Проблемы, связанные с регулированием процессов миграции, решаются в строгом соответствии с национальным законодательством. На сегодняшний день в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта.
Государство с целью регламентации процессов трудовой миграции проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в неё.
В каждой стране существует ряд органов, занимающихся этими вопросами:
· Министерство иностранных дел (МИД) - выдает через консульское управление въездные визы;
· Министерство юстиции - в лице службы по иммиграции, а также органов пограничного контроля исполняют режим въезда;
· Министерство труда - надзор за использованием иностранной рабочей силы.
|
|
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
2) выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
3) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
4) специальные эмиграционные программы;
5) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;
6) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда таких специалистов, работа которых потребует экспорта отечественной продукции);
7) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:
· лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея);
· запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;
· установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Если страна заинтересована в отъезде своих работников в другие страны, то она проводит мягкую интерполитику, предусматривающую различные льготы отъезжающим. В противном случае проводится жесткая фильтрация.
|
|
Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
Большинство стран регулируют иммиграцию. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.
В большинстве стран разрешение на въезд выдается после подписания контракта с нанимателем и на основании заключения министерства труда, что данная работа не может быть выполнена местными рабочими. В ряде случаев необходимо согласие профсоюзов данной отрасли.
Основные требования и ограничения для мигрантов (инструменты иммиграционной политики):
1) профессиональная квалификация (наличие сертификата об образовании);
2) стаж работы по специальности (США – 5 лет, Австралия – 3 года, Кипр – 2 года);
3) ограничения по возрасту и здоровью (в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами);
4) ограничения личностного характера (т.н. социальная чистка): политический и социальный облик, судимость (в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, в Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года);
5) прямое квотирование импорта рабочей силы (для всей экономики или для отдельной отрасли) (в Греции соотношение численности иностранцев и местных рабочих на предприятиях должно составлять 1:10;
6) финансовые ограничения, т.е. необходимость наличия определенной суммы и доказательства ее происхождения;
7) временные ограничения - законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания рабочих на их территории (в Польше – на 0,5 года, в Норвегии и России – на 1 год);
8) национально-географические приоритеты - решение этого вопроса должно быть недискриминационным, т.е. не в обиду другим странам. Чаще всего этот пункт решается при помощи лотереи (в США - Green Cart);
9) явные и скрытые запреты:
· явный запрет – перечень отраслей и специальностей, по которым иностранцам работать нельзя;
· скрытый (косвенный) запрет – перечень приоритетных специальностей для въезда;
10) в любой стране существует запрет на нелегальную миграцию, за которую предусмотрены депортация, денежные штрафы, тюремное заключение, огромные штрафы на посредников.
Меры, предпринимаемые правительствами развитых стран для ограничения количества иностранных рабочих:
1) принудительная репатриация незаконных мигрантов;
2) материальная помощь желающим уехать добровольно (Франция, Германия, Нидерланды). Эффективность мер невысокая, а бюджетные расходы немалые;
3) программы профессиональной подготовки иностранных работников. Получив престижную специальность, иностранные работники должны вернуться домой и получить высокооплачиваемую работу (Германия, Франция);
4) экономическая помощь странам массовой эмиграции, т.е. строительство совместными средствами предприятий на территории страны-донора (ФРГ - Турция, Нидерланды - Югославия).
В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем приоритеты в данной области отдаются национальным государствам.
Международная миграция рабочей силы осуществляется на основе национальных законодательств и подписанных двухсторонних и многосторонних договоров (соглашений) между странами об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах.
|
|
На международном уровне этим занимаются:
· МОТ – Международная организация труда (РБ член с 1999 г.), осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка конвенций и рекомендаций о труде, оказание технической помощи развивающимся странам, обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства – от правительства, работодателей и профсоюзов. Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые разные области трудовых отношений и социальных вопросов. Нормы МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности социальных служб стран иммиграции;
· МОМ – Международная организация по миграции – разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции (способствует упорядочению и планированию миграции граждан, перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны, организует перемещение беженцев и др.). В мае 1999г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством РБ и МОМ;
· УВКБ – Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН – занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации;
· СОПЕМИ – система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.
Государственная миграционная политика РБ направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы. РБ выполняются все обязательства в отношении использования труда иностранной рабочей силы (признание документов, вопросы налогообложения, соц. страхования и обеспечения и др.).
|
|
Международная экономическая интеграция