Вспомогательное оборудование насосной станции
К вспомогательному оборудованию НПС относятся системы, обеспечи-
вающие нормальные условия работы основного оборудования станции.
В состав вспомогательных систем входят два механизма соединенных па-
раллельно. Механизмы работают в режиме автоматического включения резерв-
ного (АВР) механизма, т. е. один механизм (насос, вентилятор) работает как
основной и при его отказе в работе автоматически включается резервный. Для
предотвращения перетока жидкости через механизм, который находится в ре-
зерве, на выходе каждого механизма устанавливается обратный клапан.
Переход на резервный механизм сопровождается сигнализацией. «Неис-
правность вспомогательной системы». При отказе в работе резервного меха-
низма происходит отключение, которое сопровождается сигнализацией
«Авария вспомсистемы».
По значимости вспомогательные системы разделяют на два вида:
- вспомогательные системы (вспомсистема I);
- вспомогательные сооружения (вспомсистемы II).
К вспомсистеме I относятся системы, без постоянной работы которых,
основное технологическое оборудование работать не сможет. К ним относятся:
- маслосистема, предназначена для бесперебойной подачи масла на
подшипники насосного агрегата;
- подпорная вентиляция, предназначена для создания избыточного дав-
ления воздуха в электрозале;
- вентиляция безпромвальной камеры, предназначена для создания
воздушной прослойки при проходе вала через разделительную стену;
- вентиляция для продувки электродвигателя (используется при уста-
новке насосного агрегата в общем) предназначена для создания избыточного
давления воздуха в электродвигателе;
- система оборотноговодоохлаждения (используется при установке насос-
ного агрегата в общем укрытии) предназначена для охлаждения электродвигателя.
ПРИ АВАРИИ ВСПОМСИСТЕМЫ I ПРОИСХОДИТ АВАРИЙНОЕ
ОТКЛЮ ЧЕНИЕ НПС.
К вспомсистеме II относятся системы, выход из строя которых на непро-
должительное время не приводит к остановке основного технологического обо-
рудования:
- приточно-вытяжной вентиляция;
- системы откачки утечек;
- системы промышленной канализации;
- системы пожаротушения;
- системы водоснабжения;
- отопительной системы (котельной).
Системы пожаротушения иногда относят к аварийным системам, которые
включаются при аварийных ситуациях.
При аварии вспомогательных устройств (вспомсистемы II) остановка
НПС не происходит.
Система смазки служит для подачи масла в узлы трения (подшипники) с
целью уменьшения трения и отвода тепла.
Маслосистема монтируется в заглубленном состоянии, что позволяет
маслу из подшипников самотеком поступать в бак. Контроль за работой систе-
мы осуществляется по трем параметрам: давлению, температуре масла, перепа-
ду давления на фильтрах.
Подача масла к подшипникам бывает: динамической и статической.
Динамическая подача масла за счет маслонасосов.
Статическая - за счет статического столба из аккумулирующего маслоба-
ка, поднятого на высоту.
При раздельной компоновке насосного агрегата на некоторых НПС масло
на насос и электродвигатель поступает из разных систем, что обеспечивает
безопасную эксплуатацию в случае попадания нефти в маслосистему.
В состав маслосистемы входит (рис. 23):
1. Маслобаки, предназначенные для сбора масла с подшипников и отды-
ха масла (охлаждение, выпадение осадков). Сигнализаторы контролируют уро-
вень масла. При аварийно максимальном уровне масла в маслобаке происходит
остановка НПС (из-за попадания нефти через торцевые уплотнения насоса).