double arrow

Тренинг


Словарь терминов

Превращение неизвестного в известное;

2) превращение известного в неизвестное. Превращение известного в неизвестное.Человеческий организм консервативен, и любой незнакомый предмет или понятие грозит ему. При встрече с незнакомым мозг пытается поглотить чуждость, найти знакомый аналог, перекомбинировать понятия, явления, чтобы сделать их более близкими, доступными. Мозг

сравнивает данное неизвестное с ранее знакомым и превращает неизвестное в известное.

Если «перевести» это в сферу художественной деятельности, то механизм превращения неизвестного в искусстве, скажем, при работе методом действенного анализа выглядит примерно так: читая художественное произведение, задумываясь о характерах и событиях , с которыми там встречаемся, мы невольно ищем аналоги со своей жизнью, нам знакомой и близкой. Проигрывая эти ситуации на сцене, мы действуем сначала от своего лица, ищем ответ на вопрос: как бы я поступил на месте этого человека, если бы я был в этих обстоятельствах.Так с помощью сравнения мы сближаем чужой авторский мир со своим собственным.

Превращение известного в неизвестное.Этот значит исказить, перевернуть, переосмыслить известные, знакомые, кажущиеся будничными понятия. Такая погоня за неизвестным - это не поиски эксцентричного или того, чего нет. Это сознательная попытка обрести новый взгляд на старый мир, людей, идеи, чувства и вещи.




К примеру, простейшее упражнение с консервной банкой, о котором мы говорили выше, когда силой своего воображения мы преобразовали её в барабан, сумочку, кораблик, является актом превращения известного в неизвестное.

В заключении, назовем те слагаемые, которые составляют иопределяют продуктивность и оригинальность воображения, к чему следует стремиться в ходе тренинга, Известный психолог А. Лук выделяет такие важнейшие особенности творческого мышления: способность к переносу, аналогии, ассоциации; готовность памяти; способность к «сцеплению», целостному восприятию и преобразованию восприятия; критичность; спонтанная гибкость мышления; способность кодировать (добавим - образно, художественно кодировать) информацию; легкость генерирования идей; беглость речи; способность к «доведению», совершенствованию первоначального замысла, быстрота реакций, эмоциональная возбудимость.

Далее мы предлагаем вашему вниманию тренинг воображения, разработанный и апробированный в течение многолетней практики на кафедре режиссуры Тюменского государственного института искусств

и культуры. Этим тренингом можно заниматься в группе и индивидуально, упражнения предполагают вариативность использования, требуют творческого подхода как со стороны учеников, так и педагога, и могут перерабатываться в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.



АБКСТРАКЦИЯ(лат. abstractio - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа, который предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

АЛЛЕГОРИЯ(греч. allegoria иносказание) - принцип художественного осмысления действенности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах.

АЛЛЮЗИЯ(от лат. alludo - намекать) - прием художественного выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф. Феллини «И корабль плывет» прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ(лат. ambo - оба, valentia - сила) -психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту.

АНАЛИЗ(греч. analysis - разложение, расчленение ) - подробное исследование чего-либо, процесс расчленения целого на части с целью познания.

АНАЛОГИЯ(греч. analogos - соответственный, ) сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.



АССОЦИАЦИЯ(от лат. assocto - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанный на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте.

АФОРИЗМ- краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

ВОСПРИЯТИЕ- процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств. Завершается формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

ГИПЕРБОЛА(от греч. hyperbole - преувеличения) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический художественный образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональность. Например, гипербола есть в поэтических строках В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал...»

ЗАМЫСЕЛисходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, проект, с которого начинается творческий процесс.

ИНСАЙТ(англ. insight - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ(лат. interpretatio - толкование, разъяснение) -свое прочтение оригинала; процесс восприятия и переосмысления произведения искусства в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта восприятия.

ИНТУИЦИЯ(лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)-способность непосредственно и быстро находить верное решение задачи, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий при неосознаности мыслительного процесса.

КАТАРСИС(греч. katharsis - очищение)- термин античнойэстетики, обозначающий душевное облегчение, очищение,

наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства.

МЕТАФОРА(греч. metapfora - перенос)- средство образного восприятия и выразительности, в основе которых перенесение значений одного предмета на другой при осознании их различий. Метафора как бы обновляет предмет, показывает его в неожиданном ракурсе, создает чувственно - конкретный, рельефный образ, усиливает

впечатление. Например, у Пушкина: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой».

КОНЦЕПЦИЯхудожественная (лат. conseptus - мысль, представление)- образное осмысление жизни, ее проблем в произведении искусства, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества художника в целом, непосредственное и полное выражение авторской позиции.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ(лат. originalis - первоначальный) -самобытность, неповторимость художественного произведения и его создателя, проявляющиеся в богатстве содержания и формы произведения искусства, в глубине и нестандартности восприятия и отражения мира.

СИМВОЛхудожественный (греч. symbolon - опознавательная примета) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. В нем всегда присутствует определенный смысл, слитный с образом, но не сводимый к нему буквально, требующий вникания, интерпретации. Например, Гора Чистилища в «Божественной комедии» Данте есть символ духовного восхождения.

Художественный символ тем содержательней, чем более он многозначен.

СИНТЕЗ(греч. synthesis - соединение, сочетание) - процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей, органического соединения различных элементов сторон, объекта в единое целое.

СПОСОБНОСТИ- индивидуально - психологические особенности личности, особые природные задатки, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности, приобретение знаний, умений навыков. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. Художественные способности - особая одаренность, выражающаяся в потребности и возможностях к художественному творчеству в легкости освоения навыков творческой деятельности.

СТИЛИЗАЦИЯ(от фр. style - стиль) - использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм, приемов, стилевых черт в новом

содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕвид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового, общественно значимого. Творческое мышление определяется своеобразием личности художника, его способностью оригинально, самостоятельно мыслить, предполагает диалектическое соединение традиции и новаторства.

ТИПИЗАЦИЯ(от греч. typos - отпечаток, форма, образец) -способ художественного обобщения, выявления характерного, существенного в изображении жизненных явлений и предметов, осуществляемый с помощью специфических (для каждого вида искусства и жанра) выразительных средств. Синтез общего, типического и индивидуального в воссоздании действительности обеспечивает правдивость и достоверность изображения.

ЭВРИСТИКА- наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

ЭКСПРЕССИЯ(лат. expressio - выражение)- сила проявления чувств, переживаний; обостренная выразительность в искусстве, для достижения которой применяются особые, необычные художественные средства; например: деформация в изобразительных искусствах, резкие и усложненные диссонансы музыки и т. д.

ЭМПАТИЯ(греч. empatheia - сопереживание) - понимание эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии объектов и явлений природного мира и произведений искусства, в чувствование и сопереживание, умение понимать «не умом», а «сердцем».

ЭПИГОНСТВО(от греч. epigonoi - родившейся после) -несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам какого-либо художественного течения в изменившейся обстановке. Творческое освоение классических традиций, изучение наследия прошлого не имеют ничего общего с эпигонством. .

УПРАЖНЕНИЕ: «Что общего?»

Надо попытаться найти как можно больше общих признаков между совершенно разными предметами, понятиями, явлениями.

Например: Что общего между кошкой и яблоком?

Возможные ответы: И у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, кожа; они оба могут скакать, висеть на дереве, их обоих любят люди и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ: «Хамелеон»

Группе предлагается какой-нибудь утверждение. Например: «человек произошел от обезьяны». Сначала надо найти как можно больше доводов, подтверждающих правоту этого утверждения, а затем найти такое же количество доводов, опровергающих его.

УПРАЖНЕНИЕ: «Обратная сторона медали»

Участникам тренинга предлагается попробовать отказаться от привычных ярлыков, шаблонных точек зрения.

Все уверены в том, что обжечься утюгом - это плохо. Попробуйте найти в этом свои положительные стороны.

Представьте, что вы нашли на улице миллион долларов. Почему это плохо? Кто назовет больше вариантов?

УПРАЖНЕНИЕ: «Почемучки»

Попробуйте «помучить» и себя, и других, так называемыми, глупыми вопросами, например: «Куда можно прийти, если идти все время задом наперед?», «Зачем люди лысеют?», «Почему с неба не идут сладкие дожди?». Подключив воображение и чувство юмора, постарайтесь ответить на всевозможные «куда», «зачем», «почему».

УПРАЖНЕНИЕ: «Афоризмы»

Надо обдумать, высказанные ведущим, «афоризмы» (они взяты, что называется, «с потолка») и объяснить, почему они вполне правомочны: «Творчество подобно заточке ножа» или «Творчество - это лист дерева, упавший в реку». Постарайтесь дать как можно больше обоснований.

Затем можно попробовать самому стать автором афоризмов. Закончите мысль: «Любовь - это...», «Счастье - это...», «Вражда - это...».

Попробуйте выполнить другой вариант этого упражнения: придумайте свое продолжение афоризмов великих людей. Например: как бы вы закончили такую фразу: «Человечеству, чтобы стать счастливым, нужна единственная вещь -... (- скамеечка, что бы сесть и подумать», - так сказал Сократ). А что скажете вы?

УПРАЖНЕНИЕ: «Метафоры»

Ведущий произносит: «Гаснут....», что может гаснуть? Звезды, окна, силы, глаза, свечи .... Все участники тренинга описывают те внутренние видения, которые возникли при произношении слова -«раздражителя». Приветствуется метафоричность мышления, оригинальные видения.

Что может «кипеть», «стучать», «разлетаться»?

УПРАЖНЕНИЕ: «Превращение»

Это упражнение придумано М.А. Чеховым. Он считал его очень эффективным для развития гибкости воображения (в кн. «Об искусстве актера», т. 2, -М.: Искусство, 1986., стр. 187)

Представьте себе какой-нибудь образ, рассмотрите его во всех деталях, а затем превратите его во что-то другое: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова в зимний; дворец превращается в бедную избу, лягушка в царевну и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ: «Японская поэзия»

Как известно, старинная классическая поэзия Японии создала искусство лирической миниатюры: танка (пятистишье) и хокку (трехстишье) - это маленькая повесть, овеянная романтизмом. К примеру: «Прижавшись к моему плечу, Среди снегов Она стояла ночью... Какою теплою Было ее рука.» (Исакава Такубоку)

Немногими словами сказано так много, что ничего нельзя прибавить.

Попробуйте выразить какое-то пережитое вами событие в трех или пяти строках, наполнив их теми деятелями, мыслями, чувствами, самыми яркими выразительными впечатлениями, которые остались в вашей памяти. Постарайтесь передать слушателям ваши ощущения, но в кратком поэтическом «японском» стиле.

УПРАЖНЕНИЕ: «Интерпретация»

Для проведения этого упражнения потребуются подборка репродукций малоизвестных полотен великих мастеров живописи (портреты, жанровая живопись) и несколько листов плотной бумаги.

Педагог предлагает участникам тренинга внимательно рассмотреть какую-нибудь деталь картины (лицо, руки или предмет), прикрыв остальные ее части листами бумаги. Теперь пусть попробуют мысленно, с помощью воображения, «дорисовать» картину, восстановить ее сюжет, смысл, колорит, композицию, характеры героев и т.д. Затем можно сравнить ту историю, которая возникла, с первоисточником.

УПРАЖНЕНИЕ: «Теория в образах или «аллегория»».

Необходимо придумать наглядное, образное выражение того или иного теоретического термина, понятия. Например: как можно показать «сверхзадачу», «интерпретацию», «альтернативу» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ: «Я - образ»

Прислушайтесь к себе, загляните в свой внутренний мир и постарайтесь описать самого себя с помощью того или иного образа. Например: - если бы я был домом, то каким?

- если бы я был бы деревом, то каким?

- если бы я был временем года, то каким? и т.д.Стоит попробовать реализовать образ в конкретном материале, т.е.

сделать своими руками этот дом, дерево. Интересно, тот кто увидит вашу поделку, почувствует ли он ваше настроение, ваше мировосприятие?

Еще один вариант этого упражнения: отразите в рисунке-символе вашу жизнь в прошлом, настоящем, будущем?

УПРАЖНЕНИЕ: «Археологи»

Пусть каждый из участников тренинга возьмет какой-нибудь случайный (не свой!) предмет, скажем, платок, ключ, кольцо и т.д.

Представьте, что вы археолог и при раскопках нашли эту «старинную» вещь. Что она расскажет вам о своем хозяине, о тех бытовых, исторических реалиях, в которых он жил? Обращайте внимание на мельчайшие детали, подробности, обогатите ваши наблюдения вымыслом, воображением.

УПРАЖНЕНИЕ: «Наводчик»

Участники игры делятся на две команды. Одна команда прячет тайком от другой небольшой предмет в пределах аудитории. Та, другая, должна угадать место, где спрятан предмет. Чтобы облегчить себе поиски, она может попросить три подсказки, но вопросы и ответы должны быть ассоциативными.

Например: «На какое блюдо похоже то, место, где спрятан предмет?», «На какой вид транспорта похоже это место?», «С каким видом спорта это место ассоциируется?».

«Наводчики», те, кто прятал этот предмет, посовещавшись, должны дать ответ - ассоциацию, а поисковая команда - «расшифровать» подсказку.

УПРАЖНЕНИЕ: «Прибор будущего»

Каждому участнику игры дается название двух разнородных предметов: лампочка и карандаш, чайник и подушка и т.д. Попробуйте в своем воображении соединить эти два предмета таким образом, чтобы в результате получился некий фантастический прибор, который бы осчастливил человечество.

Например: на кончик карандаша прикрепляется маленькая лампочка с особыми (фантастика !) датчиками , который улавливает импульсы таланта . Если мысли , которые излагаются на бумаге , интересные , талантливые , то лампочка загорается. Так можно поддержать творческий настрой , избежать графоманства .

Другой вариант этого упражнения .

Кто-нибудь из участников тренинга выходит из аудитории , остальные составляют необычную конструкцию из стульев или других предметов -это и есть прибор будущего . Вернувшись в аудиторию , человек должен принять на себя роль изобретателя этого прибора . Он должен внимательно разглядеть его, оправдать для себя каждую часть конструкции и затем чётко , ясно и убедительно рассказать всем присутствующим как потенциальным покупателям прибора о его назначении и действии , ответить на любые их вопросы о «своём изобретении».

УПРАЖНЕНИЕ: «Робинзон Крузо»

На площадке раскладываются несколько случайно взятых предметов . По команде ведущего участники тренинга должны собрать как можно больше предметов . А теперь пусть представят себя Робинзонами, собравшими после кораблекрушения эти вещи . Подключив воображение , Робинзоны должны придумать, как их можно использовать в течение трудных долгих лет на необитаемом острове. Кто придумает больше вариантов, тот и победил, т.е. «выжил» на острове.

УПРАЖНЕНИЕ: «Следственный эксперимент»

Группа делится на несколько команд. Одна из них задумывает какое-нибудь событие (происшествие) и в соответствии с ним располагает на площадке несколько предметов (3-4). Остальные команды становятся «следственным бригадами». В их задачу входит выработать свою версию происшедшего, «восстановить» ход события и проиграть эту версию на площадке так, чтобы предметы оказались на тех же местах.

Предпочтение отдаётся самой оригинальной и , в то же время , логичной версии.

УПРАЖНЕНИЕ: «Перекрёстный допрос».

Это упражнение развивает реакцию , сообразительность, механизмы оправдания , технику словесной импровизации .

Один из участников тренинга становиться «подозреваемым» , а трое других - «следователями», ведущими перекрёстный допрос . Они

должны «загнать в угол» подозреваемого своими быстрыми , неожиданными вопросами .Условие игры - всё , что они говорят , правда . Подозреваемому следует логично объяснить и оправдать все свои действия , которые он якобы совершил .

Примерный вариант «допроса» : Следователь: Что вы делали вчера на стадионе ? Подозреваемый : Болел за свою любимую команду . Следователь : С каким счётом завершилась игра ? Подозреваемый : 2:0. Наши проиграли . Следователь : А вот и нет . Счет игры был 2:1.

Подозреваемый : Я это знаю . Но я так расстроился из-за плохой игры , что ушёл раньше , когда счёт был 2: 0. Последний гол не спас положения.

Следователь: А как вы объясните , что многочисленные свидетели видели , как вы устроили драку в раздевалке футболистов ? Подозреваемый : Им могло показаться , что я дрался , но на самом деле - я разнимал дерущихся . Я зашёл в раздевалку за автографом и увидел , как группа «фанатов» затеяла с игроками другой команды драку . Я вмешался , попробовал разнять их и , естественно , был втянут в общую свалку.

УПРАЖНЕНИЕ: «Сочинители».

Это шуточное упражнение направлено, в основном, на развитие чувства юмора. Но многие психологи считают, что остроумие свидетельствует о высоких ителектуальных, творческих способностях человека, поэтому не бойтесь включать в тренинг веселые игры и конкурсы.

Пусть участники тренинга попробуют сочинить:

=> анонимку от лица отечественного кефира на импортный йогурт;

=> 10 советов, как научиться храпеть во сне;

=> отзыв на кинофильм «Сумерки из-за угла»;

=> некролог разбившейся тарелке:

=> инструкцию, регламентирующую поведение человека в берлоге медведя;

=> письмо кумиру, которое мог бы написать «Запорожец» первой

модели черному «Ягуару»;

=> мемуары рекордсмена по продуванию макарон; => тост, начинающийся со слов: «Наша Таня громко плачет...»; => речь при открытии памятника первому воздухоплавателю -

Винни Пуху;

=> автобиографию Карлсона, который живет на крыше; => прогноз погоды на планете Шурпумпель и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ: «Театр моды»

Проверьте в себе наличие таланта к дизайну одежды, прически, макияжа. Нарисуйте, а лучше сделайте своими руками, из любых материалов костюмы для сказочным персонажей. Представьте, как мог бы выглядеть...

=^> парадно-выходной костюм Бабы - Яги; => спортивный костюм Кощея Бессмертного; => корнавальный костюм Колобка; :=> домашний костюм Змея Горыныча;

Придумайте авангардные молодежные модели под названием: О «Атака левым флангом»; О «Мамонты не вымерли»; О «Потухший костер»; О «Дамская жалость» и т.д.

Попробуйте продемонстрировать эти модели на «подиуме».

УПРАЖНЕНИЕ: «Массовик - затейник»

Все участники тренинга становятся «массовиками - затейниками» и получают задание провести игру, которая раньше не существовала. Название игры сочиняется произвольно к примеру: «Три ку-ку», «Украденная драгоценность», «Дочки - матери - бабушки -пробабушки» и т.д. Время на размышление 2-3 минуты. Можно усложнить упражнение тем, что помимо названия определяется жанр игры: игра на смекалку для юных эрудитов, настольная игра для пенсионеров, азартная игра на деньги, спортивная веселая эстафета и т.д.

Литература

1. Алова, А.Н. За рамками задачи: Новое исследование психологических возможностей и внутренних резервов личности /АловаА.Н. -М., 1986. -211с.

2. Афанасьев, С. А. Талант - природные данные и приобретенные способности / Афанасьев Д.Б. // Проблемы методики режиссерского творчества. -М., 2000. - 193с.

3. Афанасьев, СП. Триста творческих конкурсов / Афанасьев СП., Комарин СВ. -М., 1997. -112с.

4. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное

5. обучение / Брушлинский А.В. -М., 1983.

6. Гильманов, С А. Упражнения по развитию педагогическойинтуиции / Гильманов С.А. - Тюмень: ТГУ, 1989. - 27с.6. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения

7. /Козлов Н.И. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 102с.

8. Косымжанов, А.Х. О культуре мышления / Косымжанов А.Х. -М., Кельбуганов А.Ж. 1981. - 406с.

9. 8. Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитиютворческой фантазии учащихся / Подалко А.Е. -М.: Просвещение,1985.-128с.

10. Петров, В.А. Нулевой класс актера / Петров В.А. -М.: Сов.Россия, 1985.-80с.

10. Полуянов, Ю. Воображение и способности / Полюянов Ю.-М., 1982.-283с.

11. Рувинский, Л.И. Самовоспитание чувств, интелекта, воли /Рувинский Л.И. -М., 1982. - 327с.

12. Станиславский, К.С. Полное собрание сочинений: В 9тТ.2./ Станиславский К.С -М., 1999. - 175с.

13. Сулимов, М.В. Режиссер - профессия и личность /Сулимов М.В. - М.: Искусство, 1991

14. Чехов, М.А. Литературное наследие: В 2т. Т.2.искусстве актера / Чехов М.А. -М.: Искусство, 1986. - 559с.

15. Чудновский, В.Э. Воспитание способностейформирование личности / Чудновский В.Э. -М., 1986. - 198с.

16. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. -М.,Владос, 1887.-358с.

Оглавление

Введение

Природа воображения и способности его развития

Словарь терминов

Тренинг

Литература







Сейчас читают про: