Искусство ориньяка и солютре. Скульптура и гравировка. Список жанров музыки барокко

Ссылки

Библиография

Примечания

Музыка барокко в кино

См. также

Список жанров музыки барокко

Инструменты

Джаз

Музыка барокко и джаз имеют некоторые точки соприкосновения. Музыка барокко в основном написана для небольших ансамблей (в то время не существовало реальной возможности собрать оркестр из сотни музыкантов), напоминающих джазовый квартет. Также произведения барокко оставляют широкое поле для исполнительской импровизации. К примеру, множество барочных вокальных произведений содержит две вокальные части: первая часть пропевается/проигрывается так, как указанно композитором, а затем повторяется, но вокалист импровизационно украшает основную мелодию трелями, фиоритурами и другими украшениями. Однако, в отличие от джаза, изменения ритма и основной мелодии не происходит. Импровизация в барокко лишь дополняет, но ничего не изменяет.

В рамках стиля кул-джаз в 1950-е годы появилась тенденция проведения параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив общие гармонические и мелодические принципы в столь отдалённых музыкально и эстетически периодах, музыканты проявили интерес к инструментальной музыке И. С. Баха. Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Билл Эванс, Джерри Маллиган, Жак Люсье, но в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом[18].

Основная статья: Музыкальные инструменты эпохи барокко

Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение; вплоть до конца XVIII века колёсная лира оставалась модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

Инструментальные жанры
  • Концерт
  • Кончерто гроссо
  • Фуга
  • Сюита
    • Аллеманда
    • Куранта
    • Сарабанда
    • Жига
    • Гавот
    • Менуэт
  • Соната
    • Камерная соната Sonata da camera
    • Церковная соната Sonata da chiesa
    • Трио-соната
    • Классическая соната
  • Увертюра
    • Французская увертюра (фр. Ouverture)
    • Итальянская увертюра (итал. Sinfonia)
  • Партита
  • Канцона
  • Симфония
  • Фантазия
  • Ричеркар
  • Токката
  • Прелюдия
  • Чакона
  • Пассакалия
  • Хоральная прелюдия
Вокальные жанры
  • Опера
    • Сарсуэла
    • Опера-сериа
    • Опера-буфф
    • Опера-балет
    • Маска
  • Оратория
  • Страсти
  • Кантата
  • Ария
  • Месса
  • Гимн
  • Мотет
  • Хорал
  • Список композиторов эпохи барокко
  • Необарокко
  • Постбарокко

Le pont des Arts / «Мост искусств» (Франция, 2004, реж. Эжен Грин).

↑ Показывать компактно

  1. См. «Временны́е рамки периодов развития классической музыки», где обсуждаются хронологические границы музыкально-исторических эпох.
  2. Барокко

— статья из Большой советской энциклопедии

  1. 12 Барокко на museum-online.ru
  1. Цит. по кн.: Базен Ж. Истории истории искусств: От Вазари до наших дней. М. 1994. С. 142.
  2. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX в.в.: Учебное пособие. — СПб., 2006. С.45.
  3. Шерман Н. С. Формирование равномерно-темперированного строя.
  4. Илиас Хрисокоидис (Ilias Chrissochoidis), «Полемика Артузи с Монтеверди: предпосылки, содержание и современные интерпретации» (англ. The 'Artusi-Monteverdi' Controversy: Background, Content and Modern Interpretations), King’s College, Лондон
  5. 12 М. Вайнрот, «Английская консортная музыка XVII века» — Статья, помещённая на грампластинке «Английская консортная музыка XVII века», «Мелодия», 1983
  6. Гомофония

— статья из Большой советской энциклопедии

  1. Генерал-бас

— статья из Большой советской энциклопедии

  1. Монодия

— статья из Большой советской энциклопедии

  1. 1234 Ливанова Тамара Николаевна, «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983
  2. «Theory of music — Harmony»
  1. Данные Роберта Виенпала
  2. Норман Дуглас Андерсон (Norman Douglas Anderson, B.Mus., M.Mus., M.L.S.), диссертация «Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries», Copyright 1992 Norman Douglas Anderson
  3. Walter Piston. Counterpoint (1947)
  4. [Cultureciosque.com Сайт Cultureciosque.com](недоступная ссылка)
  5. Михаил Митропольский, «История джаза для начинающих», 2004
  • Давид Шуленберг (Schulenberg, David), «Music of the Baroque». New York: Oxford UP, 2001. ISBN 0-19-512232-1
  • Шерман Н. С. Формирование равномерно-темперированного строя. М., 1964.
  • Ливанова Т. Н., «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983 г.
  • Норман Дуглас Андерсон (Norman Douglas Anderson), «Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries», Copyright 1992 Norman Douglas Anderson
  • Бронфин Е Ф., «Клаудио Монтеверди». М.,1969 г.
  • Розеншильд К. К., «Музыка во Франции XVII — начала XVIII века», «Музыка», 1979 г.
  • Лобанова М. Н., Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: "Музыка", 1994. ISBN 5-7140-0393-4.
  • Илиас Хрисокоидис (Ilias Chrissochoidis), The «Artusi-Monteverdi Controversy: Background, Content and Modern Interpretations», King’s College, Лондон, 2004 г.
  • Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1
  • Хронология ренессанса и барокко
  • фонд «Орфеон», Вена, Австрия
  • baroquemusic.org
  • Путеводитель по музыкальным инструментам эпохи барокко
  • Vox Saeculorum, международное сообщество современных композиторов, пишущих в стиле барокко
  • Барокко «для начинающих»
  • Quell'usignolo

: сайт про оперу барокко (фр.)

[скрыть] Музыка
История Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность  
Композиция Композитор • Форма • Жанры • Нотация • Теория • Алеаторика • Импровизация
Индустрия Музыкант • Инструменты • Песня • Альбом (концертный • сборник • студийный • мини) • Лейбл • Продюсер
Этническая музыка Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия
Другое Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф
Проект:Музыка • Портал:Музыка

Категории:

  • История музыки
  • Музыкальные течения
  • Музыка эпохи барокко
  • Эпоха Просвещения

I- каменный или ранний (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.)

II – палеолит (древний каменный век)

1- нижний палеолит

2- средний или мустье – неандертальцы

3- верхний –кроманьонцы (от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н.э.)

А-ореньяк – скребки (33-19 вв. до н.э.)

Б-солютре-наконечники (18-15 в. до н. э.)

В-мадлен (15-8)

II-мезолит

III- неолит

IV-Бронзовый век (от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н.э.)

V-Железный век (от 1100 г. ~ до XIX в. н.э.)

Ориньяк-появление и развитие скульптуры. Культ плодородия.

Больше всего ценилась сытость. Идеал продолжения рода, полноты во всем-Виллендорфская венера (культурный идеал). НЕ делали рук, глаз, ступней, так как верили что похожие на людей скульптуры оживают. Все гипертрофированно.

Листокская венера с элементами стилизации. Далее больше декоративной стилизации. Появление копьеметалок – самое начало искусства. Присуще пластика, пропорции, похожесть. Жезлы начальника – резная кость (скорее мадлен).

Из скульптуры исчезает культ плодородия, появляются новые жанры.

Ранние рисунки примитивны: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещеры Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции); беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами – так называемые «макароны» или «меандры»; оттиски человеческих рук, обведенных краской – так называемые, «позитивные» или «негативные» отпечатки рук. Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер.

На протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

Фрагмент интерьера пещеры Ла Пилета (Малага, Испания), где абстрактные фигуры нарисованы при помощи простейших штрихов.

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Вначале штрихи располагались произвольно, потом — в определенном направлении, в результате образуя меандры либо круги. В одной из галерей пещеры Апь-тамира (Кантабрия, Испания) можно видеть совокупность очень длинных линий — они достигают шести метров, — еще не складывающихся в какие-либо определенные формы. Остатки таких оттиснутых изображений сохранились во многих пещерах, среди которых можно назвать Гаргас (Французские Пиренеи), Пеш-Мерль (Лот, Франция), а также Ла Пилета (Малага, Испания). В Зале Иероглифов пещеры Пеш-Мерль сохранилось изображение северного оленя огромных размеров.

Деталь росписи главного зала пещеры Ласко в Монтиньяке (Дордонь, Франция), на которой — группа оленей с ветвистыми рогами. Сочетание изображений животных и линейных штрихов — типичное явление, как это видно на примере изображения в одной из галерей пещеры Альтамира (Кантабрия, Испания), где голова самки оленя пересечена многочисленными извилистыми линиями, наложенными друг на друга.

Позднее появляются контуры целиком в технике рельефа, исполненного пока еще грубо и неуклюже. Примером может служить изображение какого-то непонятного животного в Белькоре (Дордонь, Франция), высеченное грубыми, глубокими бороздами на известняковой поверхности. Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Другой подобный пример можно видеть в пещере Ла Мут (Дордонь, Франция), это маленький рельеф, изображающий бизона и исполненный чрезвычайно точными штрихами. Еще один пример можно видеть в пещере Ла Клотильда (Кан-табрия, Испания). Речь идет о нарисованном на глинистой поверхности быке или бизоне.

На этом же этапе начинается использование цвета. В пещере Гаргас сохранились красные отпечатки рук, считающиеся одним из древнейших памятников палеолитического искусства.

Эпоха Солютре – изображения на плоскости (гравировка, живопись и т.п.)

Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.

В пещере Ле Тук д`Одубер (Арьеж, Франция) находится изображение пары бизонов. Глубина этого горельефа такова, что фигуры кажутся настоящими круглыми скульптурами; но это не так, поскольку они остались прикреплены к верхним пластам породы. Этот последний этап палеолита считают моментом высшего расцвета наскального искусства.

В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий.

Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони.

Первые изображения – отпечатки ладоней и «макароны». Они продавлены палочками, а затем делаются на твердом камне т прорезаются, становятся фигуративными.

Солютре – графика – живопись. Появляется пространственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: