Необходимо полоскать рот водным раствором бертолетовой соли или 5% раствором хлорида цинка. Пострадавшему необходим полный покой.

11. Хранение ртути

Хранение ртути, используемой в промышленных целях, производится в стальных баллонах, в количестве не более 35 кг в каждом, а также в толстостенных керамических или стеклянных баллонах емкостью 500 мл с металлической гофрированной пробкой с прокладкой из пластмассы. В каждый баллон заливается 5 кг ртути.

В лабораторных условиях ртуть хранится в толстостенной стеклянной посуде с притертыми пробками на вакуумной смазке. Однако основным способом хранения является хранение в запаянных стеклянных ампулах по 30–40 мл в каждой, которые, в свою очередь, помещаются в сварные стальные коробки.

Не разрешается хранить ртуть в тонкостенной посуде, а также в любой открытой посуде.

12. Тесты для контроля знаний

1. Допускается ли перевозить ртуть и ртутьсодержащие вещества в стальной таре?

Ответы: А) допускается. Б) не допускается.

2. Что такое абсорбция?

Ответы:

А) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела или жидкости.

Б) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества.

В) поглощение вещества из газовой или жидкой среды твердым телом.

3. К какому классу опасности среди высокотоксичных веществ относятся ртуть?

Ответы: 1,2, 3,4

4. В каком максимальном объеме помещения разбитый ртутный медицинский термометр может создать опасные для здоровья концентрации?

Ответы: 20 м3, 30 м3, 50 м3, 60 м3, 100 м3.

5. В какой кислоте ртуть хорошо растворима?

Ответы: А) разбавленная серная кислота. Б) разбавленная соляная кислота. В) разбавленная азотная кислота. Г) разбавленная фосфорная кислота.

6. При каких концентрациях паров ртути в воздухе возможны острые отравления людей?

Ответы: а) 0,05–0,93 мг/м3; б) 0,13–0,80 мг/м3; в) 0,10–0,55 мг/м3; г) 0,28–0,45 мг/м3.

7. Можно ли отнести ртуть к кумулятивным ядам?

Ответы: а) да. б) нет.

8. Через какое время проявляется поражающее действие ртути?

Ответы: а) через 5–10 часов; через 8–24 часа; через 2–5 часов.

9. Назвать основной путь поступления металлической ртути в организм человека.

Ответы: а) через органы дыхания; б) через органы пищеварения; в) через кожные покровы; г) через слизистые оболочки.

10.Можно ли хоронить вещества, загрязненные ртутью?

Ответы: а) на городских свалках; б) в местах захоронения твердых отходов; в) выбрасывать в водоемы; г) выливать в канализацию.

11. Указать рекомендуемую норму расхода мыльно-содового раствора при проведении влажной уборки в ходе демеркуризационных работ.

Ответы: а) 0,2–0,3 л/м2; б) 0,3–0,5 л/м2; в) 0,5–1 л/м2; г)1,0–1,5 л/м2.

12. Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта при обнаружении признаков поражения ртутью?

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор хлорида цинка; в) раствор хлорида железа; г) раствор сульфида натрия.

13. Какой раствор рекомендуется использовать для полоскания рта по окончании демеркуризационных работ?

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор перманганата калия; в) раствор хлорида железа; г) раствор иодида калия.

14. Во сколько раз пары ртути тяжелее воздуха?

Ответы: а) в 5 раз; б) в 7 раз; в) в 10 раз; г) в 2 раза.

15. Взаимодействует ли ртуть с сероводородом?

Ответы: а) да; б) нет.

16. Способна ли ртуть сорбироваться на конструкционных материалах?

Ответы: а) да; б) нет.

17. Какой натуральный продукт является противоядием для ртути?

Ответы: а) молоко; б) кофе; в) яичный белок; г) апельсиновый сок; д) крепкий чай.

18. Какие количества сулемы способны вызвать летальный исход?

Ответы: а) 0,05–0,09 г; б) 0,1–0,5 г; в) 0,01–0,04 г; г)0,001–0,009 г.

19. Какие вещества называют амальгамами?

Ответы: а) содержащие ртуть; б) вещества, используемые для химической демеркуризации;

20. Через какие органы выделяется ртуть из организма?

Ответы: а) через почки; б) через органы дыхания; в) через печень.

21. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в помещении существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,00001–0,00007 мг/м3; б) 0,0001–0,0002 мг/м3; в) 0,0003–0,0005 мг/м3.

22. Где применяется ртуть?

Ответы: а) в электронике; б) металлургии; в) в производстве сахара; г) при переработке молока; д) в производстве хлора.

23. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в населенном пункте существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,007–0,009 мг/м3; б) 0,0001–0,0002 мг/м3; в) 0,0003–0,0005 мг/м3.

24. Признаки острого отравления ртутью?

Ответы: а) боли в коленках; б) сильный кашель; в) сонливость; г) нет реакции на болевые раздражители; д) шок.

25. Время, отводимое на влажную уборку для обработки 1 м2 поверхности после демеркуризации?

Ответы: а) 5 минут; б) 7 минут; в) 15 минут; г) 20 минут; д) 30 минут.

26. Какая должна быть экспозиция демеркуризации 1 м2 загрязненной ртутью поверхности?

Ответы: а) 1 час; б) 3 часа; в) 5 часов; г) 35 часов; д) 3 суток.

27. Когда необходимо проветривать помещение, загрязненное ртутью?

Ответы: а) до демеркуризации; б) после демеркуризации; в) в процессе демеркуризации; г)постоянно на всех этапах.

28. В каких баллонах можно хранить ртуть?

Ответы: а) в стекляных; б) в медных; в) в стальных; г) из пластмассы.

Варианты заданий контрольных тестов

Номер варианта Номера вопросов Примечание
  3, 4, 21, 13, 28  
  1,5,10,17,22  
  2,6, 14, 22, 15  
  7, 11, 23,27, 3  
  8,12,19,22, 25  
  9,5,10,16,22  
  2, 4, 22, 13, 28  
  7, 13, 23,27, 4  
  6,12,19,20, 24  
  2,6, 14, 22, 15  
  5, 13, 23,27, 9  
  7, 13, 10,27, 12  
  2,12,19,21, 25  
  1,3,10,16,22  
  3, 13, 20,26, 4  
  26, 11, 23,25, 3  
  3,12,19,4, 25  
  2,6, 13, 22, 15  
  1,5,14,17,2  
  1,12,19,20, 25  
  6,12,1,22, 27  
  11, 23,27, 3,7  
  2,12,1,21, 24  
  7, 11, 4,27, 3  
  9, 11, 23,25, 3  
  8, 13, 23,26, 4  
  1,3,10,16,21  
  1,12,19,20, 28  
  7, 13, 23,27, 4  
  8,12,19,4, 15  

1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2003

2. Астапов В.П., Барингольц Б.С., Тищенко В.Г., Шишканов М.М., Врублевский В.В. Демеркуризационные работы: Учебное пособие: — Мн.:, 2001.

3. Виноградов А.В., Шашовец В.В.. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.— М.: Военные знания, 1996.

      Разработал Ролевич И.В.

Занятие 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

(компьютерный вариант оценки знаний)

1. Основная цель работы: закрепить теоретические сведения и научиться оказывать первую медицинскую (неквалифицированная) помощь немедицинского работника пострадавшим при техногенных ЧС.

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Изучить методические рекомендации начинающему пользователю обучающей системой:

2.2 Изучить материал медицинского справочника.

2.3. Перейти к работе с пунктом меню <Типовые ситуации>.

2.4. При затруднениях с выбором варианта ответа рекомендуется пользоваться медицинским справочником из пункта меню <СПРАВОЧНИК>.

2.5. Ответить на контрольным вопросам, ответив на цепочку вопросов, по результатам статистики можно определить качество усвоения материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: