Билет 18. Миграция и демографическое развитие

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российский учёный О. Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих».

Классификация миграционного движения

Различные типы миграции включают:

• сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

• миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

• миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация

);

• кочевничество и паломничество

• временную и долгосрочную

• маятниковую

• приграничную или транзитную

Классификация по формам:

• общественно организованное

• неорганизованное

Классификация по причинам:

• экономическая

• социальная

• культурная

• политическая

• военная

Классификация по стадиям:

• принятие решений

• территориальное перемещение

адаптация

Причины миграции

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Билет 19. Эмиграция из России: социально-демографическая структура и география

После того, как закончились крупные миграционные перемещения, вызванные Второй мировой войной, поток эмиграции из СССР почти полностью сошел на нет. В 70-е годы размеры чистой эмиграции (т.е. эмиграции за вычетом иммиграции) колебались в пределах 10-15 тысяч человек, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30-40 тысяч, при том, что и число эмигрантов и число иммигрантов было небольшим. В первой половине 80-х эмиграция была еще меньше. Только после 1986 года появились первые признаки увеличения потока эмигрантов, который быстро нарастал в последующие годы. С 1989 года, в виде исключения, была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993 году был введен в действие закон о свободе въезда — выезда для всех граждан России.

В начале 90-х годов и в СССР (в том числе в России), и на Западе существовало мнение, что открытие границ вызовет огромный всплеск эмиграции. По данным Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в 1990 году опрос "Отношение населения СССР к работе за границей", готовность к выезду по трудовым мотивам из бывшего СССР имели 1,5-2 миллиона человек, и еще 5-6 миллионов рассматривали такую возможность. При опросе экспертов — представителей аппарата государственного управления, науки и бизнеса, проведенном в 1991 году Центром демографии и экологии человека, половина экспертов заявила, что в ближайшие 5 лет можно ожидать выезда из страны от 2 до 4 миллионов, а еще 30% оценили возможные масштабы выезда в 4-5 миллионов человек. Западные эксперты также были встревожены угрозой массовой эмиграции из новых независимых государств, в том числе и из России. Их оценки возможной эмиграции из бывшего СССР порой доходили до 20 миллионов человек.

Впрочем, многим специалистам и тогда было ясно, что опасность "девятого вала" эмиграции с постсоветского пространства преувеличивается. "Опасность многомиллионной эмиграции из бывшего СССР маловероятна. Существуют достаточно серьезные лимитирующие факторы — как в стране (странах) эмиграции, так и в странах иммиграции, они несомненно окажут ограничивающее воздействие на формирование эмиграционных потоков", — говорилось в одной из опубликованных тогда статей[2].

И в самом деле, вопреки ожиданиям, резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР не произошло. Начиная с 1990 года заявленная эмиграция держится примерно на одном уровне, колеблясь в пределах от максимума 114 тысяч человек в 1993 до минимума 78 тысяч в 2000 году. В 1999, по всей видимости, вследствие финансового кризиса августа 1998 года эмиграция заметно возросла — до 108 тысяч человек, но не вышла за границы обычных колебаний, а в 2000 году снова опустилась даже ниже уровня 1998 года. В целом за одиннадцать лет — с 1990 по 2000 — из России выехало примерно 1,1 миллиона человек, но не 2, а тем более не 4 или 5 миллионов, о которых говорили некоторые эксперты в начале 90-х годов, прогнозируя масштабы эмиграции всего на пять лет вперед.

По данным Госкомстата, которые несколько ниже данных МВД, за все время с момента всплеска эмиграции, начавшегося в 1987 году, более половины уехавших отправились в Германию, свыше четверти — в Израиль, немногим более 10% в США, три с лишним процента — в Грецию, Канаду и Финляндию и еще три процента — во все остальные страны.

Билет 20. Миграционная политика
Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы). Большей частью миграционная политика направлена на решение проблем иммиграции в Россию граждан государств, появившихся в результате развала СССР (т. н. СНГ и страны Балтии). Однако к решению этого вопроса, который очень тесно связан с вопросами демографической политики, нынешняя власть в России подходит весьма специфически. Чуть ли не ежедневно в средствах массовой информации появляются явно заказные материалы, в которых различные учёные высказывают своё экспертное мнение относительно того, что необузданная иммиграция из стран СНГ (в основном с Кавказа и из Средней Азии) является несомненным благом для общества и государства. В качестве доказательства этого утверждения приводятся слова о том, что мигранты из стран ближнего зарубежья во-первых являются «интегрированными в русскую культуру», а во-вторых являются более или менее квалифицированными, т. к. проходили обучение ещё в советской системе образования, которая накладывала достаточно большие требования на общеобразовательный стандарт. Однако эти эксперты замалчивают, что в основном в Россию за лёгким хлебом едут те, кто не смог найти себя на родине, кто не смог реализоваться там, где он живёт, где живёт его семья. Другая категория — гастарбайтеры, которые являют собой людей, занимающихся демпингом на рынке рабочей силы. Их присутствие в России обрекает на безработицу местных жителей, которые вполне естественно требуют больше денег и более лучшие условия труда и проживания. Так таджик, приезжающий на год, может поютиться в неотапливаемой каморке с двадцатью своими соотечественниками, в то время как русскому рабочему необходимо кормить и содержать свою семью, оплачивая продукты и предметы первой необходимости по ценам России, а не Таджикистана. Адепты рыночной экономики видят в этом проявление здоровой конкуренции, когда более слабые и неспособные люди остаются на обочине истории. Хотя любому здравомыслящему человеку видно, чего стоит такая конкуренция — миллион русских жизней в год. Тем самым в жизнь проводятся идеи социал-дарвинизма, который даже на Западе был подвергнут критике и отвергнут, как несостоятельная теория. В то же самое время в рамках миграционной политики Российской Федерации отсутствует разделение прибывающих в Россию граждан на собственно иммигрантов, которые приезжают заработать себе на хлеб насущный, занимаясь своим бизнесом, и репатриантов, подавляющее большинство которых составляют русские беженцы, которые были изгнаны из стран СНГ, внезапно обрётших независимость и проявившихся в качестве сугубо шовинистических режимов. Тем самым власти в России проводят открытую политику по замещению коренного населения инородцами, надеясь, что оные будут обслуживать власть лучше и качественнее. Однако никто не задумывается над тем, что когда их будет больше, чем коренных жителей, власть тоже окажется в осадном положении — её также попытаются заменить на «своих».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: