Подготовительная работа

Основные цели и задачи деловой игры

Практическое занятие № 16

Региональные аспекты демографической политики в России (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация регионов по важнейшим демографическим показателям.

2. Сравнительная оценка и анализ данных демографической ситуации по субъектам РФ.

3. Региональная демографическая политика: ее структура и особенности с учетом специфики демографической ситуации.

4. Решение задач по определению демографической нагрузки региона, определению ИРЧП региона.

5. Решение тестовых заданий по всем прошедшим темам курса.

Доклады:

1. Особенности современного демографического развития регионов Юга России и проблем его регулирования.

2. Основные направления и реализация демографической политики в субъектах России.

3. Особенности миграционной политики в регионах России.

4. Демографическая экспертиза программ социально-экономического развития.

Литература:

1. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005 г.

2. Демография: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой. — М.: КноРус, 2004.

3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2006. – 304с.

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года, РГ, 2009.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ

«СТРАТЕГИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Цель данного занятия — научить студентов анализировать и выявлять особенности сложившейся демографической ситуации, пользуясь статистическими данными по отдельным регионам, критически подходить к выявлению причин и факторов, влияющих на динамику демографических процессов, выявлять взаимосвязь между социально-экономическим и демографическим развитием, разрабатывать основные направления эффективной демографической политики.

Перед студентами ставится сложная задача: основываясь на статистических публикациях о демографических процессах в отдельных регионах России, выявить их особенности, сформулировать основные проблемы демографического и социально-экономического характера, изучить проводимые в стране и регионе мероприятия демографической политики, дать оценку их эффективности и разработать проект документа — плана действий в области народонаселения для различных регионов.

Основные итоги работы, а также проект документа обсуждаются на занятии, которое проводится в форме заседания Рабочей группы по анализу региональных программ демографического развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

На одной из предварительных встреч со студентами преподаватель объявляет о проведении занятия в форме деловой игры и знакомит с основной целью и задачами игры по данной теме. Затем студенты распределяются на следующие группы:

1) группа экспертов по экономически развитым странам Европы;

2) группа экспертов по региональным программам демографического развития различных субъектов РФ;

3) группа экспертов по приоритетному национальному проекту «Доступное жилье»;

4) группа экспертов по демографической политике России, в которую войдут:

– специалисты по законодательно-правовой базе регулирования демографического развития РФ,

– специалисты Управления статистики населения и здравоохранения Федеральной службы государственной статистики,

– специалисты Департаментов охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека, развития медицинской помощи детям и материнства, социальной защиты, охраны труда, занятости и трудовой миграции Минздрасоцразвития РФ;

5) координационная группа из аналитиков Департаментов анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы и планирования, взаимодействия и контроля Минздрасоцразвития РФ.

В каждой группе назначается руководитель, который осуществляет общее руководство, распределение обязанностей в группе, взаимодействие с координационной группой аналитиков, а также подготовку доклада на заседания Рабочей группы по анализу региональных программ демографического развития Минздрасоцразвития РФ.

Преподаватель берет на себя роль руководителя Рабочей группы по анализу региональных программ демографического развития Минздрасоцразвития РФ, а также выполняет обязанности консультанта. Затем назначается время консультаций с каждой группой в отдельности. Во время консультаций преподаватель еще раз разъясняет цели, задачи и правила игры, уточняются роли руководителей и исполнителей, содержание работы групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: