Свитайло Л.B

ОГЛАВЛЕНИЕ

Варианты прогноза по России

Далее на примере рассмотрим аналитические возможности данного метода. Для того чтобы количественно оценить роль фактора сокращения смертности в демографической динамике, были рассмотрены два варианта прогноза численности российского населения: при условии стабилизации повозрастной смертности на ближайшие 15 лет и при условии ее сокращения таким образом, чтобы к 2018 г. страна достигла уровня продолжительности жизни населения в 70 лет, т.е. того уровня, который уже дважды отмечался в российской истории: в середине 1960-х годов и в конце 1980-х годов. Оба варианта прогноза строились исходя из условий стабилизации повозрастной рождаемости на современных уровнях. В таблицах 7.1-7.3 представлены результаты прогноза в соответствии с двумя вариантами и масштабы потенциального выигрыша в численности населения случае реализации варианта снижения смертности.

Итак, при сохранении на весь прогнозируемый период текущих уровней возрастной рождаемости и смертности, население страны к 2018 г. может составить 126,8 млн. человек, т.е. сократится на 18,3 млн., в том числе на 10,4 млн. мужчин и 7,9 млн. женщин. Более половины всей убыли (9,5 млн.) может быть связано с сокращением численности населения в возрасте до 20 лет, что будет в решающей мере определяться уменьшением чисел родившихся. Из оставшейся половины - 5,5 млн. может составить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и 3,3 млн. – численности пожилых. Таким образом, несмотря на мощнейший фактор старения населения, обусловленный сокращением притока рождений, высокая смертность в трудоспособных возрастах окажет компенсирующий эффект и роста доли пожилых не будет, более того, при подобных тенденциях рождаемости и смертности население вплоть до второй половины 2-го десятилетия будет омолаживаться с увеличением доли лиц трудоспособного возраста (табл. 7.1).

Таблица 1

Фактическая (на 1.1.2003 г.) и прогнозная (2008, 2013 и 2018 г.) численность и повозрастная структура населения России при стабилизации текущих уровней повозрастной смертности и рождаемости

Возраст Численность, тыс. чел. Удельный вес, %
Мужчины
               
0-19 18641,9 15852,2 14241,9 13960,0 27,6 24,8 23,5 24,4
20-59 39622,2 40639,4 39019,8 35719,7 58,7 63,7 64,5 62,5
60 и старше 9280,7 7327,5 7238,2 7436,8 13,7 11,5 12,0 13,0
Всего 67544,8 63819,1 60499,8 57116,6 100,0 100,0 100,0 100,0
  Женщины
0-19 17905,4 15071,3 13406,8 13041,2 23,1 20,2 18,5 18,7
20-59 42080,9 44516,1 43560,7 40496,3 54,3 59,5 60,2 58,1
60 и старше 17515,8 15187,4 15407,3 16104,0 22,6 20,3 21,3 23,1
Всего 77502,1 74774,8 72374,7 69641,6 100,0 100,0 100,0 100,0
  оба пола
0-19 36547,2 30923,4 27648,6 27001,3 25,2 22,3 20,8 21,3
20-59 81703,1 85155,5 82580,5 76216,0 56,3 61,4 62,1 60,1
60 и старше 26796,5 22514,9 22645,5 23540,8 18,5 16,2 17,0 18,6
Всего 145046,8 138593,8 132874,5 126758,1 100,0 100,0 100,0 100,0

В соответствии с вариантом сокращения смертности при стабилизации повозрастной рождаемости население будет уменьшаться, но меньшими темпами. Убыль к 2018 г. может составить 13,8 млн. человек, причем исходя из более оптимистичного сценария для мужчин, эта убыль на 6,7 млн. будет формироваться сокращением численности мужского и на 7,1 млн. – женского населения. Две трети всей убыли придется на численность населения в возрасте до 20 лет и лишь треть – трудоспособного и пожилого, что, впрочем, понятно, поскольку даже заметное сокращение смертности в детских возрастах не способно компенсировать резкое сокращение притока рождений. Сокращение смертности на фоне стабильно низкой рождаемости заметно ускорит процесс старения, естественно, более выраженный у мужчин. Однако, поскольку уровень старения существенно выше у женщин, общие темпы старения будет ими скорректированы. Тем не менее, доля пожилых в России в целом к концу прогнозируемого варианта вплотную приблизиться к 20% (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Фактическая (на 1.1.2003 г.) и прогнозная (2008, 2013 и 2018 г.) численность и повозрастная структура населения России при стабилизации текущей повозрастной рождаемости и реализации сценария сокращения смертности

Возраст Численность, тыс. чел. Удельный вес, %
Мужчины
               
0-19 18641,9 15875,5 14295,0 14056,9 27,6 24,6 22,9 23,1
20-59 39622,2 41161,2 40280,2 37949,0 58,7 63,7 64,5 62,4
60 и старше 9280,7 7591,0 7880,0 8854,4 13,7 11,7 12,6 14,5
Всего 67544,8 64627,7 62455,3 60860,3 100,0 100,0 100,0 100,0
  Женщины
0-19 17905,4 15082,7 13433,5 13093,9 23,1 20,2 18,5 18,6
20-59 42080,9 44512,3 43608,5 40667,1 54,3 59,5 60,0 57,8
60 и старше 17515,8 15215,5 15581,6 16655,3 22,6 20,3 21,5 23,7
Всего 77502,1 74810,5 72623,6 70416,3 100,0 100,0 100,0 100,0
  оба пола
0-19 36547,2 30958,2 27728,5 27150,8 25,2 22,2 20,5 20,7
20-59 81703,1 85673,5 83888,7 78616,1 56,3 61,4 62,1 59,9
60 и старше 26796,5 22806,5 23461,7 25509,7 18,5 16,4 17,4 19,4
Всего 145046,8 139438,2 135078,8 131276,6 100,0 100,0 100,0 100,0
                     

В целом, итоги реализации сценария снижения смертности могут принести уже к концу пятилетия 2002-2007 г. около 840 тыс. дополнительно выигранных жизней и, следовательно, уменьшения на эту величину масштабов убыли населения. К концу следующего пятилетия масштабы выигрыша от сокращения убыли населения могут превысить 2,2 млн. человек, а к концу прогнозируемого периода – более 4,5 млн. человек (табл.7. 3). Потребность в нормализации половозрастной структуры населения остается крайне актуальной задачей. Это - решение проблем раннего овдовения, одинокого женского старения, «взросления» модели рождаемости без риска растить детей в неполной семье и т.д.

Таблица 7.3

Потенциальный прирост численности населения России в случае реализации сценария снижения смертности

Возраст Прирост численности населения, тыс. чел. Удельный вес от прогнозируемой численности населения, %
Мужчины
             
0-19 23,3 53,1 96,9 0,1 0,4 0,7
20-59 521,8 1260,4 2229,3 1,3 3,1 5,9
60 и старше 263,5 641,8 1417,6 3,5 8,1 16,0
Всего 808,6 1955,5 3743,7 1,3 3,1 6,2
  Женщины
0-19 11,4 26,7 52,7 0,1 0,2 0,4
20-59 -3,8 47,8 170,8 0,0 0,1 0,4
60 и старше 28,1 174,3 551,3 0,2 1,1 3,3
Всего 35,7 248,9 774,7 0,0 0,3 1,1
  оба пола
0-19 34,8 79,9 149,5 0,1 0,3 0,6
20-59 518,0 1308,2 2400,1 0,6 1,6 3,1
60 и старше 291,6 816,2 1968,9 1,3 3,5 7,7
Всего 844,4 2204,3 4518,5 0,6 1,6 3,4
               

Полученные результаты означают, что убыль населения, неизбежная в случае сохранения текущих уровней рождаемости и смертности, может быть к концу прогнозируемого периода сокращена на 4,5 млн. человек, или на 25% только за счет реализации политики по снижению смертности.

\


ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ  
1.1. Народонаселение и его динамика  
1.2. Поло-возрастная структура населения  
1.3. Источники информации о населении  
1.4. Население Самарской области: численность, состав и динамика  
ГЛАВА 2. РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ  
2.1. Понятие рождаемости и ее роль в воспроизводстве населения  
2.2. Источники информации о рождаемости  
2.3. Показатели рождаемости населения  
2.4. Рождаемость населения в Новгородской области  
ГЛАВА 3. БРАЧНОСТЬ И РАЗВОДИМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ  
3.1. Информационная база о браках  
3.2 Показатели брачности  
3.3 Разводы и их показатели 3.4 Брачность и разводимость в Томской области  
ГЛАВА 4. ЗДОРОВЬЕ И СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ  
4.1. Этапы эволюции здоровья и смертности населения и соотношение этих понятий  
4.2. Источники информации для оценки здоровья  
4.3. Показатели здоровья и смертности населения  
4.4. Смертность населения Республики Бурятия  
ГЛАВА 5. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ  
5.1. Естественный прирост населения  
5.2. Воспроизводство населения  
5.3. Естественный прирост и воспроизводство населения Липецкой области  
ГЛАВА 6. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ  
6.1. Сущность понятия «миграция населения»  
6.2. Типология и виды миграции  
6.3. Источники информации о миграции  
6.4. Показатели миграции населения  
6.5. Миграционная ситуация в Белгородской области  
ГЛАВА 7. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ  
7.1. Понятие демографической ситуации, её элементы  
7.2. Демографическая ситуация в Москве  
7.3. Прогноз тенденций и оценка последствий  
7.4. Варианты прогноза по России  
ГЛАВА 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОПЫТ РАЗРАБОТКИ  
8.1. Политика, как основной элемент в системе управления со циальными процессами  
8.2. Структура демографической политики и ее составных частей  
8.3. Опыт разработки концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях  
8.4. Направления и меры демографической политики  
8.5. Демографическая политика в Ханты-Мансийском автономном округе  
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ  

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (ЦСП)

Функционирует уже более 15 лет, им накоплен огромный опыт проведения всероссийских и региональных социологических исследований, разработки концепций и программ регулирования демографических процессов, как на федеральном, так и региональном уровне, осуществления других научно-исследовательских работ.

ЦСП и ученые, участвующие в научных исследованиях центра, готовы оказать содействие федеральным и региональным структурам:

- в разработке концепций, комплексных и специальных программ регулирования демографических процессов (в области рождаемости и семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции населения;

-в подготовке программ (выборка, анкеты и др.) и проведении социологических исследований по различной проблематике, написании отчетов по их результатам;

- в оказании консультативной помощи государственным и коммерческим структурам по вопросам совершенствования демографического развития, разработки политики в сферах рождаемости, продолжительности жизни и миграции населения и др.;

-в проведении учебных семинаров для практических работников по совершенствованию демографических и социологических знаний.

Контактные телефоны:

482-18-38 (с 10 до 18)

128-47-81 (с 10 до 20)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: