Демографическая политика: понятие, субъект, структура

Демографическая ситуация в Рязанской области.

Экспресс-информация о социально - экономическом развитии Рязани за январь-ноябрь 2012 года (подготовлена по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области)

По оценке, численность постоянного населения города Рязани на 1 ноября 2012 года составила 527,4 тыс. человек и увеличилась за январь-октябрь на 1,5 тыс. человек. Миграционный прирост за январь-октябрь 2012 года (3 140 человек) в 1,9 раза превышает естественную убыль населения города за январь-октябрь 2012 года (1 663 человека).

Число родившихся в январе-октябре 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличилась на 181 человек и составило 4 300 человек. Показатель рождаемости увеличился с 9,5 до 9,8 родившихся на 1 000 населения (в целом по области – 10,7).

Число умерших в январе-октябре 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года сократилось на 59 человек и составило 5 963 человек. Общий показатель смертности снизился с 13,8 до 13,6 умерших на 1 000 населения (в целом по области – 16,5). Число умерших на 38,7% превышает число родившихся.

На территории Рязани проживает 45,5% населения Рязанской области. Демографическая ситуация характеризуется численным сокращением жителей города (депопуляцией). Ежегодно город теряет за счет превышения числа умерших над числом родившихся от 0,3 до 0,2 тыс. человек.

Демографическая политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и негосударственных организация в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения или изменения тенденций в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.

В демографической политике выделяются два направления:

1) воздействие на характер естественного движения населения, его естественную смену уходящих поколений новыми, т.е. на рождаемость, брачность, прекращение брака, смертность и в конечном счете на половозрастную структуру населения;

2) влияние на миграцию населения, т.е. на иммиграцию, эмиграцию, географическое распределение, плотность населения.

В значительной степени оба направления определяют семейную политику, которую можно рассматривать как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне это — деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на создание условий для реализации намерений семей для достижения желаемого числа детей, программа планирования семьи (иногда ее называют программой по контролю над рождаемостью). На микроуровне планирование семьи означает добровольное принятие каждой супружеской парой решения о количестве детей в семье и мер для достижения этой цели. Демографическую политику необходимо отличать от социальной. Последняя охватывает социальное движение населения: профессиональное, образовательное, межотраслевое, межсекториальное и др. Она охватывает ряд сфер деятельности человека: занятий, квалификации, уровня жизни, качества жизни и т.п. Объектом социальной политики служат качественные аспекты жизнедеятельности человека.

Объекты демографической политики — воспроизводство и миграция населения, т.е. по существу количественные параметры жизнедеятельности человека.

В специальной литературе довольно часто встречаются понятия «политика народонаселения», «политика населения». Они включают в себя следующие элементы:

• влияние на условия труда (определение границ рабочего возраста, занятости населения трудоспособного возраста, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, заботу об охране труда, квалификационную политику, профессиональную ориентацию И др.);

• улучшение условий жизни всех слоев населения (повышение реальной заработной платы, уровня доходов, улучшения жилищных условий, обеспечение возможностей использования достижений культуры, медицинского обслуживания и т.п.);

• воздействие на воспроизводство населения (на смену поколений, естественное движение, миграцию).

Последнее и есть объект демографической политики.

Основополагающие принципы построения и проведения демографической политики:

• определение четко сформулированных целей для построения всех системы управления демографическими процессами;

• выработка концепции демографической политики;

• изучение общепринятых мировым сообществом норм, их адаптация к условиям конкретной страны, установление границ функционирования демографической политики; субъектами проведения демографической политики в демографическом обществе выступает не только государство, но другие социальные и общественные институты (конфессии, объединения граждан и т.п.). Структура демографической политики включает в себя следующие ее компоненты: концепцию демографического развития; четко сформулированные цели демографической политики; программы (планы) ее проведения, т.е. систему мер демографической политики; расчет эффективности вводимых мер. Разработка демографической политики начинается с концепции. По определению Л Рыбаковского, «Это - система идей, взглядов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных направлений государственного регулирования демографического развития. Концепция - это некий подход, стратегический замысел, то поле, в параметрах которого должны реализоваться соответствующие государственные проекты не только в демографических, но и смежных сферах деятельности».

Концепция состоит из взаимосвязанных частей: а) характеристика демографической ситуации страны или конкретного региона; б) обоснование целей демографической политики, определение основных направлений стратегии демографического развития; в) определение задач, которые необходимо решить для достижения этих целей, выбор приоритетов; г) составление программ (планов) действий, мер проведения демографической политики.

В качестве целей демографической политики выступает:

• формирование желательного для страны, общества, режима воспроизводства населения;

• сохранение или изменение тенденций в динамике численности и структуре населения, темпов их изменений;

• изменение или сохранение типа расселения населения по территории страны, интенсивности процессов внутренней и внешней миграции;

• изменение или сохранение качественных характеристик населения.

Цели могут быть представлены в виде:

S словесного описания, словесной характеристики демографической политики;

S целевого показателя (сводная характеристика);

S системы показателей, характеризующих основные направления демографической политики. Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: