Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения
Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. В основе данной схемы ЛПП положена схема, предложенная Е.А.Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами (табл. 1).
В левой ее части — компоненты схемы построения ЛПП, а в правой — соответствующие вопросы для работы с клиентами.
Таблица I
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Компоненты ЛПП | Опросник по схеме построения ЛПП (ответы пишут на листочках: проставляют номера вопросов и сразу дают ответ) |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) | 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы | 2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения | 3. Когда в России жить станет лучше? |
4. Знание мира профессионального труда (макро- информационная основа самоопределения) | 4. В виде задания: три буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если всего более 17 профессий, то это уже неплохо |
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с Другими важными жизненными целями | 5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 20—30 лет? |
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели) | 6. Выделите основные 5 —7 этапов на пути к своей мечте |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора) | 7. Д виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой повыбираемой профессии, и три — связанных с обучением в вузе или в колледже |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей | 8. Что в вас самих может помешать вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя — надо поконкретнее.) |
9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей) | 9. Как вы собираетесь работать над | своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям | 10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий | 11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) | 12. Есть ли у вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда | 13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего вы хотите приобретать профессию и работать)? |
14. Начало практической реализации ЛПП | 14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что вы хорошо учитесь, нельзя — что вы делаете сверх хорошей учебы?) |
Е.А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии; 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»). Это и есть три важнейшие основы — «три кита» — профориентации. Фактически, опираясь на эти составлявшие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при атом не следует забывать, что и желания, и возможности, и рынок трудя находятся впостоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.
Для более обстоятельного размышления о конкретном профессиональном выборе Е.А. Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов, 1976). Для удобства эти факторы представлены в виде «восьмиугольника», а сам такой «восьмиугольник» можно использовать как практическую методику.