Научные основы профессиональной ориентации

Понятие о научных основах профессиональной ориентации. Основы профессиографии.

Профессиональная ориентация учащихся — это научно обосно­ванная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с. учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности.

Актуальность профессиональной ориентации учащихся подчеркнута в документах, касающихся системы образования. В них отмечается, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии». Решение этой задачи пре­дусматривается в единстве с политехническим обучением и трудо­вым воспитанием, которые осуществляются в процессе изучения основ наук, трудового обучения, организации разнообразной вне­классной деятельности, общественно полезного труда учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Проблема профессиональной ориентации учащихся на совре­менном этапе должна реализоваться комплексно — в соче­тании социально-экономического, психофизиологического и психолого-педагогического подходов.

Социально-экономический подход пре­дусматривает вопросы анализа потребности общества в различных профессиях, выявления их перспектив в трудовых ре­сурсах. Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы каждый граж­данин работал по способностям, тогда он будет отдавать максимум того, что он вообще может дать. Каждый школьник имеет различ­ные психофизиологические особенности, склонности, характер.

Неправильный выбор профессии связан с моральной неудов­летворенностью, потерей активности и даже расстройством здо­ровья. Правильный выбор профессии не только определяет жизнен­ный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиоло­гического подхода к решению задач профориентации учащихся.

Воспитание у учащихся в период школьного обучения любви к труду, формирование у них интереса к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического под­хода к профориентации.

Интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное от­ношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождает­ся стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду деятельности.

Склонность — расположение личности к той или иной деятель­ности. Склонность в отличие от интереса предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.

Способность — это совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Способность — это такие психологические особен­ности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся.

Такие понятия, как интерес, склонность и способность, нахо­дятся в динамическом единстве, взаимно дополняя друг друга.

Профессиональное намерение — это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.

Профессиональная направленность личности — это характери­зующее данного человека своеобразно переживаемое им избира­тельное отношение к действительности, влияющее на его деятель­ность.

В ходе научных исследований за последнее время выявлены принципы осуществления профессиональ­ной ориентации. Кратко рассмотрим их.

Идейная направленность профориентации заклю­чается в том, чтобы решение проблемы выбора профессии моло­дым человеком осуществлялось в соответствии с задачами идейного воспитания, формирования научного мировоззрения.

Связь теории с практикой в профориентации предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в орга­ническом единстве с практикой коммунистического строительства, с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кад­рах.

Воспитывающий характер профориентации состоит в необхо­димости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармонической личности, в единстве идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Принцип политехнизма в профориентации включает необходи­мость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвя­зи с политехническим обучением, со знакомством учащихся с ос­новами современного производства.

Доступность и сознательность в профориентации предусмат­ривает глубоко осознанное ознакомление учащихся на различных этапах школьного обучения с миром профессий, психофизиологи­ческими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией, профессиональным ростом, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями и т. д.

Систематичность и преемственность в профориентации содержат необходимость осуществления профориентационной работы с I по ХII классы, при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.

Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации включает организацию этой работы в идейном, социально-экономическом, психолого-педагогическом медико-физиологическом и профессиональном направлениях, по­зволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей в профориен­тации позволяет осуществлять профессиональное самоопределе­ние школьника постепенно, в соответствии с его возрастом и одно­временно с учетом его личных качеств: профессиональных интере­сов, склонностей, способностей и профессиональной направлен­ности.

Взаимосвязь школы, семьи, производства и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом не допускается разногласий в работе, а, наоборот, предполагается дополнение и расширение целенаправленности и единения в сов­местной работе.

Принцип самостоятельности профориентации заключается в следующем. Предварительно выявляют интересы, склонности и способности учащегося совместными усилиями школы, семьи, про­фессиональных учебных заведений, производства и общественнос­ти. Затем школьнику рекомендуют соответствующую ему профес­сию. Но окончательное право в выборе профессии остается за са­мим школьником.

Свобода выбора профессии предполагает учет потребностей народного хозяйства в кадрах, индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья и желание личности. Наше об­щество заинтересовано, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность работать в той области трудовой дея­тельности, где бы он мог полностью проявить свои способности, получить удовлетворение и внести наибольший вклад в общена­родное дело. Свободный выбор профессии не имеет ничего общего с самотеком в профориентации и стихийностью в профессиональном определении молодежи. Свободное профессиональное самоопреде­ление учащихся должно проходить под непосредственным педаго­гическим руководством на основе изучения личности: его индиви­дуально-психологических особенностей, состояния здоровья, с уче­том социально-экономических факторов, потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Следовательно, выбор выпускниками своей будущей профессии является не только важ­нейшей психолого-педагогической, но и одновременно социальной задачей.

После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности и мотивов выбора профессии совет школы по профориентации намечает воспитательные мероприятия (воспитательный аспект профориентации), направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой или избранной профессии. Вместе с тем определяет мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития любви к избранной профессии.

У школьников следует сформировать определённые профессиональные намерения. «Профессиональные намере­ния — это термин, который имеет свои психофизиологические основы. Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас...». Формирование про­фессиональных намерений учащихся и последующий выбор ими профессии необходимо рассматривать как важнейшее средство развития «рефлекса цели» у молодежи.

Формирование профессиональных намерений — сложный про­цесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Не­редко наряду с первыми намерениями появляются новые, не сов­падающие с первичными. Такое сочетание профессиональных на­мерений помогает учащимся в случае невыполнения первого на­мерения быть готовым к осуществлению второго.

В организации профориентационной работы самое важное ме­сто принадлежит школе. Только она обладает возможностью дли­тельно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа может осуществлять с помощью семьи, промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, сельхозкооперативов, учреждений и учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и ока­зывать помощь в овладении избранной профессией.

Школа призвана, начиная с начальных классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа должна стать более глубокой и разносторонней.

Подготовку учащихся к дальнейшему образованию необходимо активизировать в VII—Х классах, когда учащиеся должны предрешить: либо продолжить обучение в XI классе дневной шко­лы, либо поступить учиться в ПТУ или в специальное среднее учеб­ное заведение, либо пойти работать и учиться в вечерней (смен­ной) школе рабочей или сельской молодежи.

В старших классах работа по профориентации становится еще более конкретной — учащиеся готовятся к выбору сферы прило­жения своих сил. Этому способствует и учебный процесс, ибо богатейшие возможности для связи обучения с жизнью, с трудом и подготовки учащихся к выбору профессии заложены в курсах основ наук.

Исключительно большое значение в профориентации школьни­ка играют политехническое обучение, производственные экскурсии, технические кружки, производительный труд в учебных мастерских, на учебно-опытных школьных участках, в трудовых объединениях школьников.

Многие задачи профориентации решаются в самом учебном процессе, при этом важна координация действия всех учителей. На уроке учащиеся побуждаются к серьезному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути, ориентируются в условиях пра­вильного выбора профессии. Поэтому учителю нужно знать веду­щие, перспективные и необходимые обществу профессии, связан­ные с его предметом, методику изучения учащихся в целях проф­ориентации.

Введение профориентационного материала в процесс урока не нарушает логики изучаемого предмета, а наоборот, способствует осуществлению диалектического принципа связи обучения с жизнью.

В процессе формирования у школьников устойчивых профес­сиональных интересов следует опираться на развитие их познава­тельных интересов к учебным предметам.

Содержание и методы профориентационной работы должны меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, при переходе их из класса в класс, на основе логически продуман­ной системы. За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители, администрация школы, инспектора отде­лов народного образования по трудовому обучению и профориен­тации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускни­ков школы при исполкомах местных Советов депутатов и межведомственные Советы по профориентации в районах, горо­дах, областях, республиках и страны в целом.

Рассматривая проблему профориентации, следует остановиться на анализе смыслового значения слова «профессия». Слово «профессия» в переводе с латинского означает «официально ука­занное занятие, специальность», «объявляю своим делом» (БСЭ). Профессии делятся на специальности, например профессия слесаря делится на специальности: слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-сантехник и др.

С изменением орудий производства, разделением труда про­фессии постоянно меняются. Особенно большое изменение происхо­дит в настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса. Одни профессии исчезают, другие появляются, многие профессии изменяются по содержанию выполняемых работ.

Научно-технический прогресс изменяет характер труда, со­вершенствует орудия труда, меняет и сам предмет труда. В свя­зи с этим изменяется и подготовка рабочего нового типа, умеющего выполнять широкий круг обязанностей, способного совмещать профессии и быстро осваивать новые, тем более что в различных отраслях народного хозяйства появляется много сходных про­фессий.

Все это вызывает необходимость классификации (груп­пировки) профессий. В народном хозяйстве профессии сгруппиро­ваны по отраслевому признаку (профессии промышленности, сель­ского хозяйства, строительства, науки, культуры, здравоохране­ния и т. д.).

В настоящее время для использования знаний о профессиях в целях профориентации применяют классификацию профессий, разработанную профессором Е. А. Климовым, построенную с уче­том четырех классификационных признаков: предмета, це­лей, орудий и условий труда.

В классификации профессий по предметам труда выделяются пять типов предметов труда, с которыми человек взаимодействует в процессе работы:

человек — природа (земля, вода);

человек — техника (машины, механизмы);

человек — человек (человек, группа людей и др.);

человек — знаковая система (условные знаки);

человек — художественный образ (произведения литературы, искусства).

Профессии типа человек — природа подразделяются на две группы: человек — живая природа и человек — неживая природа.

При изучении технического труда теоретическая и практичес­кая подготовка учащихся опирается главным образом на профес­сии типа человек — техника. Всестороннее развитие личности тре­бует, чтобы в содержании обучения были отражены и другие типы отношений: человек — природа (охрана окружающей среды и требования к эксплуатации техники в связи с этим; рациональное использование природных богатств); человек — художественный об­раз (вопросы эргономики и технической эстетики, художественное конструирование и моделирование); человек — знаковая система (математическая и графическая основа технической подготовки); человек — человек (коллективные формы труда, роль современ­ного рабочего в общественной жизни производственного коллекти­ва). Такой комплексный "подход к содержанию трудового обучения и воспитания будет способствовать всестороннему развитию лич­ности школьника.

Аналогичные требования в понимании классификации профес­сий по предмету труда предъявляются и при изучении сельско­хозяйственного и обслуживающего труда.

Классификация профессий по целям труда учитывает совпаде­ние субъективных и объективных целей, когда мысленный образ результата труда в сознании работника совпадает с тем, что тре­бует от данного специалиста общество. Различают следующие виды целей труда гностические, преобразующие, изыскательские.

Например, цель труда маляра — практически преобразовательная. Поэтому от него требуется не только внимание и аккуратность в работе, но и наличие хорошего эстетического вкуса, глазомера, координации движения рук, творческого и конструктивного вооб­ражения.

Цель труда парикмахера — изыскательская — придумать, най­ти вариант прически, ведь каждый человек своеобразен. В то же время — практически преобразовательская. Поэтому профессия требует прежде всего высокого мастерства, внимательности, ак­куратности, вежливости и такта.

Цели труда контролера — познавательные (гностические); рас­познать признаки качества изделия, сличить свойства изделия с образцом. В связи с этим от работника требуются устойчивость внимания, наблюдательность, высокая требовательность, само­стоятельность в принятии решений.

Классификация профессий по средствам труда предусматривает четыре группы: первые три показывают, что орудия могут быть ве­щественными: ручные и механизированные, машины и механизмы с ручным управлением, автоматизированные и автоматические. Кроме того, существуют и невещественные, так называемые функ­циональные орудия труда (жест, мимика).

Условия труда могут быть разнообразными. Необычные условия труда предъявляют повышенные требования к физической выносли­вости работника.

По разнообразию и широте работ различают три типа рабочих профессий: универсальные, частичной специализации и узкоспециа­лизированные (операционные). К универсальным профессиям отно­сится, например, профессия токаря, работающего в условиях еди­ничного или мелкосерийного производства. Рабочие этой профес­сии выполняют разнообразный круг работ и операций на одном и том же рабочем месте и типе оборудования.

Рабочие, владеющие профессией частичной специализации, обслуживают один вид специализированного оборудования или выполняют лишь определенный вид работ по данной профессии. Это профессии бульдозериста, электромонтера, обмотчика-изоли­ровщика, модельщика по выплавляемым моделям и т. д.

Специалисты узкоспециализированных (операционных) профес­сий выполняют одну, две или три операции в общем процессе изго­товления продукции.

В зависимости от характера применяемых орудий труда разли­чают профессии машинного труда (токарь, фрезеровщик, ткач, ма­шинист электровоза и др.), ручного труда (слесарь механосборочных работ, регулировщик радиоаппаратуры, наладчик автоматов и др.) и аппаратного труда (оператор нефтеперегонной установки, сталевар, термист, аппаратчик кислородной установки и др.).

Кроме того, профессии делятся на отраслевые и межотрасле­вые (сквозные). Отраслевые профессии связаны с той или иной отраслью народного хозяйства (профессии ткачихи, прядильщицы относятся к текстильной промышленности). Профессии же электро­монтера-ремонтника, слесаря-ремонтника, сверловщика являются межотраслевыми (сквозными).

В связи с механизацией и автоматизацией производства тре­буется концентрация разнообразных технологических процессов на одном рабочем месте. Эти рабочие места могут обслуживать специалисты, имеющие профессию широкого профиля. Они обслу­живают несколько машин, агрегатов, выполняют несколько смеж­ных или родственных по технологическому процессу видов работ. Например, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, оператор электронно-вычислительных и счетно-решающих машин, машинист горнодобывающих и. горнопроходческих машин и меха­низмов, электромонтер по монтажу, эксплуатации и ремонту силовых и осветительных электроустановок, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и т. д.

В настоящее время широкое распространение получило совме­щение профессий. Такие специалисты, кроме основной профессии, осваивают смежные профессии или специальности. Это способст­вует высвобождению рабочей силы, уплотнению рабочего времени, повышению производительности труда и соответственно заработ­ной платы. Такая возможность появилась в результате высокого роста общего и политехнического образования рабочих.

Есть еще так называемые свободные профессии, связанные с деятельностью работников умственного труда. К ним относятся профессии писателя, художника, скульптора, композитора и т. д. Они за свой труд получают не заработную плату, а гонорар.

В существующих литературных источниках о профессиях да­ются сведения о том, что должен знать и уметь человек, осваиваю­щий профессию, описывается инструмент, оборудование, пример­ные виды работ. Но такие требования, как затрата умственной и мускульной энергии при освоении профессии, к сожалению, пока не отражаются. Для полного представления о требованиях, предъяв­ляемых профессией к организму человека, его психике и состоянию здоровья, составляется профессиограмма.

Система профессиональной ориентации и роль учителя трудового обучения в ее осуществлении

Центром профориентационной работы с учащимися является об­щеобразовательная школа, которая обеспечивает высокий уровень общего и политехнического образования молодежи, воспитывает у учащихся моральную готовность трудиться, формирует трудовые умения и навыки, создает основу для сознательного выбора про­фессии.

Сейчас сложилась система профориентации школьников. В нее входят: профпросвещение, предварительная профдиагностика (изучение школьников в целях профориентации), профконсультация, профотбор (подбор) и профадаптация, осуществляемые на ши­рокой основе трудовой политехнической подготовки.

Без расширения общего и политехнического кругозора профес­сиональная ориентация носила бы ограниченный характер.

В содержание профориентационной работы в школе входит:

1. Ознакомление учащихся с разными отраслями народного хозяй­ства, наиболее распространенными профессиями в процессе изуче­ния основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы.

2. Формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения разнообразных видов труда в производственных усло­виях.

3. Формирование добросовестного отношения к общественно производительному труду, общественной собственности, воспита­ние интереса к массовым профессиям в промышленности, транспор­те, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

4. Выявление и изучение интересов, склонностей, способностей, а также физических и психологических возможностей подростков.

5. Ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему общеобразовательных, техничес­ких, специальных знаний, умений и навыков.

6. Оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределе­нии путем профконсультации.

7. Последующий анализ (в процессе адаптации) эффективности примененных ранее способов педагогического воспитательного влияния.

Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматри­вать как органическую составную часть всей системы учебно-воспи­тательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связан­ных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всесто­роннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к тру­ду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе.

Профессиональная ориентация учащихся должна осуществлять­ся также в тесной взаимосвязи с экономическим воспитанием. В процессе трудового обучения школьники осваивают отдельные тру­довые операции и целые технологические процессы современно­го производства, приучаются к рациональной организации рабоче­го места, экономному расходованию материальных ценностей, эффективному использованию рабочего времени, знакомятся с формами материального и морального поощрения за труд, познают элементы хозяйственного расчета, постигают конкретный смысл таких эконо­мических категорий, как производительность труда, себестоимость продукции и др.

Все это способствует формированию ряда профессионально важных качеств личности, таких как любовь к труду, коллекти­визм (общительность, умение работать в коллективе, выполнять решения коллектива, прийти на помощь товарищу, быть требова­тельным к себе и товарищам и др.), единство слова и дела, целе­устремленность, бережливость, организованность, инициатив­ность и т. д. Эти качества необходимы молодым людям и во всей дальнейшей их трудовой деятельности.

Учитывая возросшее значение экономической подготовки в профессиональном самоопределении личности, учителю трудового обучения необходимо постоянно уделять внимание вопросам эконо­мического воспитания и образования учащихся. В связи с этим в деятельности учителя трудового обучения по экономическому воспитанию учащихся можно выделить следующие направления:

привлечение школьников к планированию своего рабочего места, общественно полезного, производительного труда;

вовлечение учащихся в соревнование за качество труда и бережливость;

ознакомление школьников с вопросами экономических взаимо­отношений в промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве и сфере обслуживания; привлечение учащихся к подготовке калькуляции выпускаемой продукции, к распределе­нию доходов УПК и др.;

ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с ма­териальными и моральными формами поощрения за труд в сфере производства и обслуживания;

участие школьников в трудовых объединениях, техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве, способствующих активизации их познавательной деятельности, формированию инте­реса к производительному труду.

Для эффективного осуществления профориентационной работы важно придерживаться таких требований:

профориентация учащихся должна строиться на основании учета текущих и перспективных потребностей народного хозяйст­ва в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры народного хозяй­ства и тенденций в ее изменении;

профориентация школьников невозможна без основательного изучения их интересов, способностей, наклонностей и состояния здоровья;

в осуществлении профориентационных мероприятий необходи­мо устанавливать тесные связи школы с производством, обществен­ными и государственными организациями.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Общетехническая подготовка его, знание основ экономики социа­листического производства позволяет свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применения технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в раз­личных отраслях производства.

Учителю труда принадлежит особое место в формировании у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага».

Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в проф­ориентационной работе состоит в том, что здесь, в процессе созда­ния конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, учащиеся приобретают специальные умения и навыки, развивают свои профессиональные интересы и способности, прове­ряя в конкретной деятельности свою пригодность к той или иной работе, формируют важнейшее качество личности — трудолюбие.

На своих уроках учитель труда имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, изучить его интересы и способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.

В процессе трудового обучения учитель логически связывает сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

При изучении электротехники, например, учитель, указывает на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и применение. В соответствии с этим и профессии электротехнической отрасли промышленности можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся те профессии, которые связаны с произ­водством электротехнического оборудования, электрических ма­шин, аппаратов, приборов электромонтер-обмотчик, изолировщик, слесарь-наладчик и т. д.), ко второй группе профессии, связанные с передачей электроэнергии (электромонтер подстанций, электромонтер па эксплуатации сети к т. д.), к третьей — про­фессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь-электромонтажник, электромонтер-ремонтник и т. д.).

Учитель обращает внимание учащихся на перспективы развития этих групп профессий, на все возрастающие требования, предъявляемые ими к человеку, на необходимость прочных и систематизи­рованных знаний по электротехнике, физике, химии, математике, машиноведению.

При изучении тем ручной и механической обработки древесины учитель проводит ориентацию учащихся на профессии деревообра­батывающей промышленности, при изучении обработки металлов учащиеся знакомятся с профессиями машиностроения, металлур­гии. То же относится и к изучению основ сельскохозяйственного производства, обслуживающего труда.

Но на уроках трудового обучения учитель не только знакомит учащихся с разными отраслями народного хозяйства, профессиями, видами деятельности человека, но и воспитывает у них профессио­нальные интересы, коммунистическое отношение к труду, готов­ность трудиться, умение понять значение и красоту труда. Под руководством учителя школьники изучают элементы технологии обработки древесины, металлов, пластмасс, знакомятся с их свой­ствами, применением; изучают устройство и работу соответствую­щих инструментов, овладевают простейшими умениями в работе этим инструментом, уходу за ним, наладке, заточке. В процессе изготовления общественно полезных предметов школьники учатся планировать трудовые процессы, организовывать рабочее место, соблюдать точность в выполнении работы, экономить время и ма­териалы, самостоятельно осуществлять контроль изготовления деталей и изделий.

Личность учителя, как человека, непосредственно влияющего на формирование профессиональных намерений, является одним из факторов выбора учащимися массовых рабочих профессий.

Сама организация занятий по труду играет большую роль. Если в мастерской соблюдается надлежащий порядок, чистота, ученики работают хорошим, исправным инструментом, выполняют работу, которая их интересует, то это, безусловно, содействует вос­питанию у школьников устойчивых профессиональных интересов. Учитель воспитывает у школьников дисциплинированность и орга­низованность, сдержанность и настойчивость, ответственность и чувство долга перед своим коллективом, школой, народом, страной.

В проведении профориентационной работы в школе важное мес­то занимают внеклассные занятия с учащимися по интересам, в частности в технических кружках. При планировании и организации таких занятий, учитель должен создать все условия для раз­вития способностей ребят: конструкторских, изобретательских и др.

Следует отметить и значение внеклассных занятий по труду, которые не регламентированы рамками обязательной программы, но играют большую роль в формировании у учащихся профессио­нальных интересов.

Воспитание психологической готовности к труду, правильного отношения к различным видам общественного труда, который начинается с выполнения ребятами простейших трудовых обязан­ностей, является необходимым условием профессиональной ориен­тации. Речь идет прежде всего о воспитании у учащихся на про­тяжении всех лет обучения в школе готовности работать в соот­ветствии с общественными потребностями. Поэтому необходимо воспитать у школьников убеждение в том, что труд на общую поль­зу — это нравственный долг каждого человека перед Родиной.

Профориентационная работа в практической деятельности учителя трудового обучения — это не отдельные мероприятия, это вся его учебно-воспитательная работа, направленная на под­готовку учащихся к трудовой жизни. В связи с этим учителю не­обходимо знать основные теоретические положения системы профориентационной работы с учащимися, уметь применять основные формы и методы профессиональной ориентации учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: