Миграция населения. Тенденции миграционных процессов в РФ

Факторы, влияющие на формирование трудового потенциала.

При рассмотрении трудового потенциала как совокупности физических, интеллектуальных и социальных способностей человека или какой-то общности людей, все факторы, влияющие на его формирование можно условно разделить на три укрупненные группы (см. рис.2):

- природно-климатические;

- социально-экономические;

- демографические.

Природно-климатические факторы воздействуют на количественные и качественные показатели трудового потенциала через удобное географическое положение территорий, наличие природных и сырьевых ресурсов, благоприятные условия их залегания, относительно благоприятные климатические условия.

По мере развития производительных сил значение природного фактора для экономической деятельности людей отнюдь не уменьшается. Однако ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что природно-географические различия постепенно перестают быть барьером для расширения и укрепления постоянных экономических связей между людьми, населяющими различные территории. Ускоренные темпы развития, повсеместное хозяйственное освоение регионов страны, развитие транспортных связей, мобильность населения существенно уменьшили влияние природно-климатических факторов на увеличение трудового потенциала региона.

Формирование качественных характеристик трудового потенциала зависит от уровня экономического и социального развития региона, которые определяются структурой народного хозяйства, межрегиональными связями, развитием социально-бытовой инфраструктуры.

Уровень занятости зависит от численности населения, от его демографической структуры. Численность населения определяется на основе переписи населения. Для того, чтобы рассчитать коэффициент смертности, рождаемости, естественного прироста, необходимо определить среднюю численность населения за определенный период (Р). Этот показатель, как правило, рассчитывается за год, то есть средне годовая численность населения определяется как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года.

Абсолютные показатели рождаемости и смертности рассчитываются на 1000 человек. Разница между числом родившихся (N) и числом умерших (М) при положительном результате называется естественным приростом (Е).

Наряду с абсолютными величинами, определяются относительные показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Эти коэффициенты называются коэффициентами естественного движения населения. Они рассчитываются как для всего населения (общие коэффициенты), так и для отдельных возрастных, половых, социальных и других групп (социальные или частные коэффициенты).

Общие коэффициенты определяются как отношения соответствующих абсолютных показателей за данный период времени к средней численности населения за этот же период. Частное от деления умножается на 1000.

Общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле) определяется по формуле:

n = N / P x 1000 (%o)

Общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле):

m = M / P x 1000 (%o)

Разница между коэффициентом рождаемости (n) и коэффициентом смертности (m) составляет коэффициент естественного прироста населения (e) за год (в промилле):

e = n - m (%o)

Этот показатель может быть положительным, отрицательным или равным нулю.

Регулирование процессов миграции способствует лучшему размещению трудовых ресурсов, заселению районов хозяйственного освоения, решению задач развития материальной, энергетической и сырьевой базы страны.

Миграция – это перемещение населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания, а для трудовых ресурсов и места приложения труда.

Миграция способствует обмену трудовыми навыками, производственным опытом, ведет к обновлению кадров и их профессионально-квалификационному росту. Однако при недостаточном регулировании миграции ее масштабы могут не совпадать с народно-хозяйственными интересами. Это проявляется в том, что большое количество мигрантов направляется из трудонедостаточных регионов в обжитые, которые не испытывают недостаток в кадрах.

Как и любой сложный социальный процесс, миграцию населения можно полноценно описать только с помощью системы показателей, каждый из которых в отдельности освещает преимущественно ту или иную сторону миграции.

Все показатели миграции могут быть разделены на первичные и вторичные, абсолютные и относительные.

Основные исходные первичные показатели – числа прибывших (П) и выбывших (В). При описании миграции эти числа берутся непосредственно из статистической отчетности или из сводных материалов специальных обследований. Оборот миграции (Об) и сальдо миграции (С) логически следует получать из этих первичных данных путем их сложения и вычитания:

Об = П + В; С = П - В; (чел)

Эти показатели важны на столько сами по себе, сколько как исходные данные для получения различных относительных показателей, прежде всего – показателей интенсивности, хотя в некоторых случаях и самостоятельное значение их велико.

Конечные итоги миграционных процессов за определенных период времени оцениваются показателями результативности, которая может быть исчислена как в абсолютном, так и в относительном выражении. В качестве абсолютного показателя результативности выступает миграционный прирост (DМ), который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения за один и тот же период.

DМ = (Ч1 - Ч0) - E; (чел.)

где Ч1 - численность населения на конец периода;

Ч0 - численность населения на начало периода;

E- естественный прирост населения (разница между числом родившихся и умерших) за данный период;

Относительный показатель результативности миграции (R) исчисляется как отношение числа выбывших к числу прибывших в расчете на 1000 человек. Для данной территории независимо от масштаба измерения этот показатель выражает уровень обратного движения по отношению к прямому.

R = В / П x 1000 (%o)

Другим относительным показателем миграционных процессов является интенсивность. Коэффициент интенсивности позволяет сравнивать миграционную подвижность населения различных районов. Понятие интенсивности характеризует частоту какого-либо явления в известной среде и выражается правильной дробью, числитель которой – число случаев особого рода (число мигрантов), а знаменатель – основная совокупность (численность населения). Коэффициент интенсивности миграции целесообразно исчислять в расчете на 1000 жителей для соизмеримости с коэффициентом естественного движения.

Интенсивность прибытия (Iпр) определяется путем деления абсолютного количества прибывших в данное место на среднюю численность населения этого места (Чср):

Iпр = П / Чср;

Интенсивность выбытия (Iвыб) определяется аналогично – путем деления числа выбывших на среднюю численность населения Чср:

Iвыб = В / Чср;

В некоторых случаях целесообразно применять и показатель интенсивности миграционного оборота (I Моб), который представляет сумму показателей интенсивности прибытия и выбытия. Коэффициент интенсивности миграционного оборота можно получать как сложением коэффициентов прибытия и выбытия, так и делением суммы прибывших и выбывших на среднюю численность населения:

I Моб = Iпр + Iвыб;

I Моб = (П+В) / Чср x 1000 = Об / Чср x 1000; (%o)

Величина темпа роста определяется из сопоставления уровня изучаемого периода (у i) с уровнем, который принимается за базу сравнения. Выражаются темпы роста в процентах или в виде коэффициентов. При определении базисных темпов роста (Трб) за базу сравнения берется уровень начального периода (у 0). Если же определяют цепные темпы роста (Трц), то за базу сравнения принимается предыдущий уровень (у i-1).

Трб = у i / у 0 x 100; (%)

Трц = у i / у i – 1 x 100; (%)

Миграция населения охватывает следующие виды перемещений:

§ безвозвратные – сопровождаются сменой постоянного места жительства;

§ сезонные – это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства;

§ маятниковые – ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах;

§ эпизодические – представляют собой деловые и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям.

Миграция населения может также рассматриваться как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.

В межтерриториальных обычно различают потоки:

§ внутри- и межобластные;

§ внутри- и межреспубликанские;

§ внутри- и межрайонные.

В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления:

§ внутри городской местности (т.е. между городами и поселками городского типа);

§ внутри сельской местности;

§ сельско-городское миграционное движение;

§ городско-сельское миграционное движение.

Международная миграция – перемещение, переселение населения из одной страны в другую – может быть двух видов:

§ иммиграция – въезд в страну;

§ эмиграция – выезд из страны.

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Тенденции миграционных процессов в Российской Федерации.

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. В настоящее время для России можно выделить 3-типа миграции:

1. внутренняя;

2. миграционные связи с бывшими союзными республиками;

3. миграция за пределы России.

В до революционной России и ССР население европейской части страны двигалось от центра в Сибирь, на дальний восток, а так же южные республики.

Направление миграции постоянно менялось и в 1980г. население стало стремиться обратно к центру.

В настоящее время страна нуждается в полноценной миграционной политики, так как обострились проблемы миграции:

1. продолжается иммиграция из стран ближнего зарубежья;

2. остаются нерешенные проблемы, связанные с беженцами и переселенцами;

3. наблюдается отток населения с территории северного района, восточносибирского регионов, с дальнего востока;

4. не разработаны механизмы использования иностранной рабочей силы и организации внешней трудовой миграции;

5. отсутствует точный учет и контроль за иммиграцией иностранных граждан в Россию.

В стране зарегистрированы иммигранты свыше 40-национальностей. В 2001г. иммиграционный прирост компенсировал 24% естественной убыли числа россиян, в 1996г. около 42%.

Значительным фактором миграции стали этнополитические конфликты среди иммигрантов ищущих возможности осесть в России, есть люди разных национальностей, но основной поток это русские из бывших союзных республик.

По данным Государственного комитета по Статистики России внешняя миграция в современной России носит этнический характер (репатриация на историческую родину).

Пик миграционных движений пришелся на 1994-1996годы, после чего поток стал снижаться мигрантов.

Сохраняется отрицательная сальдо в миграционном обмене с государствами дальнего зарубежья.

Большинство мигрантов(95%) выбирает Германию, США и Израиль.

Важный аспект трудовой внешней миграции – это эмиграция высоко квалифицированной рабочей силы.

4. Демографическая ситуация и демографическая политика государства.

Демографическая ситуация – это развернутая характеристика воспроизводства населения. Воспроизводство населения по основным его структурным элементам(демографическим процессам – рождаемость, смертность, половозрастная структура.), не зависимо от уровня на котором они рассматривают демографическую ситуацию(национальную или региональную), она взаимодействует с другими социально-экономическими процессами.

К началу 1990г. экономические трудности в стране привели к резкому снижению рождаемости и повышению уровня смертности. В 1897г. население России составило 128 млн. человек.

В настоящее время в стране сложилась не благоприятная демографическая ситуация, по прогнозам УОН при сохранении нынешней тенденции развития демографических процессов, в ближайшие 50 лет численность России сократится на 30 миллионов человек.

В 2000г. в Р.Ф. темп прироста численности населения составил 0,5% (число умерших в России постоянно превышает число родившихся с 1992 года.). Общий коэффициент рождаемости в России составил 8,7‰, а коэффициент смертности равен 15,3‰. Сокращается доля детей и подростков в возрасте до 16 лет – продолжается процесс старения нации. 90 % школьников больны хроническими заболеваниями, у 70% женщин рождаются дети с родовыми травмами. Медицина стала менее доступна для населения, в связи с низким финансированием из государственного и муниципального бюджетов. Население в активном трудоспособном возрасте умирает от алкогольного отравления.

В сложившейся демографической ситуации необходимо проведение активной демографической политики на государственном уровне.

Демографическая политика – это часть социально-экономической политики государства направленная на управление процессом демографического развития страны и ее отдельных регионов, т.е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.

В настоящее время в Р.Ф. меры демографической политики должны быть направлены на решение следующих задач:

1) улучшение жизненных условий населения;

2) радикальное изменение и улучшение медицинского обслуживания населения;

3) нормализация процессов естественного движения – сокращение смертности, улучшение здоровья и повышение размера пособий на детей, стимулирование прироста числа детей в семье (только третий ребенок обеспечивает расширенное воспроизводство населения.)

В целях нормализации миграционной ситуации в России, обеспечение законных прав вынужденных переселенцев и беженцев необходимо разработать полноценное миграционное законодательство и изменить миграционную политику, усилить контроль за иммиграцией в страну, а именно:

1) разработать экономический механизм регулирования процессов миграции, ввести меры дифференцированной поддержки регионов в обустройстве мигрантов, стимулирование их прироста на определенной территории с учетом интересов государства и населения.

2) Ужесточить контроль за иммиграцией иностранных граждан в Р.Ф..

3) Оптимизировать импорт рабочей силы, определить масштабы использования иностранной рабочей силы и организовать внешнюю трудовую миграцию в стране.

4) Оказывать государственную поддержку соотечественникам за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: