Методические указания по подготовке письменных работ и критерии их оценки

Цель письменной работы состоит в осуществлении контроля со стороны преподавателей кафедры за самостоятельной работой студентов по овладению ими основ хозяйственного права.

Творческое выполнение работы способствует усвоению теоретических положений и методических основ изучаемого курса, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений. В ходе написания контрольной работы расширяются профессиональный кругозор будущего специалиста, приобретаются навыки творческого подхода к изучению учебной дисциплины, способность делать самостоятельные выводы.

И, наконец, выполнение контрольных работ является одной из основных форм руководства самостоятельной работой и средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым студентом учебный план и усваивается материал в объеме, установленной программой.

Основными задачами контрольной работы являются:

- проверка степени усвоения студентами учебного материала;

- закрепление и углубление теоретических знаний полученных ими на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы;

- выработка необходимых навыков и умений при анализе демографических явлений и процессов;

- своевременное выявление пробелов в знаниях студентов, и оказание им, необходимой помощи по устранению допущенных ошибок и недостатков в контрольной работе.

Контрольная работа выполняется по конкретной отдельно взятой теме курса, в соответствии с планом. Должна содержать следующие разделы: план, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения, если таковые имеются.

Введение - это вступительная, вводная, начальная часть контрольной работы, в которой необходимо обосновать актуальность темы, ее теоретическое и практическое значение, цель и содержание поставленных задач.

Введение должно составлять от 0,5 до 1 страницы.

Основная часть. В основной части работы логически и последовательно раскрываются вопросы, сформулированные в плане. Каждый вопрос, как и работа в целом, должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей. Завершается рассмотрение вопросов выводами частного характера. В основную часть, как правило, включается 2-3 логически связанных вопроса, по избранной теме. В процессе изложения основной части особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, особенностей исследуемых процессов. Как правило, это рассматривается в первом вопросе контрольной работы.

Следующие вопросы должны отражать глубокое понимание содержания темы, знание источников, умение их использовать и применять на практике при разрешении конкретных юридических задач.

Цитирование и ссылки на используемые в тексте источники является обязательным условием выполнения контрольной работы. Оформление сносок осуществляется в установленном порядке

Примерный объем контрольной работы устанавливается в пределах 16-20 страниц машинописного текста или его компьютерного варианта, выполняемого через 1,5 интервала. В качестве исключения допускается выполнение контрольной работы в рукописном варианте на стандартных листах писчей (канцелярской) бумаги А4. Писать необходимо разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. В противном случае такая работа не рецензируется и направляется на переработку. Рукописный вариант курсовой работы устанавливается в объеме 25-30 страницы.

Заключение. В заключение работы автором подводится обобщенный итог и дается оценка проделанной работе. Объем заключения составляет 1- 2 страницы.

Список литературы. Оформляется по соответствующим стандартам

На последней странице контрольная работа подписывается автором, ставится дата ее завершения. После чего она представляется в установленные сроки на кафедру для регистрации и рецензирования.

Подготовка и выполнение контрольной работы представляет собой логически связанную последовательную деятельность студента. Основными стадиями этой работы являются: выбор контрольного задания (темы); поиск, сбор и изучение научной и учебной литературы по теме контрольной работы; составление текста контрольной работы.

Выбор темы контрольный работы – серьезный и ответственный момент. Тема выбирается студентом самостоятельно, исходя из своих учебно-профессиональных интересов, стремления в процессе ее разработки углубить знания по данным вопросам юриспруденции. Повтор тем контрольных работ в одной учебной группе у студентов не допускается.

На данной стадии целесообразно проконсультироваться с ведущим преподавателем, который в общих чертах может дать квалифицированную характеристику избранной темы: ее сложности, разработанности в науке, наличии необходимой учебной и научной литературы, по исследуемым вопросам. Это позволит успешно справиться с предстоящими задачами.

Выбрав тему контрольной работы, следует приступить к подбору необходимой литературы по данной проблеме и составлению библиографии, т.е. списка теоретических работ (монографий, научных статей и т.п.) и нормативно-правовых источников, которые затем будут использованы при написании контрольной работы. Следует учесть, что список литературы, рекомендованный кафедрой, не является исчерпывающим и по возможности должен быть дополнен новыми нормативно-правовыми актами и новыми публикациями на момент выполнения контрольной работы. Этот список должен быть достаточно полным и включать только ту литературу, которая имеет непосредственное отношение к теме. При составлении списка литературы рекомендуется использовать библиотечные каталоги. Данные о литературных источниках по исследуемой теме можно найти в уже изданных печатных работах (в списках литературы, в сносках и т.д.). После составления библиографии необходимо приступить к изучению литературы, руководствуясь при этом планом контрольной работы (основными вопросами). При чтении отобранной для работы литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат характеризующие ту или иную проблему раскрывающие содержание рассматриваемых вопросов. При этом следует делать для себя пометку о выходных данных источника (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем правильно оформлять контрольную работу. После всей этой предварительной работы студент приступает к непосредственному написанию контрольной работы.

К непосредственному написанию содержания контрольной работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, уточнения структуры, содержания и объема работы.

Написание контрольной работы носит творческий характер. Не следует приступать к окончательному составлению текста сразу же после сбора и обработки материала. Целесообразно еще раз продумать ее содержание, уточнить, соответствует ли фактические результаты исследования, плану контрольной работы, нет ли пробелов, не исследованных аспектов и противоречий.

Оправданной является методика, согласно которой первый вариант работы составляется как черновик. Затем текст внимательно перечитывается, проверяется, вносятся в него необходимые поправки, изменения и дополнения, тщательно редактируется, после чего, выполняется в окончательном варианте.

Основные требования, предъявляемые к тексту контрольной работы:

Во-первых, контрольная работа должна быть написана грамотно, литературным языком, носить творческий научно-исследовательский и аналитический характер;

Во-вторых, при составлении ее текста, недопустимо механическое переписывание содержание книг, журналов и иных источников. Творчество студента проявляется в умении их анализировать, емко и обстоятельно излагать и обобщить материал, демонстрировать хорошие теоретические знания по исследуемой проблематике.

В-третьих, в соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале сформулировать категории и понятия, уточнить предмет исследования, дать развернутую формулировку того или иного теоретического положения, раскрыть содержание вопроса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе науки.

В-четвертых, работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат; а представлять собою логически завершенную смысловую конструкцию, содержать убедительные доказательства, обоснования, выводы и рекомендации.

В-пятых, весьма ценным в контрольной работе является подкрепление теоретических выводов и положений, цитированием источников, и приведение конкретных примеров из демографической практики.

Для того чтобы тема контрольной работы была раскрыта, студент должен исходить из следующих основных принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала;

- научность, практическая ценность излагаемого материала;

- оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

- собственное осмысление исследуемых вопросов на основе теоретических знаний;

- системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

- убедительность и аргументированность авторских суждений;

- оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Контрольную работу оформляют в соответствие с требованиями предъявляемыми кафедрой. После того как работа написана, текст должен быть окончательно отредактирован, страницы сброшюрованы и пронумерованы в установленном порядке.

Титульный лист - это первая страница контрольной работы. На ней указываются название учебного заведения, факультета (института), кафедры, тема, фамилия и инициалы автора, курс, номер учебной группы, а также должность, ученая степень и научное звание ведущего преподавателя. Внизу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведение (региональное представительство или филиал), и год подготовки контрольной работы. Титульный лист не нумеруется.

На второй странице размещается план (оглавление) контрольной работы с указанием номеров страниц, на которых раскрывается содержание введения, основных вопросов плана и заключение.

Текст каждого раздела контрольной работы (введение, вопросы плана, заключение, список использованной литературы) начинается с его названия и с новой страницы.

Общепринятые требования предъявляемые к тексту письменной работы:

- на одной странице текста должно размещаться 28 - 30 строк;

- одна строка должна содержать 60 - 65 знаков (включая пробелы между словами);

- абзацный отступ равняется 5 знакам;

- поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм;

- размер шрифта 12-14 (Times New Roman).

Ссылки на источники в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указывается цитируемый источник, автор, название источника, издательство и страница.

Список использованной литературы (библиография), составляется в соответствии с установленными требованиями:

1) законодательные и другие нормативно-правовые акты размещаются по их юридической силе;

2) книги, статьи и т. д. - в алфавитном порядке.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов, акты органов местного самоуправления и т.п.

В дополнительную литературу включаются все использованные монографии, статьи, опубликованные в журналах, сборниках научных трудов, в периодической печати.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник научных статей, - то по первой букве его названия. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то, сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: