double arrow

Размещение насосов и двигателей в помещении станции

Камера (площадка) регулирования давления (КРД)

Работающих последовательно и параллельно

Рис. 22. Q-H характеристика нефтепровода и насосов,

Рис. 21. Параллельно-последовательное соединение насосов (вариант 2)

Рис. 20. Параллельно-последовательное соединение насосов (вариант 1)

Рис. 19. Последовательное соединение насосов

Насосные агрегаты и площадки агрегатных задвижек

Емкость для сброса энергии ударной волны

РИС. 18. Эпюры давления НПС

Площадка фильтров-грязеуловителей

Фильтр-грязеуловитель предназначен для очистки нефти от относительно

крупных механических включений перед подачей жидкости на вход насосных

агрегатов НПС. Состояние фильтров при их эксплуатации контролируется с

помощью манометров до и после фильтра. Точное измерение перепада давле-

ния в фильтрах производится с помощью датчика перепада давления. При пе-

репаде давления на 0,05 МПа производят чистку фильтра. Если перепад

давления составляет менее 0,02 МПа, это свидетельствует о повреждении

фильтрующего элемента.

3. Блок гашения ударной волны (БГУВ) типа «Аркрон»

Система сглаживания волн давления предусматривается для промежу-

точных магистральных трубопроводов диаметром 720 мм и более. БГУВ (рис.

18) предназначен для защиты трубопровода от гидравлического удара. Сглажи-

вание происходит за счет сброса энергии части нефти в безнапорную емкость.

Гидравлический удар возникает из-за резкого увеличения гидравлического со-

противления, вызванного остановкой агрегата или НПС. Ударная волна распро-

страняется навстречу движению нефти, при этом стенки трубопровода и

оборудования испытывают импульсные воздействия повышения давления, что

может привести к прорыву. При остановке НПС-2 открываются клапаны БГУВ,

находящиеся на этой же НПС, происходит сброс энергии ударной волны в ем-

кость. В результате этого происходит медленный рост давления в трубопрово-

де, т. е. БГУВ ограничивает скорость нарастания давления в трубопроводе.

Время открытия клапанов, а, следовательно, и скорость нарастания давления

определяется настройкой БГУВ.


В качестве емкости могут быть использованы РВС-400, манифольд (ем-

кость, сваренная из труб), горизонтальные емкости подземной установки объе-

мом по 100 м3. Общий объем зависит от диаметра нефтепровода.

Для нефтепроводов диаметром 1220 мм - не мене 500 м3;

1020 мм - не менее 400 м3;

820 мм - не менее 200 м3.

Насосный агрегат (насос и привод) - основное оборудование на НПС. На

современных НПС агрегаты состоят из центробежных насосов типа НМ (неф-

тяной, магистральный) и электродвигателей типа СТД (синхронный трехфаз-

ный двигатель). Насос подключается к трубопроводу через приемную и

выкидную задвижки, между задвижками устанавливается обратный клапан,

обеспечивающий проток нефти при закрытых задвижках.

Соединение насосов между собой может быть последовательное

(рис. 19) и параллельно-последовательное (рис. 20-21). Q-H характеристика

нефтепровода и насосов, работающих последовательно и параллельно приве-

дена на рис. 22.

При последовательном соединении насосов увеличивается напор и произ-

водительность. При параллельном режиме работы производительность увели-

чивается (если включены параллельно два нефтепровода), напор остается без

изменений, т. е. параллельный режим работы насосных агрегатов используется

при работе НПС на два параллельных нефтепровода.



Для регулирования давления монтируются поворотные регулирующие за-

слонки. С помощью этих заслонок обеспечивается поддержание давления на

приеме ниже заданного исходя из условий прочности трубопровода.

Фундаменты под насос и электродвигатель могут быть раздельные или

общие, при блочном исполнении агрегата.

Насосы, будучи жестко связанны с технологическим трубопроводом не-

разъемными сварными или фланцевыми соединениями, устанавливаются на

фундаментах также достаточно жестко, без возможности их перемещений в

дальнейшем.

Электродвигатели имеют подвижный вариант установки, что позволяет

производить регулирование соосности валов и двигателей, необходимость в ко-

тором возникает в процессе эксплуатации.

При размещении оборудования в закрытом помещении большое внима-

ние уделяется пожаро- и взрывоопасное™, т. к. нефть и нефтепродукты к взры-

воопасным объектам класса В-2А. По этой причине компоновка насоса и

двигателя зависит от исполнения электродвигателя.

Если двигатель имеет взрывозащищенное исполнение типа СДТП (про-

дуваемое), то насос и двигатель располагаются в одном помещении, использу-

ются специальные вентиляторы, обеспечивающие подачу воздуха под крышку

электродвигателя.


В тех случаях, когда используют двигатель обычного исполнения, насосы

и двигатели устанавливаются в отдельных помещениях, отделенных стеной.

Насосный зал является взрывоопасным помещением, т. к. здесь устанавливает-

ся оборудование во взрывоопасном исполнении. В электрозале с помощью

подпорных вентиляторов создается избыточное давление.

При раздельной компоновке насосного агрегата применяются 2 способа

сочленения насоса и электродвигателя:

- без промежуточного вала, герметизация прохождения вала через разде-

лительную стенку обеспечивается сальниковым уплотнением;

- без промежуточного вала, герметизация прохождения вала через разде-

лительную стенку обеспечивается созданием воздушной завесы с помощью

безпромвальной вентиляции.

Давление воздуха в камере контролируется и при давлении ниже заданно-

го, идет команда на отключение НПС, т. к. нарушается герметизация между на-

сосным залом и электрозалом.

В последнее время для соединения насоса и электродвигателя широко

применяются упругие пластичные муфты, которые компенсируют смещение

валов насосного агрегата. Эта муфта передает без люфта вращательный момент

и компенсирует осевые, угловые и радиальные смещения.

Вопросы для самоконтроля

1. Узел подключения НПС.

2. Площадка фильтров-грязеуловителей.

3. Блок гашения ударной волны (БГУВ) типа Ар крон.

4. Емкость для сбора энергии ударной волны.

5. Насосные агрегаты.

6. Площадка агрегатных задвижек.

7. Два способа соединения насоса электродвигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: