Средневековые города Западной Европы

Начало средневековья в истории Западной Европы относиться в V - X вв., когда феодальный уклад окончательно сменил рабовладельческий. Падение Римской империи и образование на её территории мелких и крупных варварских государств вызвали упадок городской культуры. Старые римские города утратили своё былое социальное и экономическое значение. Главной экономической ячейкой в этот период был уже не город, а укреплённое сельское поместье - пфальц. В Европе воцарилось натуральное хозяйство, а вместе с ним и сельский характер населения. В некоторых городах старые античные сооружения (напр. стены амфитеатра в г.Арль) использовались для новых целей (оборонительных и т.п.). Единственными центрами раннесредневековой культуры были монастыри, которые возникали на свободных, ранее н е занятых территориях и на первых порах носили характер трудовых общин. Пример раннего монастыря - Санкт-Гелленскнй монастырь, основанный в VII в. в Швейцарии. В центре монастыря стоял храм, у которого две башни по сторонам главного фасада исполняли роль дозорных вышек. С юга и севера к храму примыкали монастырские постройки, на территории монастыря также имелись также ремесленные мастерские, огороды и скотный двор. Обычно монастыри возникали при поселениях, однако во многих случаях они сами становились причиной возникновения городов - монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции (возник в VIII в.).

Однако своим возникновением большинство западноевропейских городов связаны не с монастырями, а с замками. Интенсивное замковое строительство совпадает с завершением процесса становления феодального строя в Западной Европе, т.е. с периодом, когда сложилась как крупная феодальная земельная собственность, так и сеньоральная (вотчинная) система землевладения. Потребность защиты своей семьи и подвластного населения от подобных же феодалов-соседей повлекла за собой создание мощных оборонительных сооружений, состоявших их жилой и дозорной башни - донжона, крепостных стен, внутреннего двора, жилых и хозяйственных построек. Обычно для замка выбиралось самое неприступное место на скале, основе, на мысе рек и т.д. Примером этому является замок Каркассон, на юге Франции. В XII в. на вершине холма был построен замок местных феодалов, окружённый рвом и соединённый с внешним миром лишь через подъёмный мост. С западной стороны замок имел дополнительное укрепление в виде массивной башни - барбакана, вынесенного вперёд за пределы замковых стен. Почти одновременно с замком возникло торгово-ремесленное поселение, окружённое в XIII в. крепостными стенами. Городские стены, сложенные из местного камня, окружали город двумя параллельными кольцами. Многочисленные башни и мощные крепостные стены делали город неприступной твердыней. Часто замок был не просто жилищем очень богатого хозяина, а скорее дворцовой резиденцией. В этом случае дорога, ведущая к замку, играла роль парадного въезда, а вассальное поселение строилось вдоль этого пути. Примером такого рода замков является замок Пьерфон.

Х-ХП вв. стали периодом активного строительства городов, что было связано с дальнейшим развитием производительных сил и отделением ремесла от сельского хозяйства. В это время феодальные замки стали центрами концентрации торгово-ремесленного населения. Оживились в это период и некоторые старые римские города (Милан, Флоренция, Париж, Кёльн, Лион, Лондон).

Иногда городами становились сельские поселения, но лишь в том случае, если в них были благоприятные условия для развития торговли и ремесла - например, на месте древнего торга, который довольно часто возникал на территории бывшего общинного выгона, обычно имевшего линзовидную форму. Подобные "длинные рынки" были свойственны также и поселениям, выраставшим на проезжей торговой дороге. Торговые площади подобной конфигурации ("длинные рынки") имелись во многих городах Европы, в том числе в Беларуси (г. Гродно). Большое значение в жизни средневековых городов имели ярморочные центры. В раннесредневековое время ярмарки были единственными местами обмена. В дальнейшем, с развитием городов и международной торговли значение и число ярмарок увеличилось.

Размеры городов зависели от их экономического значения. Основная масса городов имела незначительные размеры — 2-5 тыс. жителей, но имелись города, население которых в период расцвета приближалось к 100 тыс. человек (Лондон, Париж, Флоренция, Венеция). Население городов пополнялось как за счёт естественного прироста, так и за счёт беглых крестьян, которые, прожив более года в городе, освобождались от крепостной зависимости. Этим активно пользовалась сельская беднота — немецкая поговорка гласила "Городской воздух делает свободным".

Многие города возникали на землях феодалов и в дальнейшем они проходили тяжёлый путь борьбы против своих сеньоров за независимость. Вольности, за которые боролись жители средневековых городов, заключались в праве иметь свой городской суд, в замене сеньориальных повинностей денежными взносами, в признании за городской общиной права содержать своё войско и строить укрепления, а также иметь свои выборные органы управления - городской совет. К концу Х1П в. большинство средневековых городов Западной Европы имело городские советы, в обязанности которых входило следить за взиманием налогов, осуществлять надзор за торговлей и ремеслом, распоряжаться финансами, следить за обороноспособностью

города и его благоустройством. Иногда добытые путём борьбы права городов приобретали характер свода законов. Наиболее интересным документом такого рода является так называемое "Магдебургское городское право", сильно повлиявшее на общее развитие и строительство многих европейских городов.

Магдебургское городское право возникло в XIII в. в крупном ганзейском городе Магдебурге на востоке Германии. В основу кодекса были положены привилегии полученные жителями Магдебурга от архиепископа этого города в 1188 г., а также более древний свод законов - так называемое "Саксонское зерцало".

Города, построенные в соответствии с Магдебургским городским правом, получали самоуправление, льготы в отношении ремесла и торговли, право судопроизводства и взимания налогов. Они освобождались от феодальных повинностей и, что особенно важно, становились коллективными собственниками городской земли. Последнее имело большое значение и позволяло членить территорию города на более или менее равные участки, которые отдавались в "держание" жителям этого города. То обстоятельство, что земля считалась общегородской, позволяло ввести ряд дополнительных правил по эксплуатации и застройке участков. Так, например, жители могли устраивать плодовые сады на своих участках, но так, чтобы ветви фруктовых деревьев не свешивались на участок соседа. С этой целью, а также закрепления первичной конфигурации участка предписывалось ограждать их заборами. Большое внимание уделялось наследованию права пользования земельным участком. Закон строго следил, чтобы участок получали прямые наследники умершего, в противном же случае участок отчуждался в пользу городской общины. Конфискация участков производилась и в тех случаях, если тот или иной житель города совершал преступление. Все эти правила имели целью предотвратить анархию в городском землепользовании и воспрепятствовать образованию крупных наделов в руках феодалов или разбогатевших бюргеров. Кроме того, Магдебургское право служило средством привлечения торгово-ремесленного люда в районы, нуждавшиеся в заселении в интересах отдельных феодалов или целых феодальных государств. Многие города, построенные в соответствии с Магдебургским правом, первоначально сохраняли следы первичного межевания, но были и такие, в которых равенство размеров земельных наделов довольно быстро разрушалось.

Городские центры средневековых городов имели общие черты, свойственные всем городам Европы, что отнюдь не и исключало огромного разнообразия архитектурно-пространственных решений. В центр е города располагалась площадь, архитектурное оформление которой составляли сомкнутые ряды домов со щипцовыми крышами и контрастные им монументальные объёмы городских костёлов и ратуши. Это придавало площади замкнутый характер, а также камерность и разнообразие. Доминирующее положение на площади и в городе в целом всегда занимал городской собор, который обычно строился за счёт горожан на свободной от застройки территории. Собор имел не только культовое предназначение, он был одновременно и крупным городским сооружением, в котором можно было укрыться в случае опасности. Его украшения и конструктивные элементы были своеобразной "книгой" по священной истории и истории своего края для неграмотных в большинстве своей жителей. Так, например, собор Парижской Богоматери (1163 - 1330-е гг.) мог вместить около 9000 верующих, при этом его внутреннее пространство более чем в два раза превышало пространство размещённой перед ним площади. С такой площади мелкая готическая скульптура, за исключением нижнего яруса, плохо обозревалась. Всё это говорит о том, что главным элементом любого готического собора был его интерьер, а не окружающее его городское пространство. Иногда городские пространства, окружавшие собор, превращались в систему взаимосвязанных площадей — таковы были площади в центре г. Зальцбурга.

Огромную роль в жизни средневековых городов играли городские рынки. Обыкновенно рыночные площади располагались рядом с собором и часто соприкасались с соборной площадью под углом. Кроме главной рыночной площади, застроенной монументальными сооружениями домов цеховых общин, ратушей, собором и жилыми домами зажиточных бюргеров, обычно существовали отдельные городские пространства для торговли мясом, рыбой, сеном, дровами и т.п. Большую роль в архитектурном оформлении рыночных площадей играли скульптура и городские бассейны, часто украшенные каменной резьбой наподобие металлических стрел и имевшие металлические ограждения. Главным зданием, олицетворявшем гражданскую жизнь средневековых городов, была ратуша. Как и городские соборы, ратуши строились на средства самих горожан и отражали вкусы того или иного городского поселения. Обычно здание ратуши имело вытянутую в плане форму и располагалось вдоль одной из сторон рыночной площади. В других случаях оно имело более компактный объём и занимало на площади угловое или центральное положение. Здания ратуш обычно увенчивались башней, часто со шпилем и колоколом, созывавшем горожан. Прекрасным примером городской ратуши является Палаццо Векьо во Флоренции, возведённое в 1298-1314 гг. Арнольфо ди Камбио. Асимметрия размещения башни на здании ратуши удачно сочеталось с асимметрией самой площади.

Улицы средневековых городов не составляли для жителей отдельной самостоятельной архитектурной темы. Они были коммуникациями и в этом видели их основное назначение. Улицы были узкими, грязными и имели мощение в исключительных случаях. Известно, что каменные мостовые в XIII в. появились в некоторых богатых итальянских городах, в Праге - в 1331 г. только на главной улице. Основная масса средневековых городов не имела мощения. Жилые дома с нависшими один над одним этажами придавали улицам вид узких каньонов, в которых застаивался воздух, и часто сливались нечистоты. Исключение составляли лишь улицы, по которым проходили религиозные или гражданские процессии, а также пути следования королей и крупных феодалов. Большая скученность населения повлияла на формирование жилища городского типа, которое очень медленно развивалось. Наличие местных строительных материалов определяло характер жилой архитектуры. В Италии и Южной Франции многие городские дома строились из камня. В городах северной Германии и Нидерландов распространено было кирпичное и фахверковое строительство. Деревянные дома с каменным низом имели большое распространение в Центральной Европе и Англии. На нижних этажах жилых домов располагались лавки, на верхних - жилые комнаты. Часто дома выходили на улицу торцевыми фасадами, увенчанными щипцовыми фронтонами, что придавало силуэту улицы зубчатый характер. В больших городах жилые дома почти не имели дворовых участков. Городские мосты, как правило, застраивались домами, между которыми оставался лишь узкий проезд. Нижние этажи занимали лавки торговцев и ростовщиков (Мост Менял в Париже, мост Риальтов Венеции). Редким исключением из этого правила стал Карлов мост в Праге, построенный в середине XIV в. его протяжённость составляла 516м при ширине 10 м.

Несмотря на непринуждённость архитектурно-планировочной структуры средневековых европейских городов они не производили хаотичного впечатления. Наоборот, в городе наблюдалась чёткая структура земельных наделов, а также взаимосвязь архитектурных вертикалей с городским пространством улиц и площадей. Так, все городские ворота были увенчаны башнями, фиксирующими начало главных городских коммуникаций. Островерхие шпили готических костёлов и башня ратуши указывали на местоположение главных площадей и соединяющих их улиц и давали возможность легко ориентироваться в городе. Архитектура городских площадей представляла собой сомкнутые ряды домов со щипцовыми крышами и контрастные им монументальные объёмы городских костёлов и ратуши.

В эпоху средневековья многие новые города возводились по заранее продуманной с чёткой планировкой схеме. Это было характерно для всех полувоенных торгово-ремесленных центров (г. Пирна около Дрездена). Большое количество таких городов было построено в Польше - Краков, Торунь, Гданьск, Ново Място и др., в Чехии - Ческе-Будеёвице и др., а также во Франции.

Планировка регулярных городов занимала средневековых архитекторов не только в практическом, но и теоретическом плане. Это относится к Италии, где в эпоху средневековья сохранялось большое количество городов, спланированных ещё в римскую эпоху по типу военного лагеря. В большинстве случаев эти города стан овились ядрами для средневековых городских образований - выходя за стены античного города, средневековая застройка продолжала своё развитие вдоль сложившихся к этому времени дорог. В г.Болонья от городских ворот, у которых оканчивалась некогда "декуманус максимус", сформировались пучки радиальных улиц. Однако нет примеров в средневековой Италии примеров строительства новых городов по заранее продуманному плану. Именно поэтому особый интерес представляет чертёж, составленный флорентийским архитектором Арнольфо ди Камбио в виде абстрактной геометрической схемы разбивки городской территории на кварталы с участками, глубина которых уменьшалась в пропорциональной прогрессии по мере удаления от центра города. Построение было сделано им посредством наложения на план города шестигранников.

В романский период, когда городское строительство только ещё начиналось, на формирование архитектурно-художественного мышления существенно повлияли крестовые походы, в процессе которых не одно поколение жителей Европы непосредственно соприкоснулось с христианским Востоком. Подлинными причинами походов были экономические, но идеологически это обосновывалось ведением войны за священный город христиан - г. Иерусалим. И хотя средневековый Иерусалим не походил на библейский, он имел определённое влияние на представление средневековых жителей о "совершенном" городском образце. Фанатически настроенные рыцари крестовых походов, возвращаясь домой уносили с собой идеализированные воспоминания о восточной столице, которой они подражали при закладке новых поселений.

Иногда уподобление легендарному прототипу ограничивалось воспроизведением названий его отдельных частей, храмов, крепостных сооружений (г. Сион в Швейцарии, возникший в XI в. в период и на пути первого крестового похода). Однако средневековое строительство обладает достаточным количеством примеров, когда строители городов не ограничивались одной лишь топонимикой, а делали попытки объёмно-пространственного воссоздания легендарных библейских сооружений. Например, в г. Пиза, здания, составлявшие соборный ансамбль (начат в XII в.), в какой-то мере повторяли топографию Иерусалима — латинская церковь, апокрифическая башня Давида и ротонда храма Господня. Существенным дополнением в тематическом наполнении ансамбля также стал и перенесённых прах павших пизанских крестоносцев.

Здесь не было натурального подобия, это скорее была архитектурная фантазия на определённую тему, свидетельствовавшая о богатстве творческого воображения средневековых мастеров и об их способности к образному формотворчеству. Примером такого же рода градостроительных подражаний можно считать средневековый г. Дрезден. Местные маркграфы построили в XII-XIII вв. несколько военных поселений. Так как Дрезден возводился преднамеренно, он получил регулярную планировку улиц, вписывающуюся в округлые в плане крепостные стены. Две главные улицы, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре части. В размещении главных храмовых сооружений Дрездена, как и в характере их архитектурного решения, можно обнаружить подражание собирательному образу Иерусалима. Подобный же символический сюжет свойственен был и некоторым другим городам Германии. Однако в основной массе строители не прибегали к такому сложному образному решению и ограничивались лишь перекрёстком главных улиц, символизировавших принадлежность к христианскому миру. Такая планировочная схема была характерна для большинства восточногерманских городов и очень часто была оправдана с функциональной точки зрения, поскольку многие города возникали на перекрёстке торговых путей. Однако символика в градостроительстве хоть и имела место, но не была его определяющей чертой. В основе лежали насущные потребности городских жителей - ремесленников и торговцев.

В целом нужно отметить, что для средневекового градостроительства характерны следующие черты: умелое использование природных данных местности и экономичное использование городской территории; способность создавать из простых материалов шедевры архитектуры; терпеливое строительство крупных городских сооружений силами нескольких поколений зодчих. Всё это способствовало выработке наиболее ценных качеств средневекового градостроительства - гибкость их архитектурно-планировочных структур и способность к преемственному развитию. В недрах городской культуры западно-европейского средневековья созрели все предпосылки для развития градостроительных принципов эпохи Возрождения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: