Комнатные растения и чистота в помещении



Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещест­ва различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезне­творными микроорганизмами, способствуют вы­работке у растений иммунитета против различ­ных заболеваний.

К таким веществам относятся фитонциды — биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитиче­ских червей, насекомых — переносчиков и воз­будителей инфекционных заболеваний. Они выделяются как неповрежденными, так и механи­чески разрушенными растительными тканями. По своей химической природе фитонциды чрез­вычайно разнообразны: гликозиды, терпеноиды, другие вторичные метаболиты.

Фитонциды защищают и человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и рабо­тоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения: сосна, ель, эвкалипт, черемуха обыкновенная, орех грецкий, абрикос обыкновенный, сирень обыкновенная, полынь лимонная, акация желтая, розмарин лекарствен­ный, роза красная эфиромасличная, можжевель­ник казацкий, лаванда колосковая, розан ки­тайский (гибискус); травянистые растения — шалфей мускатный, анис обыкновенный, иссоп лекарственный, котовник лимонный, мята пе­речная и др.

Из фитонцидов высших и низших растений в настоящее время получены многие антибио­тики, обладающие различной антимикробной активностью: из чеснока — аллицин, из шалфея лекарственного — сальвин, из зверобоя проды­рявленного — иманин, из чистотела большого — сагвинарин, из хлопчатника шерстистого — госсипол и т. д.

Фитонциды — один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха.

Воздух за­крытых помещений насыщен микроорганизма­ми,

в том числе и болезнетворными. Для оздо­ровления воздушной среды применяют

комнат­ные цветочные растения, многие из которых обладают

высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань,

хлорофитум, колеус и др. Вот почему при подборе цветов для озеленения

школьных помещений необходимо учитывать не только их декоратив­ность, но

и фитонцидные свойства.

Результаты работы показали, что наибольшую фитонцидную активность имеют герань зональная, олеандр обыкновен­ный, хлорофитум пестролистный, гибискус ки­тайский, нефролепис сердцелистный, колеус Блюме, бегония королевская.

викторина «Знаешь ли ты комнатные растения?».

1. Какое комнатное растение называют цвет­ком алхимиков?

(Ответ — фуксию.)

2. Какое комнатное растение очень ядовито?

(Олеандр,)

3. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев,

(Кактус, аспарагус, иглица.)

4. Какое комнатное растение, широко ис­пользуемое на уроках биологии, «переплыло» океан? (Элодея.)

5. Чем объяснить, что комнатные расте­ния размножаются главным образом вегетатив­но?

(Большинство растений в комнатных услови­ях или не цветут, или без искусственного опыления не дают плодов. Поэтому из поко­ления в поколение выживали те виды, которые могли размножаться вегетативно.)

6. На каком растении писали древние егип­тяне и как называлась та бумага, которую из него изготавливали?

(Циперус, папирус,)

7. В какое время суток поливают комнат­ные растения летом, зимой?

(Летом поливают вечером, зимой — утром.)

8. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение. Как оно называется, где его родина? (Ответ — монстера.)

9. Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо. По стеклу она пошла и растение нашла. Муха на цветок взглянула и обратно повернула. Что же это за цветок? Угадай-ка, мой дружок!

(Плектрантус, «мухогон», «мольное дерево».)

Объясните, почему это растение так называет­ся.

10. Какое растение умеет «шагать» по стенам?

(Плющ)

КОНКУРСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Конкурс первый

Выити представителям от каждого класса и встать на одну линию. Участники по очереди называют комнатное растение и делают шаг впе­ред. Названия растений не должны повторяться. Побеждает тот, кто больше всех назовет видов комнатных растений.

Конкурс второй

Участники получают билеты, в которых дано задание, например найти в коллекции комнат­ных растений аспарагус и рассказать о нем; показать приемы правильного полива; правиль­но произвести черенкование того или иного растения и. т. д, Задание надо выполнить и представить на суд жюри.

Конкурс третий

Представители от каждого класса получают плакат с кроссвордом, который они долж­ны отгадать.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: