Самые ранние сведения о существовании в Западной Европе церковных сокровищниц восходят к началу VII в., однако подлинный размах в их строительстве наступил с восшествием на престол франкского короля, а затем императора Карла Великого (768 — 814). Покоряя европейские народы, он вводил среди них христианство и тем самым давал импульс возникновению новых церквей и монастырей.
Вклады и пожертвования прихожан служили одним из важнейших источников пополнения храмовых сокровищниц. Славу щедрого вкладчика снискал сам Карл Великий, который за три года до смерти, оставив треть своих богатств наследникам, разделил остальные ценности между двадцатью четырьмя аббатствами королевства. Военная добыча, захваченная во время сражений с аварами и арабами, также обогащала христианские сокровищницы, а в XI — XIII вв. важнейшим источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы на Восток с целью «вырвать Гроб Господень» из рук «неверных».
Яркой иллюстрацией к сказанному могут служить итоги IV крестового похода. В силу внешних причин он изменил свою первоначальную направленность против Египта и завершился страшным опустошением
и разграблением в 1204 г. православного Константинополя, когда не щадились ни памятники искусства, ни церковные святыни. Военная добыча, полученная при этом венецианцами, легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.
Крестоносцы же отдали свою часть награбленных ценностей под залог для получения ссуды французскому королю Людовику IX Святому. Король не стал требовать возврата долга и поместил драгоценные реликвии в специально возведенную в Париже часовню Сен-Шапель.
Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищ-
ниц непременно входили реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками и другими почитаемыми в христианском мире личностями. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани,
в которые заворачивались их останки, а в случае мученической смерти — орудия истязания и казни. В специальных серебряных или свинцовых сосудах хранили масло из погребальных лампад, а в низких широких ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали считавшуюся священной почву Палестины. Иногда одни и те же реликвии появлялись в нескольких экземплярах, а их обладатели доказывали подлинность своего раритета. Например, только в Европе как минимум 29 церквей и монастырей утверждают, что именно у них хранятся гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа.
Вот примерный состав коллекции христианских реликвий, хранившихся
в начале IX в. в одном из монастырей империи Карла Великого: «пояс Госпо-
день, одежда Его, Его сандалии, ясли собора св. Вита Его, губка, из которой Он был напоен, вода Иордана, камень, на котором сидел Иисус Христос, когда насытил пятью хлебами 5 тыс. людей, свечка, светившая при Его рождении, реликвии с горы Фавор, млеко Божией Матери, Ее волоса,
Ее одежда и паллий, волос из бороды ап. Петра, его сандалии и рубашка, его стол, стол св. Павла, его орарь»
Особо почитались мощи — нетленные останки людей, причисленных церковью к лику мучеников и святых. За обладание ими вспыхивала настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Святые останки
помещали в специальные вместилища — реликварии, которые изготавливались из благородных металлов, слоновой кости, дерева и украшались драгоценными камнями, резьбой, эмалью. Они могли иметь форму продолговатого домика с двускатной крышей или готического
храма, иногда принимали вид крестов, нарядных ларцов, цилиндрических сосудов, башенок. Если же реликвией являлась часть тела святого, то реликварии создавался в форме руки, ноги, головы, пальцев, то есть сообразно тому, что должно было в нем храниться.
С большой тщательностью в западноевропейских церковных собраниях хранились изделия художественного ремесла античных мастеров, качественный уровень которых средневековые ремесленники уже не
в состоянии были воспроизвести — камеи и инталии.
К ним Средневековье питало истинную страсть, благодаря чему они и дошли до нашего времени.
В храмовых собраниях встречались необычные минералы, бивни слонов, пальмовые ветви, страусовые яйца и другие образцы мира природы. Их при-
возили главным образом паломники как «памятки» из Святой Земли.
Церкви и монастыри берегли и мемориальные предметы, имевшие отношение к выдающимся историческим деятелям. Известно, например, что в киевском храме Святой Софии до его разграбления по-
ловцами в 1202 г. хранились
одежды первых князей.
Церковные сокровищницы часто посещали странствующие богомольцы, ведь паломничество было характерным явлением средневековой культуры. Западная церковь нередко налагала паломничество к местным и зарубежным святыням как епитимью для «врачевания духовного», а с XIII в. и светские суды Западной Европы стали приговаривать к паломничеству преступников.
В дни торжественных богослужений особо чтимые реликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая утварь из сокровищниц использовалась
в священнодействиях. Искусство оказывало огромное влияние на разум и чувства прихожан. Создаваемый им зрительный образ церковь, безусловно, использовала как инструмент воспитания христианского благочестия, а не художественного вкуса. Идеологическая и дидактическая функции произведений живописи и скульптуры долго преобладали над их эстетической ценностью. Тем не менее объективно храмы все же способствовали развитию эстетического чувства верующих, ведь богослужебная утварь и произведения искусства, оформлявшие интерьер, несомненно, отражали художественные представления эпохи.
Созерцая красоту и гармонию внутреннего убранства храма, человек в то же время постигал «мировое устройство», ведь средневековый храм с его архитектурными и изобразительными формами был своего
рода «библией для неграмотных».
Дело в том, что одна из характерных черт средневековой ментальности заключалась в мышлении символами. Один из отцов западной христианской церкви
Августин Блаженный (354 — 430) учил, что мир состоит из знаков-символов и вещей. «Вещи» — это материальные предметы, окружающие человека, но они одновременно являются и знаками, отображением того, что существует в иной сфере, сверхъестественной и священной. Огромным хранилищем
символов виделись природа и искусство, особенно архитектура. Цвет, линия, форма обозначали высшие духовные категории и создавали сложную символику художественных образов. Каждая архитектурная деталь
храма, его купол, приделы, алтарь, планировка внутреннего пространства были наполнены глубоким символическим смыслом, должны были давать представление об устройстве мира, о космическом порядке.
В храме воплощалась вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство заключало в себе совокупность взглядов и представлений, которыми должен был руководствоваться человек в своей повседневной жизни. Вместе с тем отдельные статуи, иконы, картины были связаны с окружающим их пространством и изолированно не воспринимались, какое бы глубокое символическое значение они ни не-
сли. Эту пространственно-предметную среду храма, озданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум
и чувства человека, некоторые исследователи считают «праформой» музейной экспозиции.