double arrow

Годы аценки


M

По

Ричиоли


по нашим расчетам к 1650 г


(больше Ричиоли)


(меньше Ричиоли)



Италия (с Сицилией и смежными
островами)..........................................

Испания (с Португалией и Сарди­
нией) ....................................................

Франция....................................... • . .

Великобритания и Ирландия . . .

Нижняя Германия, Голландия, Зе­
ландия ..............................................

Верхняя Германия .................................

Иллирия, Далмация, Греция, Ислан­
дия ......................................................

Македония, Фракия, Мозия ....

Польша, Литва, Померания ....

Дания, Готланд, Швеция, Норвегия, Ливония и другие северные страны


ll

lO-

19 — 20

4 20


9,1

16,3

6,6

18,0

16,0 8,0

3,0


+ 2,0

-2,6

-2,0


-0,9 ■3,7

I-

0,0

-5,0



Итого.


97 — 99


90,0


-6,6


15,6


В общем надо сказать, что Ричиоли для своего времени довольно пра­вильно представлял себе население Европы. Наиболее серьезные ошибки Ричиоли, которые теперь видны нам в свете последующих материалов, по-видимому, следующие:

1. Население Соединенного королевства было значительно больше его предположений

2 Население Иллирии, Далмации, Греции, Исландии он преувеличил.

3. Население северных стран также преувеличено в 2—3 раза




4 Россия вовсе не была учтена. (Ведь не попала же она в рубрику «других северных стран!»)

В целом Ричиоли больше преувеличил, чем недооценил Если у него итоговая цифра равняется 97—99 мля. человек, то, по нашим расчетам (беря те же страны), мы получим всего 89 млн. человек, т е у Ричиоли население Европы превышено на 9—10 млн. против наших исчислений

Спустя 35 лет известный английский экономист Кинг сделал попытку расчета населения Европы. Важно отметить, гато Кинг при этом впервые применил метод ллотиости населения. Установив по нескольким европей­ским странам среднее количество акров на человека, Кинг применил это соотношение и для других стран Европы, по которым были известны цифры территории, но не были известны цифры населения. В результате этих рас­четов Кинг пришел к цифре в 100 млн. человек, которая приблизительно соответствовала действительности, как об этом можно судить теперь в свете всего имеющегося материала по динамике населения Европы. Однако надо отметить, что подобная «удача» Кинга есть результат случайного взаимного погашения двух серьезных ошибок, им допущенных. Во-первых, Кинг рас­полагал резко преуменьшенными цифрами территории остальной Европы. Если бы Кинг имел правильные цифры территории, он получил бы не 100 млн., а 141 млн. Во-вторых, Кинг резко преувеличил плотность на­селения стран на континенте под впечатлением высокий плотности в своей стране. Естш бы он исходил из правильной плотности, то при неправильной площади получил бы цифру шого ниже 100 млн. человек. В результате




у Кинга получилось, что ошибка в одну сторону почти полностью компен­сировала ошибку в другую сторону. Но по отдельным странам Кинг давал заниженные оценки. Например, для Италии он указывал цифру в 8,5 млн. человек; эта цифра была ниже действительной, вероятно, на целую треть. Цифра по Франции, даваемая Кингом (14 млн. человек), также, надо ду­мать, взята с большим преуменьшением.

Однако как Кинг, так и Ричиоли в своих итоговых цифрах, вероятно, не намного отклонялись от действительности. Совсем иную картину дал другой писатель того времени Исаак Воссиус в своем труде «Variarum Observationum Liber», опубликованном s Лондоне в 1685 г.:

Оценка населения отдельных стран Европы в 1685 г., по Воссиусу *


Страны


Млн. человек



Испания и Португалия.....................................................................

Франция.............................................................................................

Италия, Сицилия, Корсика, Сардиния............................................

Англия, Шотландия, Ирландия.......................................................

Нидерланды ..................................................................................

Германия, Богемия, Венгрия .......................................................

Дания, Голштиния, Ютландия.........................................................

Норвегия, Швеция, Финляндия, Лапландия..................................

Польша, Ливочия, Литва.................................................................

Земли между Венгрией и Черным морем.......................................

Далмация, Иллирия, Македония, Греция, Крит и Исландия
Московия..........................................................................................




5 3

0,4

1.5

2,5



Итого.


30,0


Таким образом, по Воссиусу, получается, что к концу XVII в. в Европе было 30 млн. человек, тогда как на самом деле было 120 млн. Но подоб­ное расхождение не является пределом. Рекорд неосведомленности побил филолог Кавц, который в книге «De Regimeni del universalis в 1737 г. оце­нил население Европы в 10 млн. человек2. Подобная ошибочная оценка была последней. Спустя три года вышел знаменитый труд Зюсмильха, ко­торый поднял демографическую науку на новую ступень. Правда, в оценке населения Европы Зюсмильх оказался не очень точен, как это видно из пе­реписей, которые были произведены вскоре после Зюсмильха. Когда было примерно 130 млн., он говорил о 150 млн. человек, а когда спустя 20 лет население возросло примерно до 150 млн., он снизил свою первоначальную оценку до 130 млн.

В целом свод оценок населения Европы в XVIII в. может быть дан такой3:

1 Цит. по Wallace, A dissertation on the numbers of mankind in ancient and modern time, p. 34—35. Уилкокс эти цифры воспроизвел с ошиб­ками по Дании и в общем итоге.

3 См. Will сох, op. cit (свод оценок), р. 640—641.

4 Ibid., «International Migrations», p. 640. Оценка Кроме «вставлена нами
по его книге: С го me, Ueber die Grosse und Bevolkerung der samtlichen
Europaischen Staaten, Leipzig 1785. Оценка Экспилли (Expilly) взята из
M u 1 h a 11, The Dictionary of Statistics, London 1898, 4 ed., p. 441 (пере­
печатано в 1909 т.),


Свод оценок населения Европы в XVIII в. (в млн. человек)




Численность

населения

Европы

по оценке

указанных

авторов


Численность

населения

Европы

по нашим

расчетам


Разница



1740 . . .

1741/42 . .

1761 . . .

1762 . . . 1762 . . . 1771 . . . 1778 . . .

1785 . . .

1786 . . • 1788 . . •


Стрюйк

Зюсмильх

Зюсмильх

Бюшинг

Экспилли

Бособр

Моо

Кроме

Фабри

Блэк


— 153

— 30

+ 20

-20

О

— 20 + 2

— 13

— 23/16

О

— 60


Ближе всего к нашим расчетам оказались оценки географов Бюшиюга
и Фабри. Несколько более подробно следует остановиться на оценках Зюс­
мильха. , 1 и

По Зюсмильху, население стран Европы к середине XVIII в. предста­вляется в следующих цифрах:

Сопоставление наших расчетов с оценкой Зюсмильха (в млн. человек)


Страны


Численность

населения по

Зюсмильху


Численность населения по нашим расче­там к1750 г.


Разница



Испания и Португалия

Франция............................

Великобритания ....

Нидерланды .....................

Швейцария.......................

Италия и острова . . .

Дания ................................

Швеция.............................

Россия ............................

Лифляндия и Курляндия

Польша.............................

Венгрия.............................

Турция в Европе . . .
Германия ........................


10 17

1 10

2,5

2,5 24

2 12

8 24


11,0

20,3

9,8

4,3

1,5

15,2

\ 3,5

16,0

} 12,0

6,0 12,0 28,0


+ 1+ 3,3 + 1,8

— 0,7 + 0,5 + 5,2

— 1,5







Сейчас читают про: