Мегасити мира, 2002 г., тыс. чел

Агломерация Население Страна
  Токио 31 036 Япония
  Нью-Йорк—Филадельфия 29 936 США
  Мехико 20 965 Мексика
  Сеул 19 845 Южная Корея
  Сан-Паулу 18 505 Бразилия
  Осака—Кобе—Киото 17 592 Япония
  Джакарта 17 369 Индонезия
  Дели 16 713 Индия
  Мумбаи (Бомбей) 16 688 Индия
  Лос-Анджелес 16 616 США
  Каир 15 546 Египет
  Колката (Калькутта) 13 822 Индия
  Манила 13 503 Филиппины
  Буэнос-Айрес 12 917 Аргентина
  Москва 12 100 Россия
  Шанхай 11 900 Китай
  Рейнско-Рурская 11 298 Германия
  Париж 11 293 Франция
  Рио-де-Жанейро 11 247 Бразилия
  Лондон 11 231 Великобритания
  Тегеран 10 979 Иран
  Чикаго—Милуоки 10 914 США
  Карачи 10 273 Пакистан
  Дакка 10 169 Бангладеш

Как было сказано выше, характерной особенностью урбанизации ХХ в. является появление мегалополисов, которые образовываются бла­годаря встречному развитию и постепенному слиянию соседних относи­тельно близко расположенных городских агломераций, обычно вдоль мощных транспортных магистралей. В настоящее время крупнейшими мегалополисами мира являются:

· в США — Чипитс (Чикаго – Пистсбург, всего 35 агломераций, насе­ление – 35—40 млн чел.); Босваш (Бостон — Вашингтон, всего 40 агломераций, численность населения — 50 млн чел.); Сан-Сан (Сан-Франциско — Сан-Диего, численность населения около 20 млн чел.);

· в Канаде — урбанизированная ось от Квебека до Виндзора (сосредо­точено 55 % населения страны);

· в Японии — Токайдо (самый большой в мире по численности населе­ния – около 70 млн чел., 60 % населения страны и 2/3 ее промыш­ленного производства);

· в Европе — Лондон — Берлин — Ливерпуль — Манчестер; Рейн­ский;

· в Китае — СЭЗ Шэньчжэнь;

· в Бразилии — Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонте;

· в Египте — Каир — Александрия;

· в Индии — Калькутта — Асансол — долина реки Дамодат;

· межгосударственный мегалополис: Юго-Восточная Англия, Ранд­стадт, Рейн — Рур, Антверпен — Брюссель — Лилль, Парижский район (около 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел. на кв. км) [29, 30, 44].

Современная урбанизация, как было сказано в годовом отчете Фонда ООН по на­родонаселению за 2001 г. «Этапы и вехи: население и экологические изменения» все чаще напоминает о себе негативными последствиями, которые можно выразить в следующем [23]:

· города во многих развивающихся странах растут вдвое быстрее, чем все населе­ние этих стран. Около 160 тыс. чел. в среднем ежедневно переезжают в город из сельской местности. Этот взрывной рост зачастую происходит как в результате краха среды обитания в сельской местности, бедности, безземелья и отсутствия воз­можности найти работу, так и из-за наличия более хорошей работы и социальных ус­луг в городе. Быстрее всего растет население в небольших городах, в которых часто отсутствует инфраструктура, а также в лачужных городках и сквотерских поселениях вокруг многих крупных городов. В Африке в таких «неофициальных» поселениях живут 37 % городских жителей, в Азии 18 %, а в Латинской Америке и в странах Ка­рибского бассейна 9 %. Во многих городах этот показатель составляет от 25 до 30 %. Все вышеперечисленные особенности урбанизации в развивающихся странах полу­чил название «ложной урбанизации»;

· быстрый промышленный рост и концентрация населения в городах вызывают усиленное загрязнение воды и воздуха. В местные водоемы вместе с канализацион­ными нечистотами часто выбрасываются без обработки промышленные отходы;

· по мере роста городского населения все большее число людей используют воду независимо от ее качества. Такие урбанистические центры, как Нью-Дели, Сан­тьяго и Мехико, качают воду из все более отдаленных источников. Города в север­ных районах Индии и Китая существенно снизили уровень грунтовых вод в окру­жающей их местности;

· рост численности населения в городах означает рост загрязнения воздуха. В Ин­дии уровень взвешенных частиц в воздухе в 10 крупнейших городах в три-пять раз превышает нормы ВОЗ. В Маниле гораздо выше уровень взвешенных частиц крошечных твердых частиц пестицидов, асбеста и тысяч других продуктов, чем в воздухе Нью-Йорка, Лондона или Токио;

· большинство городов в мире производят больше отходов, чем они способны пе­реработать. Только 11 % населения Большой Манилы подключено к канализаци­онной сети. В неподключенных районах нечистоты спускаются в придорожные кю­веты, открытые сточные канавы и каналы, собираются в перегруженных коллекторах и выкачиваются неочищенными в Манильский залив;

· во многих городах не собирается от 30 до 50 % мусора. Даже более развитые ре­гионы все труднее справляются с постоянно растущими отходами, которые сопро­вождают рост потребления.

· урбанизация отнимает пригодные к обработке земли по мере строительства го­родов и сокращает численность фермерских хозяйств, поскольку все большее число фермеров переезжает в города. В Соединенных Штатах Америки рост городов отнимает ежегодно около 400 000 гектаров пахотной земли. В то же время люди все больше и больше выращивают продукты питания в городской местности;

· в большинстве развивающихся стран быстрый рост городов за счет миграции и естественного роста населения опережает возможности обеспечения здравоохране­ния. По прогнозам ООН, к 2020 г. будет больше городских, нежели сельских женщин в возрасте от 15 до 30 лет.

___________________________ТЕМА 10_________________________

ГЕОГРАФИЯ НАРОДОВ МИРА

С ОСНОВАМИ ЭТНОГРАФИИ

Ключевые понятия: ЭТНОС, ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКОЕ СА­МОСОЗНАНИЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТНИЧЕ­СКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ, АССИ­МИЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ, ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСА­ЦИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ И ПАРЦИАЦИЯ, ЛИНГВИС­ТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ.

Раздел этнической географии является самостоятельным в географии населения, который в последнее время приобретает повышенную значимость. По мнению А. Е. Слуки, этногеографическое изучение любой территории должно включать изучение следующих основных вопросов:

1) определение и анализ национального состава населения и типов народов (этносов); соотношение численности основных народов и национальных меньшинств;

2) анализ особенностей размещения народов, степени их компактности, дисперсности и т. д.;

3) характеристика состояния национального вопроса, правового и общественного положения народов, их взаимоотношений;

4) анализ динамики численности отдельных народов и населения в целом;

5) оценка перспектив развития этносов, национальных отношений, решения национального вопроса [36].

Для определения специфики национального состава населения страны или региона используется несколько количественных показателей [36]:

1. Процентное соотношение групп населения различных национальностей.

2. Индекс мозаичности:

,

где — удельный вес i-той национальности во всем населении, %;

В = 100 % / М, причем М — общее число национальностей.

3. Индекс территориальной общности народов:

,

где — удельный вес этноса во всем населении данной территории, а — доля народа, живущего на данной территории, в общей численности исследуемого народа.

При этногеографических исследованиях необходимо владеть специальным понятийным аппаратом, который будет рассмотрен ниже. Главным из них является этнос. Этнос (по Ю. В. Бромлею, от греч. – общество, народ, племя, группа – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей – род, племя, народность, нация, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.

Формирование этносов – это объективный, длительный процесс, проходящий ряд стадий, на каждой из которых складывается определенный тип этнической общности. В настоящее время определились четыре типа этнических общностей – род, племя, народность, нация. Первоосновой этноса являлась первобытная семья. Критерий объединения людей в первобытной семье – кровнородственные связи. При этом, браки были как экзогамные, так и эндогамные. Объединения первобытных семей привело к формированию следующей формы этноса – рода. Критерий объединения людей в роды — общие признаки хозяйственной деятельности, родовая власть, определенная территория, формирующиеся традиции, но основой остаются родственные связи. Объединения родов обусловило появление племени. Это первая ступень этнической общности, возникающая в доклассовых формациях. Племена имеют определенную территорию обитания, самосознание, общий язык и ряд общих элементов материальной и духовной культуры. Объединение племен приводит к формированию народностей. Появление первых народностей относится к рабовладельческому строю. Этот тип этнической общности имеет два значения: 1) тип этноса, занимающий промежуточное положение между племенем и нацией; отличается общностью языково-культурной связи, экономических связей, однако слабой их развитостью; 2) это современные этносы (особенно в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Океании), утратившие черты племен, но не ставшие нациями. Для народностей характерны единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности. Формирование народностей началось в рабовладельческих государствах и закончилось в недрах феодальной системы [10].

На базе народностей формируются нации, появление которых связано с развитием капитализма. Критерии объединения: общность экономической жизни — основа нации, развитый литературный язык, общность этнической территории, общность государственных границ, национальное самосознание, общность духовной культуры и психического склада, наличие этнического самосознания, наличие государственности.

Нация —это высокоразвитая, самая зрелая форма этноса.

Любая этническая общность характеризуется совокупностью признаков. К их числу относят: этническое самосознание и самоназвание, язык, территорию, особенности культуры, определенную форму социально-территориальной организации.

Каждый этнос в ходе своего развития проходит стадии этногенеза. Этногенез — это процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах:

1) эволюция этноса, т. е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса (численность, воз-растной состав, структура по полу, границы проживания);

2) трансформация этноса — это резкое изменение качественных и количественных признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.

В процессе этногенеза происходит этническое объединение и этническое разделение. Преобладают в современном мире процессы этнического объединения. Различают следующие разновидности этнического объединения [4, 28]: 1) консолидация: межэтническая и внутриэтническая; 2) этническая ассимиляция; 3) меж)этническая интеграция; 4) этногенетическая миксация.

Консолидация (по В. А. Тишкову) — это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы.

Межэтническая консолидация — это слияние ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. В ходе этого процесса этническое самосознание изменяется. Внутриэтническая консолидация — это внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него группами без изменения этнического самосознания.

Этническая ассимиляция (по В. А. Тишкову) — частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности; это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Рычагом ассимиляции являются смешанные браки. Формы ассимиляции: языковая; кровнородственная.

Межэтническая интеграция (по В. А. Тишкову) — форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов, экономической и политической кооперации и культурного диалога; взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов, которое не приводит к появлению новых этносов.

Этногенетическая миксация (по В. А. Тишкову) — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов; это продолжение процессов межэтнической интеграции, которое приводит к появлению нового этноса. Миксация близка к ассимиляции.

Этническое разделение протекает в двух формах: парциация и сепарация.

Парциация — это деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при чем не один из новых этносов не отождествляет себя со старым (например, арабы Египта, арабы Израиля).

Сепарация — это отделение какой-то части народа от основной его части и ее превращение со временем в самостоятельный этнос. Если при парциации первоначальный этнос прекращает свое существование, то при сепарации он сохраняется (например, образование всех полинезийских народов; отделение валлонов от французов) [4, 28].

Этническое самосознание — это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Этническое самосознание проявляется в следующих формах:

1) интернационализм — равноправное дружественное взаимоотношение между нациями;

2) национализм — выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность [10]. В зависимости от форм проявления национализм может носить культурный, экономический и политический характер. Последний становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чеченская Республика и др.);

3) шовинизм — крайне агрессивная форма национализма;

4) в отдельную форму этнического самосознания выделяется геноцид — физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку.

Этническая территория — это территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающий ареал формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями [10].

Этническое самоопределение — это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самоопределение представлено в формах:

1) языковое самоопределение — возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране;

2) культурное самоопределение — возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники);

3) экономическое самоопределение — возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение);

4) политическое самоопределение — наличие собственной государст­венности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: