double arrow

Трактовки проблемы взаимосвязи воспроизводства населения и социально-экономического развития


Воспроизводство населения на разных этапах развития общества

Глава II Взаимосвязь социально-экономических и демографических процессов

Список литературы

V задание. (Выберите правильный вариант ответа и закончите предложение).

IV задание. (Выберите правильный вариант ответа).

I задание. (Выберите правильный вариант ответа).

Контрольные вопросы и задания

Выводы

Обострение проблем населения в Российской Федерации вызывает все большую озабоченность у общественности и соответственно у государственных деятелей. Страна испытывает демографический кризис. Поэтому знание демографии, умение читать демографическую информацию, определять меры по решению демографических проблем необходимо как политическим деятелям, так и руководителям в других сферах социально-экономической жизни для упорядочения благоприятного развития демографической ситуации.

Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий.




Для исследования своего предмета демография использует статистические и математические методы анализа: методы анализа и синтеза, обобщение, методы индукции и дедукции, методы научной абстракции и сравнения, метод выдвижения гипотез и их проверки, методы экстраполяции и моделирования и другие.

В силу того, что на демографический процесс оказывает влияние целый ряд факторов, демография постепенно превращается в систему демографических наук, имеющих общую методологическую основу (демографическая статистика, теоретическая демография, историческая демография, математическая демография, экономическая демография, политическая демография и другие).

Предметом демографии являются:

1) учет численности и состава населения;

2) закономерности воспроизводства населения;

3) процессы социально-экономической структуры населения.

II задание. Согласны ли Вы со следующим утверждением:Демография — сердцевина научных знаний о народонаселении (да, нет)

III задание. Как Вы считаете, «демографический взрыв» и «бэби-бум» тождественные понятия? (Да, нет)

Численность населения мира в 2000 году достигла:

1) 5 млрд человек;

2) 6 млрд человек;

3) 8 млрд человек.

Практическое применение демографических методов и данных о населении в маркетинге и бизнесе называется........(демометрика, демографика, демостатика).

Борисов В.А. Демография. М., 2000.

Демография. Современное состояние и перспективы развития. М., 1997.

Место демографии в системе наук. М., 1975. Основы демографии. М., 1997.



Основы изучения человеческого развития. М., 1998. Основы теории народонаселения. М., 1977. Система знаний о народонаселении. М., 1976, 1990. Социальная политика: Учебник. М., 2002. Шелестов Д.И. Демография: история и современность. М., 1983. Экономика труда (Социально-трудовые отношения). М., 2002.

© Веселкова И.Н., 2002


1. Воспроизводство населения на разных этапах.

развития общества

2. Демографические факторы социально-экономического

развития

Изучение взаимосвязи социально-экономического развития и воспроизводства населения имеет глубокие корни. Постановка и реальное содержание этой проблемы изменялись на разных исторических этапах в соответствии с поступательным развитием человеческой цивилизации, важнейшей материальной составной частью которой является воспроизводство населения, так же как и система социально-экономических процессов.

Проблемы взаимосвязи экономического и демографического развития в докапиталистическую эпоху трактовались исключительно с позиций демографического детерминизма, основанных на утверждении о природной и биологической обусловленности демографической динамики. В трудах мыслителей тех времен в упрощенной форме ставилась проблема соотношения населения и ресурсов, предполагавшая как возможность перенаселения, так и недонаселения[2].

В V веке до н.э. древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения в контексте возможности существования идеального соотношения между количеством земли и населением. Античные философы Платон и Аристотель рассматривали вопросы перенаселения как острейшую социальную проблему, ставя ее в зависимость от обеспеченности земельными ресурсами. Проблема соотношения населения и ресурсов была центральной в работах мыслителей средних веков, предполагавших возможность как позитивных, так и негативных последствий быстрого роста населения. Представители раннего средневековья (Т. Мор, Т. Кампанела, Ф. Аквинский) выдвигали тезис об общественной полезности увеличения численности населения. Их идеи получили поддержку мыслителей эпохи первоначального накопления капитала (Т. Мэн, А. Сера, С. Фортрей), полагавших, что многочисленное население, в том числе трудящееся население, составляет основу мощи и богатства государства. Одновременно существовала и другая точка зрения (Д. Таунсенд, Р. Уоллес), согласно которой чрезмерный рост населения может создавать реальную угрозу перенаселения. На рубеже XVIII—XIX вв. в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо главным становится экономический аспект роста населения, связанный с проблемой соотношения колебаний численности населения и воспроизводства рабочей силы через спрос на труд. Другим фактором называлась ограниченность природных ресурсов (размеры вовлеченной в сельскохозяйственный оборот земельной площади и эффективность ее использования), соотношение населения и средств существования. Целостную концепцию взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития создал Т.Мальтус. Его основная задача состояла в объяснении причин социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф. Согласно его теории, неограничиваемый рост населения, обусловленный его биологической природой, является исходным фактором социально-экономического развития. Последователи Т. Мальтуса, опираясь на два ключевых положения его теории — «закон убывающей производительности в сельском хозяйстве» и «принцип демографического давления на средства существования», а также теорию накопления, сделали вывод о том, что экономика и население стремятся к стационарному состоянию[3]. Критикуя Т. Мальтуса, К. Маркс и его последователи включали во взаимодействие «рост населения — экономические условия» важнейшее с их точки зрения звено — систему исторически преходящих социально-экономических отношений, утверждая, что каждый класс (социальная группа) обладает своей собственной демографической стратегией поведения, соответствующей условиям его труда и жизни. Именно условия труда и жизни, специфические социально-экономические отношения занятости и потребления являются, с одной стороны, важнейшими факторами социально-экономического развития и безработицы, а с другой - важнейшими факторами воспроизводства населения.



В современной демографии на базе глубоких исследований взаимосвязи социально-экономических и демографических процессов с учетом предшествующего опыта развивается теория демографического перехода, получившая большое распространение со второй половины XX века. В настоящее время она зачастую рассматривается как общая теория населения.

Воспроизводство населения — постоянное возобновление поколений людей, один из главных процессов воспроизводства общества. Это определение предполагает тесное динамическое взаимодействие воспроизводства населения и социального (включая экономическое) воспроизводства. Воспроизводство населения испытывает сильное влияние других сторон общественного воспроизводства (воспроизводства социально-экономических отношений, социальных структур, культурных ценностей, норм и т.д.) и само заметно воздействует на них. На протяжении человеческой истории происходили значительные изменения в воспроизводстве населения, менялись уровни рождаемости и смертности, механизмы их социального управления, зависящие от исторически определенной стадии социально-экономического (цивилизационного) развития. Объяснение этих изменений следует искать в закономерностях общественной жизни. Рождение ребенка — явление биологическое, но это дает очень мало для анализа рождаемости и ее изменений. Физиологические пределы рождаемости простираются от 0 до 14 детей и более. Отдельные люди могут жить до 100 лет и более. Однако фактические уровни рождаемости и смертности далеки от физиологических пределов. Какие из целого спектра имеющихся биологических возможностей будут реализованы — зависит от социально-экономических условий и потребностей людей.

С возникновением человеческого общества система взаимодействий популяции предшественников человека претерпевает качественный скачок, природно-биологические взаимодействия заменяются социальными, складываются устойчивые общественные отношения людей по поводу производства и сохранения человеческой жизни, начинается воспроизводство населения как фактор общественного воспроизводства. Это, однако, не означает исчезновения ни биологических (связанных с видовой плодовитостью и смертностью), ни чисто демографических (связанных с взаимодействием демографических структур, интенсивностей, численности и темпов роста населения) ограничений и закономерностей, они включаются в более широкую систему социально-экономических и демографических исторически меняющихся отношений.

Социальные (социально-экономические) факторы воспроизводства населения можно разделить на несколько уровней.

Макроэкономические факторы структурные: уровень развития промышленности, сельского хозяйства, торговли, уровень жизни, социальная безопасность, занятость женщин во внесемейном производстве, социальная структура, социальная и пространственная мобильность; культурные: уровень образования мужчин, женщин и детей, развитие науки, система ценностей, закрепленная в общественных традициях, религиозных нормах, место в ней демографических ценностей; технологические: развитие систем здравоохранения, образования, средств транспорта и связи.

Семейные факторы место семьи в социально-экономическом развитии, семейные доходы, имущество, жилье, права наследования, система семейных ценностей, соотношение ценности и цены детей для семьи, соотношение доходов членов семьи и вложений в их человеческий капитал, социально-экономические и ролевые отношения между полами, поколениями внутри семьи;

Индивидуальные факторы индивидуальное здоровье, система потребностей личности и место в ней демографических потребностей, соотношение времени занятости в семейном и внесемейном производстве, уровень образования, профессиональной подготовки, индивидуальный доход.

Воспроизводство населения, как мы увидим позже, воздействует на социально-экономическое развитие также на нескольких уровнях.

На макроуровне через влияние численности, размещения и возрастно-половой структуры населения на макропараметры производства, динамику ВВП, занятость и распределение доходов, совокупный спрос и т.д.

На уровне семьичерез систему потребностей семей разного размера и состава, включая потребность в семейном и внесемейном труде, в материальных благах и услугах, семейный спрос и предложение рабочей силы, принятие семейных решений в отношении поведения семьи на рынке труда, в потреблении, накоплении.

На индивидуальном уровне через систему индивидуальных потребностей, занятость и спрос, определяемых индивидуальными возрастными и половыми (гендерными) различиями.







Сейчас читают про: