ОГЛАВЛЕНИЕ
Варианты прогноза по России
Далее на примере рассмотрим аналитические возможности данного метода. Для того чтобы количественно оценить роль фактора сокращения смертности в демографической динамике, были рассмотрены два варианта прогноза численности российского населения: при условии стабилизации повозрастной смертности на ближайшие 15 лет и при условии ее сокращения таким образом, чтобы к 2018 г. страна достигла уровня продолжительности жизни населения в 70 лет, т.е. того уровня, который уже дважды отмечался в российской истории: в середине 1960-х годов и в конце 1980-х годов. Оба варианта прогноза строились исходя из условий стабилизации повозрастной рождаемости на современных уровнях. В таблицах 7.1-7.3 представлены результаты прогноза в соответствии с двумя вариантами и масштабы потенциального выигрыша в численности населения случае реализации варианта снижения смертности.
Итак, при сохранении на весь прогнозируемый период текущих уровней возрастной рождаемости и смертности, население страны к 2018 г. может составить 126,8 млн. человек, т.е. сократится на 18,3 млн., в том числе на 10,4 млн. мужчин и 7,9 млн. женщин. Более половины всей убыли (9,5 млн.) может быть связано с сокращением численности населения в возрасте до 20 лет, что будет в решающей мере определяться уменьшением чисел родившихся. Из оставшейся половины - 5,5 млн. может составить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и 3,3 млн. – численности пожилых. Таким образом, несмотря на мощнейший фактор старения населения, обусловленный сокращением притока рождений, высокая смертность в трудоспособных возрастах окажет компенсирующий эффект и роста доли пожилых не будет, более того, при подобных тенденциях рождаемости и смертности население вплоть до второй половины 2-го десятилетия будет омолаживаться с увеличением доли лиц трудоспособного возраста (табл. 7.1).
Таблица 1
Фактическая (на 1.1.2003 г.) и прогнозная (2008, 2013 и 2018 г.) численность и повозрастная структура населения России при стабилизации текущих уровней повозрастной смертности и рождаемости
Возраст | Численность, тыс. чел. | Удельный вес, % | ||||||
Мужчины | ||||||||
0-19 | 18641,9 | 15852,2 | 14241,9 | 13960,0 | 27,6 | 24,8 | 23,5 | 24,4 |
20-59 | 39622,2 | 40639,4 | 39019,8 | 35719,7 | 58,7 | 63,7 | 64,5 | 62,5 |
60 и старше | 9280,7 | 7327,5 | 7238,2 | 7436,8 | 13,7 | 11,5 | 12,0 | 13,0 |
Всего | 67544,8 | 63819,1 | 60499,8 | 57116,6 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Женщины | ||||||||
0-19 | 17905,4 | 15071,3 | 13406,8 | 13041,2 | 23,1 | 20,2 | 18,5 | 18,7 |
20-59 | 42080,9 | 44516,1 | 43560,7 | 40496,3 | 54,3 | 59,5 | 60,2 | 58,1 |
60 и старше | 17515,8 | 15187,4 | 15407,3 | 16104,0 | 22,6 | 20,3 | 21,3 | 23,1 |
Всего | 77502,1 | 74774,8 | 72374,7 | 69641,6 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
оба пола | ||||||||
0-19 | 36547,2 | 30923,4 | 27648,6 | 27001,3 | 25,2 | 22,3 | 20,8 | 21,3 |
20-59 | 81703,1 | 85155,5 | 82580,5 | 76216,0 | 56,3 | 61,4 | 62,1 | 60,1 |
60 и старше | 26796,5 | 22514,9 | 22645,5 | 23540,8 | 18,5 | 16,2 | 17,0 | 18,6 |
Всего | 145046,8 | 138593,8 | 132874,5 | 126758,1 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В соответствии с вариантом сокращения смертности при стабилизации повозрастной рождаемости население будет уменьшаться, но меньшими темпами. Убыль к 2018 г. может составить 13,8 млн. человек, причем исходя из более оптимистичного сценария для мужчин, эта убыль на 6,7 млн. будет формироваться сокращением численности мужского и на 7,1 млн. – женского населения. Две трети всей убыли придется на численность населения в возрасте до 20 лет и лишь треть – трудоспособного и пожилого, что, впрочем, понятно, поскольку даже заметное сокращение смертности в детских возрастах не способно компенсировать резкое сокращение притока рождений. Сокращение смертности на фоне стабильно низкой рождаемости заметно ускорит процесс старения, естественно, более выраженный у мужчин. Однако, поскольку уровень старения существенно выше у женщин, общие темпы старения будет ими скорректированы. Тем не менее, доля пожилых в России в целом к концу прогнозируемого варианта вплотную приблизиться к 20% (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Фактическая (на 1.1.2003 г.) и прогнозная (2008, 2013 и 2018 г.) численность и повозрастная структура населения России при стабилизации текущей повозрастной рождаемости и реализации сценария сокращения смертности
Возраст | Численность, тыс. чел. | Удельный вес, % | ||||||||
Мужчины | ||||||||||
0-19 | 18641,9 | 15875,5 | 14295,0 | 14056,9 | 27,6 | 24,6 | 22,9 | 23,1 | ||
20-59 | 39622,2 | 41161,2 | 40280,2 | 37949,0 | 58,7 | 63,7 | 64,5 | 62,4 | ||
60 и старше | 9280,7 | 7591,0 | 7880,0 | 8854,4 | 13,7 | 11,7 | 12,6 | 14,5 | ||
Всего | 67544,8 | 64627,7 | 62455,3 | 60860,3 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Женщины | ||||||||||
0-19 | 17905,4 | 15082,7 | 13433,5 | 13093,9 | 23,1 | 20,2 | 18,5 | 18,6 | ||
20-59 | 42080,9 | 44512,3 | 43608,5 | 40667,1 | 54,3 | 59,5 | 60,0 | 57,8 | ||
60 и старше | 17515,8 | 15215,5 | 15581,6 | 16655,3 | 22,6 | 20,3 | 21,5 | 23,7 | ||
Всего | 77502,1 | 74810,5 | 72623,6 | 70416,3 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
оба пола | ||||||||||
0-19 | 36547,2 | 30958,2 | 27728,5 | 27150,8 | 25,2 | 22,2 | 20,5 | 20,7 | ||
20-59 | 81703,1 | 85673,5 | 83888,7 | 78616,1 | 56,3 | 61,4 | 62,1 | 59,9 | ||
60 и старше | 26796,5 | 22806,5 | 23461,7 | 25509,7 | 18,5 | 16,4 | 17,4 | 19,4 | ||
Всего | 145046,8 | 139438,2 | 135078,8 | 131276,6 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
В целом, итоги реализации сценария снижения смертности могут принести уже к концу пятилетия 2002-2007 г. около 840 тыс. дополнительно выигранных жизней и, следовательно, уменьшения на эту величину масштабов убыли населения. К концу следующего пятилетия масштабы выигрыша от сокращения убыли населения могут превысить 2,2 млн. человек, а к концу прогнозируемого периода – более 4,5 млн. человек (табл.7. 3). Потребность в нормализации половозрастной структуры населения остается крайне актуальной задачей. Это - решение проблем раннего овдовения, одинокого женского старения, «взросления» модели рождаемости без риска растить детей в неполной семье и т.д.
Таблица 7.3
Потенциальный прирост численности населения России в случае реализации сценария снижения смертности
Возраст | Прирост численности населения, тыс. чел. | Удельный вес от прогнозируемой численности населения, % | |||||
Мужчины | |||||||
0-19 | 23,3 | 53,1 | 96,9 | 0,1 | 0,4 | 0,7 | |
20-59 | 521,8 | 1260,4 | 2229,3 | 1,3 | 3,1 | 5,9 | |
60 и старше | 263,5 | 641,8 | 1417,6 | 3,5 | 8,1 | 16,0 | |
Всего | 808,6 | 1955,5 | 3743,7 | 1,3 | 3,1 | 6,2 | |
Женщины | |||||||
0-19 | 11,4 | 26,7 | 52,7 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | |
20-59 | -3,8 | 47,8 | 170,8 | 0,0 | 0,1 | 0,4 | |
60 и старше | 28,1 | 174,3 | 551,3 | 0,2 | 1,1 | 3,3 | |
Всего | 35,7 | 248,9 | 774,7 | 0,0 | 0,3 | 1,1 | |
оба пола | |||||||
0-19 | 34,8 | 79,9 | 149,5 | 0,1 | 0,3 | 0,6 | |
20-59 | 518,0 | 1308,2 | 2400,1 | 0,6 | 1,6 | 3,1 | |
60 и старше | 291,6 | 816,2 | 1968,9 | 1,3 | 3,5 | 7,7 | |
Всего | 844,4 | 2204,3 | 4518,5 | 0,6 | 1,6 | 3,4 | |
Полученные результаты означают, что убыль населения, неизбежная в случае сохранения текущих уровней рождаемости и смертности, может быть к концу прогнозируемого периода сокращена на 4,5 млн. человек, или на 25% только за счет реализации политики по снижению смертности.
\
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ | |
1.1. Народонаселение и его динамика | |
1.2. Поло-возрастная структура населения | |
1.3. Источники информации о населении | |
1.4. Население Самарской области: численность, состав и динамика | |
ГЛАВА 2. РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | |
2.1. Понятие рождаемости и ее роль в воспроизводстве населения | |
2.2. Источники информации о рождаемости | |
2.3. Показатели рождаемости населения | |
2.4. Рождаемость населения в Новгородской области | |
ГЛАВА 3. БРАЧНОСТЬ И РАЗВОДИМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | |
3.1. Информационная база о браках | |
3.2 Показатели брачности | |
3.3 Разводы и их показатели 3.4 Брачность и разводимость в Томской области | |
ГЛАВА 4. ЗДОРОВЬЕ И СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | |
4.1. Этапы эволюции здоровья и смертности населения и соотношение этих понятий | |
4.2. Источники информации для оценки здоровья | |
4.3. Показатели здоровья и смертности населения | |
4.4. Смертность населения Республики Бурятия | |
ГЛАВА 5. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ | |
5.1. Естественный прирост населения | |
5.2. Воспроизводство населения | |
5.3. Естественный прирост и воспроизводство населения Липецкой области | |
ГЛАВА 6. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ | |
6.1. Сущность понятия «миграция населения» | |
6.2. Типология и виды миграции | |
6.3. Источники информации о миграции | |
6.4. Показатели миграции населения | |
6.5. Миграционная ситуация в Белгородской области | |
ГЛАВА 7. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ | |
7.1. Понятие демографической ситуации, её элементы | |
7.2. Демографическая ситуация в Москве | |
7.3. Прогноз тенденций и оценка последствий | |
7.4. Варианты прогноза по России | |
ГЛАВА 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОПЫТ РАЗРАБОТКИ | |
8.1. Политика, как основной элемент в системе управления со циальными процессами | |
8.2. Структура демографической политики и ее составных частей | |
8.3. Опыт разработки концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях | |
8.4. Направления и меры демографической политики | |
8.5. Демографическая политика в Ханты-Мансийском автономном округе | |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ |
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (ЦСП)
Функционирует уже более 15 лет, им накоплен огромный опыт проведения всероссийских и региональных социологических исследований, разработки концепций и программ регулирования демографических процессов, как на федеральном, так и региональном уровне, осуществления других научно-исследовательских работ.
ЦСП и ученые, участвующие в научных исследованиях центра, готовы оказать содействие федеральным и региональным структурам:
- в разработке концепций, комплексных и специальных программ регулирования демографических процессов (в области рождаемости и семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции населения;
-в подготовке программ (выборка, анкеты и др.) и проведении социологических исследований по различной проблематике, написании отчетов по их результатам;
- в оказании консультативной помощи государственным и коммерческим структурам по вопросам совершенствования демографического развития, разработки политики в сферах рождаемости, продолжительности жизни и миграции населения и др.;
-в проведении учебных семинаров для практических работников по совершенствованию демографических и социологических знаний.
Контактные телефоны:
482-18-38 (с 10 до 18)
128-47-81 (с 10 до 20)